Контрольная работа по "Мусульманское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какаято биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.

Содержание

Введение
1.Понятие мусульманского права.
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульманского права.
4. Источники мусульманского права.
5. Преступление, наказание и судебный процесс в мусульманском праве.
6. Судебный процесс.
7. Учения о праве собственности
8.Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения
9.Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности
10.Ограничение права собственности. Институт вакфа
11. Основные постулаты мусульманского права.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Мусульманское право.docx

— 55.80 Кб (Скачать)

Глава о правах народа как  бы растворяет каждого в иранском этносе. Статья 57 устанавливает, что  управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.

Исследователи исламского права  единодушны в оценке ислама одновременно как веры и доктрины государства, а права в собственном и  религиозном смысле. Такая универсальная  характеристика ислама и его нормативных  предписаний не исключает специфики  мусульманского права в отдельных  странах. Так, в ряде стран ЮгоВосточной Азии почти нет парламентских  институтов.

Изучение современных  источников мусульманского права, текстов  законодательных актов свидетельствует  о большей степени их сходства с европейским правом. Но внешнее  сходство не устраняет внутренних, нравственнорелигиозных источников, которые  попрежнему устойчиво определяют поведение  людей.

Итак, подведя итог, можно  сказать, что генезис мусульманского права заключается в его «пластичной» сущности. С зарождения идеологии  Мухаммеда и до конца XX века арабская правовая мысль выдержала гнет внутренних (межнациональных и межкультурных) противоречий и сумела развиться  в самостоятельную правовую систему (что не удалось, например, христианству и иудейству).

3. Школы мусульманского  права.

Шариат состоит из двух частей: теологии, или принципов  веры (акида) и права (фикха). Фикх (поарабски "ясное представление знаний") как мусульманское право в  свою очередь, делится на две части. Первая указывает мусульманину, каким  должно быть его поведение по отношению  к другим (мумалат). Вторая предписывает обязательства по отношению к  Аллаху (ибадат). Эти две части  шариата составляют предмет юридической  науки в том виде, в каком  он определен и изучен различными мазхабами, то есть школами мусульманского права.

Следует особо отметить, что в современном мусульманском  правоведении по вопросу соотношения  понятий "шариат" и "фикх" нет  единого мнения. Исламоведы считают, что причины этого лежат в  исторической эволюции исламского права. В начальный период истории ислама, когда мусульманское сознание воспринималось как единое целое, под фикхом иногда понимались все религиозные положения  раннего ислама, регулирующие образ  жизни, поведение, мышление мусульман. И в этом смысле значение фикха  совпадало с шариатом как всем тем, что Аллах ниспослал людям  в качестве угодного ему пути праведной  жизни, ведущего в рай. Позже в  процессе разработки мусульманской  правовой концепции между фикхом и шариатом стало проводиться  различие. За шариатом закрепилось  значение предписаний в Коране и  Сунне – практической системе  мусульманского права. Фикх же стал означать вынесение самостоятельных решений (улемами – знатоками ислама или  судьями – казиями), если в указанных  источниках не было готовых ответов  на конкретные вопросы. По мере дальнейшего  развития мусульманской правовой мысли  фикх стал пониматься как собственно исламская юриспруденция. Её предметом  стала одна из частей шариата так  называемые практические решения. Несмотря на это, многие современные улемы  до сих пор придерживаются различных  и порой полярных толкований соотношения  фикха и шариата. Одни продолжают считать фикх и шариат синонимами, другие частью и целым, теорией и  практикой, третьи совершенно самостоятельными отраслями религиозного права и  этики.

Множественность тенденций  и суждений в толковании божественного  закона (шариат) и вытекающего из этого расхождения лежат в  основе теории источников права (фикха).Поскольку  фикх существовал до основателей  теологических и юридических  школ, их работа (иджтихад) сводилась  к тому, чтобы понять и объяснить  этот свод в рамках принципов ислама, найденных в Коране и традициях  пророка. Каждый регион мусульманского мира внес свои трактовки этого свода  с учетом характерных для идеологов  и учителей в области фикха  обычаев и культуры.

В результате длительных совместных размышлений об этом правовом феномене мусульманский мир разделился, что  довольно естественно, на суннитские и  шиитские школы. Рене Давид отдает предпочтение делению школ на суннитские и несуннитские, причем к последним он относит  шиитов и харежитов.

