Контрольная работа по "Мусульманское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какаято биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.

Содержание

Введение
1.Понятие мусульманского права.
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульманского права.
4. Источники мусульманского права.
5. Преступление, наказание и судебный процесс в мусульманском праве.
6. Судебный процесс.
7. Учения о праве собственности
8.Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения
9.Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности
10.Ограничение права собственности. Институт вакфа
11. Основные постулаты мусульманского права.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Мусульманское право.docx

— 55.80 Кб (Скачать)

Введение

1.Понятие мусульманского  права.

2. Этапы развития мусульманского  права.

3. Школы мусульманского  права.

4. Источники мусульманского  права.

5. Преступление, наказание  и судебный процесс в мусульманском  праве.

6. Судебный процесс.

7. Учения о праве собственности

8.Происхождение права  собственности. Определение и  содержание права собственности.  Соотношение права собственности  и права владения

9.Частная собственность  как одна из форм собственности.  Неприкосновенность частной собственности

10.Ограничение права собственности.  Институт вакфа 

11. Основные постулаты  мусульманского права.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

В современном мире каждое государство имеет своё право, а  бывает и так, что в одном и  том же государстве действуют  несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные  общности: каноническое право, мусульманское  право, индусское право, иудейское  право. Существует также международное  право, призванное регулировать во всемирном  или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

От чего зависят и в  чём выражаются различия правовых систем?

В разных странах принимаются  и применяются разные нормы —  это первое, что бросается в  глаза, когда говорят о различиях  правовых систем. Например, право США  и французское право отличаются тем, что первое допускает судебный контроль за конституционностью законов, а второе — нет. В отличие от английского права, разрешающего развод, ирландское право не разрешает его.

И, тем не менее, различия не зависят только от входящих в  состав права норм. Было бы поверхностным  и неправильным видеть в праве  только лишь совокупность норм. Конечно, в определённую эпоху, в определённой стране право может принять именно такой вид. Однако право — это  значительно более сложное явление, выступающее как система. Понятие ''правовой системы'' охватывает широкий  круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социальнокультурные  аспекты, стороны правового феномена.

Возникновение и история  развития правовой системы государства  свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы  воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие  оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве  правовые системы были органически  взаимосвязаны с религией; моральноэтнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует  какаято биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических  целях, чтобы выявить сходства и  различия систем действующего права. Группировка  правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при  котором за основу берутся источники  права или частное или публичное  право, другие юридические качества.

В современном (цивилизованном по нашему пониманию ) мире господствует западная правовая мысль (Романогерманская и англосаксонская правовая семьи  в частности) востоку традиционно  отводилась второстепенная роль между  тем нельзя забывать, что тысячелетний опыт накопленный веками переходит  из поколения в поколение.

В Азии, существовало очень  многочисленное население, а также  типы цивилизации, которые нельзя было считать менее развитыми, чем  цивилизации Запада. Эти типы местной  цивилизации в большей части  Африки и Азии были, в свою очередь, связаны с религиозными верованиями, которые представляли серьёзное  препятствие для рецепции права  и юридических понятий Запада.

Как же происходил там этот конфликт, каким образом пытались и в какой степени удалось  синтезировать традиционные понятия  и европейское право? Далее этот вопрос будет подробно рассмотрен на примере мусульманского права.

Важно подчеркнуть то, что  прошли те времена, когда можно было считать, что лишь западный образ  мышления достоин внимания; он не является ни господствующим, ни бесспорным в  современном мире.

Многие страны и их лидеры не до конца уяснили самобытность менталитета арабского мира, им проще  расценивать мышление этих людей  и народов как ваххабизм (большинство  незнает что это такое) итд, частично это действительно так, но идеология  арабского мира основывается и на совершенно других постулатах в частности  на основных принципах мусульманского права о коих и пойдет речь в  данной работе.

1. Понятие мусульманского  права.

Мусульманское право в  своей основе сложилось и оформилось в VII X веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже  к середине VIII века, просуществовал же он до XIII века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения. Грузия, острова  Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование  Арабского государства было связано  с возникновением новой религии  – ислам (покорность). Основателем  её стал пророк по имени Мухаммед (около 570 632 гг.). Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось  и его право. Уже изначально оно  стало важнейшей частью религии  ислам, который включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат «надлежащий путь», «дорога к  источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны делать и что  не должны, чтобы попасть в рай. По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довёл его до всего  арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов  мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственноэтические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право. Представляя слитность  религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, моральные  наставления, а также предписания  мусульманского культа – регламентацию  молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина. По шариату  у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей: вопервых, обязанности  перед Аллахом; вовторых, обязанности  перед самим собой; втретьих, обязанности  перед рабами Аллаха; вчетвёртых, обязанности  перед тем, кто принадлежит ему  в этом мире. Шариат содержит множество  рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать  обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными  играми и др. Это гуманистическое  содержание шариата содействует  тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны  человеческих взаимоотношений –  в сфере семьи, общества, государства.