Первая из суннитских школ – ханефитская школа, основанная Абу Ханифом (учеником школы Куфа в Ираке). Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы  на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса,признается также и иджма, но в значительно  меньшей степени. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского  и других мусульманских народов  – адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также  должны приниматься во внимание. Благодаря  гибкости ханифизма его приверженцами  являются более трети мусульмансуннитов, проживающих прежде всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии. Надо сказать, что в исламе выработано несколько методов толкования источников права, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами  исламского (суннитского) права. Первый метод – рай, т.е. индивидуальное толкование какоголибо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод – иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий – кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый – истислах (истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.

Вторая значительная суннитская школа – школа Малекита. Ее глава  – Малик Ибн Анас – родился  в 93 году хиджры. Школа Малекита считается  школой, наиболее уважающей обычай Медины, учитывающий общий интерес  и законченность религиозного закона. Система Малика (умер в 795 г.), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически  не используется. Маликитский мазхаб распространен среди мусульман  Египта, Магриба, Судана, Кувейта, Катара, Бахрейна, в Арабских Эмиратах и  на части восточного побережья Аравийского  полуострова.

Школа, созданная Эль Хафеи (АшШафеи), нзывается либо школой хафецитов, либо шафеизмом. Система АшШафии (умер в 820 г.) использует иджму и кыяс и  выступает против рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в  Египте и восточной Африке, в Пакистане  и Индонезии. Исходя из учений этой школы, теория источников права следует  религиозному идеалу, не основывается на созидательном изучении практики. По мнению Р.Давида и К.ЖоффреСпинози, отсюда следует, что этой школе недостает  необходимых понятий для анализа  правовой реальности, что не позволяет  развивать самостоятельную науку  права.

Система ИбнХанбала (умер в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Поэтому  данная школа считается наиболее строгой. Ханбализм распространился  только после четвертого века хиджры, а в Египте появляется только седьмом  веке. Сегодня ему следуют в  Саудовской Аравии и в нескольких местностях Ирака и Сирии.

Все четыре мазхаба, хотя и  спорят между собой по различным  вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных  школ.

Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат (это и есть ответ на вопрос, чем объясняется  деление школ на суннитские и несуннитские).

Среди несуннитских школ можно  упомянуть школу зейдитов – по имени ее основателя Зеида бен  Али. Эта школа считается наиболее близкой суннитским школам. Главное  произведение Зеида бен Али –  сборник традиций, который рассматривается  как первое прочтение хадита до утверждения  фикха. Эта школа преобладает  в Йемене.

Другая шиитская школа  школа ДжаФарита, основанная Саадеком Аль Джа, родившимся в 80 году хиджры. Ее последователи опираются только на традиции имамов, выходцев из семьи  пророка. Не переставая проповедовать  ихтихад, шииты джафаритской школы  противостоят другим направлениям в  вопросе халифата, в частности  ДжаФаризм доминирунт в Ираке  и Иране.

Несмотря на все многообразие школ мусульманского права в современном  мире наиболее распространены суннитская, шиитская, а также вакхабитская. Однако, несмотря на кажущееся единство арабского мира, практически для  каждой страны характерны индивидуальные ветви развития права.

4. Источники мусульманского  права.

В современном отечественном  правоведении утвердилась точка  зрения о том, что основу мусульманского права составляют две группы источников. В первую и главную, безусловно, входят священный Коран и Сунна. Они  являются идейной основой всего  правотворческого процесса в исламе. Вторая группа источников мусульманского права состоит из второстепенных источников (иджма, кияс, шариат фикх, рай, фетва и др.), имеющих правоприкладное  значение. Вместе с тем, в вопросе  об источниках мусульманского права  существует и такой подход, что  оно в основном базируется на 4х  источниках: священный Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Общеизвестно, что незыблемой основой шариата является главная  священная книга мусульман –  Коран. Он имеет различные названия: Китаб, Мубин, Карим, Калам, Нур, Худа и  др. Всего зафиксировано 55 названий Корана. Он первый по важности источник шариата. Основные положения Корана были собраны и записаны спустя более  двух десятилетий после смерти пророка  Мухаммеда при халифе Османе. Уже  тогда он был объявлен священной  книгой, продиктованной Аллахом в  девятый месяц мусульманского лунного  календаря (рамазан) самому пророку  Мухаммеду через посредничество Джабраила. Будучи преимущественно  главной религиозной книгой мусульман  и признанный порождением человеческой мысли средневековой арабской эпохи, священный Коран отразил уровень  знаний, образ мыслей, отношения  людей к реальному миру. Он содержит различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и заклинания, назидательные рассказы и притчи. Вместе с тем священный Коран является одним из крупнейших памятников мировой культуры и человеческой цивилизации. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Не случайно издавна он привлекает внимание людей во всех концах земного шара, и, не смотря на запреты ортодоксов ислама, постоянно переиздается с арабского на другие языки народов мира.

Использование Корана как  идейной опоры Арабского халифата и, как «арабского судебника» явилось  причиной выдвижения положения о  недопустимости перевода «Слова Аллаха»  с арабского на другие языки. Но борьба с другими религиозными культами и задача быстрейшего распространения  ислама вынуждали богословов ислама отступать от этого принципа.

Первый таджикскоперсидский  перевод Корана был осуществлен  атТабари в Бухаре в 961 976 годах.

Позже появились переводы Корана и на такие языки, как малайский, яванский, урду, берберский и другие. Они также были записаны арабским шрифтом. В XIX веке переводы Корана стали  печататься и латинским шрифтом  типографическим способом. В России издания переводов Корана начались с XVIII века. Наиболее ранний из них был  сделан П. Постниковым с французского перевода А. дю Рие и напечатан  по распоряжению Петра I в Петербурге в 1716 году.

Одним из переводов текста Корана с арабского языка на русский  является перевод академика И.Ю. Крачковского. Этот перевод отмечен  исследователями, как имеющий значительные достоинства, но, к сожалению, оставшийся незавершенным. Такова вкратце история  многочисленных переводов Корана. В  период приобретения народами суверенитета и независимости переводческий  процесс в работе над священным  Кораном расширился и стал более  профессиональным.

Структурно Коран состоит  из 114 сур разной величины (от 3 до 286 аятов). Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам) и 77934 слова. Суры расположены в таком порядке, что, начиная со второй (самой большой  в Коране), они идут от большей  к меньшей, то есть по принципу убывающей  длины. После первой короткой суры «Фатиха» («Открывающая») следует самая длинная, например, вторая сура «Букара» («Корова»). Но самая короткая сура 112ая (в ней 3 аята).

Наряду с религиознонравственными  предписаниями Коран содержит и  правовые нормы. В этой священной  книге мусульман от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его "Коран", как арабский судебник» (13:37). Около 250 аятов Корана имеют значение правовых норм, которые носят преимущественно  общий характер.

Правовые нормы содержатся главным образом в 2,4 и 5 сурах. Аяты (40,42, 104, 138, 145, 148, 149, 179, 180, 181, 183, 191, 192, 193, 212) второй суры «Корова» содержат предписания  об обязанностях мукаллафа перед  богом, о совершении намаза, поста, хаджа, джихада, тахарата.

216238, 252 аяты второй суры  устанавливают правила заключения  брака и расторжения его. Во  многих аятах (2, 3, 5, 7, 19, 20, 23, 32, 38, 39, 126129) четвертой суры («Женщина») предписаны  соответствующие нормы брачной  и семейной жизни.

176, 177, 241 аяты второй суры  устанавливают обязательность составления  завещания; в 817, 175 аятах четвертой  суры определяют правила раздела  имущества покойного между наследниками, размер доли наследуемой массы  каждого наследника.

276, 277, 280, 283 аяты второй  суры содержат условия предоставления  в долг, запрет на взимание  процентов со ссуды, действия, связанные с погашением долга.  Сура 83 в Коране посвящена осуждению  обвешивания покупателей торговцами, они прямо называются «эти  нарушители».

Наконец, в 33, 34, 94, 95 аятах  четвертой суры затрагиваются вопросы  преступления и наказания.

Конкретными примерами положений  Корана, трактуемых в юридическом  смысле, являются предписания мусульманам  ценить милосердие Аллаха и самим  быть милосердными. Это и указание давать убежище «многобожникам», если они его попросили. Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому  правоверному воздадутся милости Аллаха. А те, кто преступает веру или  «измышляет на Аллаха ложь, не будут  счастливы». Это относится, прежде всего, к многобожникам, мусульманин получал  право наказывать их.

Информация о работе Контрольная работа по "Мусульманское право"