В общем, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в  самих истоках зарождения мусульманского права стояла теократия и теология, то есть подчинение в основных вопросах воле Аллаха.

2. Этапы развития  мусульманского права.

Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила  поведения верующим мусульманам. Эти  нормы формировались им главным  образом в публичных проповедях, нашедших свое отражение в Коране. Другая часть юридически значимых норм – сунна (“священный обычай”) сложилась  на основе преданий об изречениях и  поступках Мухаммеда. Позднее и  те, и другие нормы нашли отражение  в первичных источниках мусульманской  религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской  общины, а потому после смерти Мухаммеда  его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники  – “праведные халифы” АбуБакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран  и сунну, они сформировали новые  правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же “молчания” Корана и  сунны нормы устанавливались  совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIIIX веках существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы  и мусульманские судьи кади. Их роль в формировании мусульманской  правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи  стали определять мусульманское  право как право юристов. В  этот период зарождаются главные  ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых  предписаний.

К концу X века мусульманское  право было канонизировано, и “ворота  исканий” для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил “век традиций”, период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права  выносить решения по своему усмотрению при отсутствии в Коране, сунне  и других источниках нужных норм. Они  должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII веку мусульманское  право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность  придерживаться конкретной юридической  школы диктовалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское  право оказалось раздробленным. Подобно романогерманскому праву  периода кодификации, оно стало  правом национальным.

Дальнейшее развитие мусульманской  правовой доктрины шло по пути последовательного  устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в  рамках того или иного толка, а  также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских  правовых школ. Эти нормыпринципы  придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно  повысили его регулятивный потенциал.

IX век знаменует принципиально  новую ступень развития мусульманского  права, становление законодательства  в качестве самостоятельного  источника нормативного регулирования  привело к постепенному вытеснению  юридической доктрины, снижению  ее роли, хотя в содержательном  плане она продолжала оказывать  воздействие на правовую систему.

Со второй половины IX века происходит активное заимствование  европейского права, в частности, романогерманского, которое в настоящее время  в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило  мусульманские правовые нормы. В  других странах (Алжир, Египет, Сирия  и др.) мусульманское право сохранилось  в отдельных сферах социальных отношений, в частности, сфере “личного статуса” мусульман. В тех странах, где  доминируют исламскофундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более  широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного права и др. Здесь наблюдается  своеобразный ренессанс исламскоправовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно  влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

Наиболее яркой чертой мусульманского права является его  откровенно религиозное содержание. Оно влияло на природу и источники  этой правовой системы, на способы регулирования  общественной жизни. Мусульманское  право является совокупностью норм, порожденных религиозноэтическими постулатами и ценностями. Собрание изречений пророка Мухаммеда  выступает главным источником права, а его заповеди, поучения, предписания, ритуалы приобрели смысл юридических  обязанностей. Правда, им не хватает  европейской структурированности, строгости и точности, не ясны и  правовые последствия их исполнения или неисполнения. Но общее социальнопсихологическое послушание гарантирует незыблемость подобных правил поведения.

Исследователи отмечают большую  роль толкователей Корана проповедников  и их учеников, ученыхюристов, религиозных  судов. Очевидная “неподвижность”  исламского права в действительности включает в себя и некоторую динамичность, достигаемую путем собирания  и хранения суждений религиозных, религиозноправовых школ.

Поэтому проблема нормативнологического  оформления права многие века не возникала  в странах мусульманского мира. Лишь с середины прошлого века начинаются кодификационные работы, и торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданскопроцессуальные кодексы  формулируются по модели французского гражданского законодательства. И здесь  колониальный тип отношений предопределял  влияние системы континентального и реже общего права.

В начале ХХ века кодификация  распространяется на сферы семейного  и наследственного права. А с  середины нынешнего века интенсивнее  развиваются конституционное и  административное право, система светского  судоустройства. Особенно это проявляется  в Турции. Влияние общемировых  тенденций правового развития заметно  и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и  мера традиционно мусульманских  принципов и норм, не одинаковы  в различных странах.

Весьма показательны в  этом плане положения Конституции  Исламской Республики Иран, принятой в 1979 и обновленной в 1989 году. Статья 2 гласит: Исламская Республика “это система правления, основанная на вере в:

1) единого Бога, в то, что  он устанавливает законы шариата  и что человек должен покоряться  его воле;

2) божественные откровения  и их основополагающую роль  в толковании законов;

3) страшный Суд и его  конструктивную роль в человеческом  совершенствовании на пути к  Богу”.

Информация о работе Контрольная работа по "Мусульманское право"