Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:38, контрольная работа
Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какаято биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.
Введение
1.Понятие мусульманского права.
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульманского права.
4. Источники мусульманского права.
5. Преступление, наказание и судебный процесс в мусульманском праве.
6. Судебный процесс.
7. Учения о праве собственности
8.Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения
9.Частная собственность как одна из форм собственности. Неприкосновенность частной собственности
10.Ограничение права собственности. Институт вакфа
11. Основные постулаты мусульманского права.
Заключение
Список использованной литературы.
Коран насыщен и другими аналогичными по своему характеру нормами и предписаниями. И почти все они императивны и обширны в пределах толкования. Следовательно, они содержат огромные возможности для проявления, в первую очередь, (в установленных религиозных рамках) правовой инициативы.
Несмотря на религиозноправовой характер указанных сур и аятов, Коран нельзя назвать юридическим кодексом в современном понимании. Никто из мусульманских юристов не воспринимает Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Положений юридического характера, содержащихся в священном Коране, недостаточно для того, чтобы вести речь о кодификации (к тому же это был бы односторонний и методологически неверный подход к Корану, сугубо формальное определение его сущности). Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.
Коран выступает, в первую
очередь, как фундаментальный
Коран, являясь основой
и первым источником, не мог являться
единственным источником мусульманского
права. Так возникла потребность
в принятии второго по важности и
значимости источника шариата –
Сунны. Арабское слово «сунна» («ассунна»),
имеет множество значений, например,
обычай, нрав, традиции, образ жизни
и состояние. В отличие от Корана,
содержащего отдельные
В Сунну вошли и сообщения о сподвижниках и последователях пророка. Это как бы свод образцовых примеров для подражания во всех случаях жизни. Образно о значении Сунны говорят так: «Соблюдать Сунну – значит подражать Мухаммеду».
По традиции достоверный
хадис состоит из двух частей. Первая
– это иснад (с арабского буквально
– опора). Здесь перечисляются
передатчики данного хадиса, то есть
ссылки на источник рассказа от последнего
по времени передатчика и до очевидца
– современника пророка. Вторая часть
хадиса – это матн (с арабского
– текст), то есть собственно содержание
хадиса, сам рассказ о какомнибудь
изречении или поступке пророка.
Хадисы создавались в сфере
Подобно тому, как изучение Корана создало науку тафсира (от арабского – толкование), то есть текстуальное толкование Корана, так и собирание хадисов, их изучение вызвало к жизни науку о преданиях. В результате на базе этих двух отраслей религиозной литературы – теологии (богословия) и права возникли две отрасли шариата. В первое время они не имели четкого различия. Именно поэтому в тот период профессиональные знатоки мусульманского права – факихи были одновременно и богословами. И лишь в VIII веке мусульманские юристы отделили юридические нормы от религиозных. И именно тогда, как уже отмечалось, представители различных направлений ислама создали свои правовые школы и сборники норм мусульманского права.
Сунна, так же как и Коран, не содержит, в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям известных юристов, нежели к Корану и Сунне. Эта ситуация сохраняется и в настоящее время.
Исламские юристы разработали мусульманское право, стремясь обосновывать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Но и они не смогли избежать абстрактного восприятия феномена права. Впрочем, их задача состояла не в создании теории позитивного права, а в систематизации интеллектуальных методов легитимации (на основе исламской религии, практики, более или менее сознательно применявшейся) поисков таких решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из первоисточников – Корана и Сунны.
Таким образом, это был
метод, в котором нуждались
Рассуждения, носящие индивидуальный характер, возможны только при соблюдении метода кияс (суждение по аналогии). Только тогда рассуждение не останется просто личным мнением (рай), не имеющим юридической значимости.
К четырем основным источникам мусульманского права относится Иджма (единодушное мнение, консенсус). Иджма представляет собой согласованное, единодушное заключение знатоков ислама об обязанностях правоверных, получивших значение юридической истины, общее мнение по вопросам, не урегулированным ни Кораном, ни Сунной. Иджма является способом восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда Коран и Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Конкретным примером Иджмы как «одобряемого нововведения» является введение в исламе праздника «Мавлида», то есть дня рождения Мухаммеда в XII веке. Возможно он возник под влиянием христианского рождества. В настоящее время Мавлид официальный праздник в Пакистане.
В целом же, определяя значение Иджмы в мусульманском праве, следует отметить, что она позволила правоведам – факихам обосновывать введение новых форм фикха, самостоятельно комментировать мусульманские законы, решать спорные дела, даже поновому толковать предписания Корана и Сунны и более того – заменять отдельные правила поведения другими более рациональными. Со ссылкой на Иджму мусульманская юриспруденция нередко освящает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми. В настоящее время Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.
Еще одним важным источником
мусульманского права является Кияс
(от арабского – сравнение), то есть
суждение, решение дел по аналогии.
Суть Кияса заключается в применении
установленных Кораном, Сунной и
Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным
этими источниками права, случаям.
Поразному исследователи
Осмысливая значение Кияса
в мусульманском праве, исследователи
юристы указывают на ограниченный характер
решения дел по аналогии. И объясняют
это они
Кроме перечисленных источников
права в исламе, некоторые исследователи
фикха называют законы, административные
акты внешних органов
Важно добавить, что в
качестве источника мусульманского
права не могут быть использованы
Конституции и другие законодательные
акты. Список остальных источников
характеризуется Кораном, Сунной, а
также доктриальными
5. Преступление, наказание
и судебный процесс в
Наконец, следует иметь в виду и то, что в мусульманском праве под термином фикх понимается не только исламское правоведение, но и правила поведения, регулирующие поступки и взаимоотношения мусульман, то есть то, что называется фикхправо. Оно включает религиозные, юридические, нравственные нормы, обычаи, правила вежливости и этикета, являясь мусульманским правом в широком значении. При этом по шариату, по фикху праву, существует пять критериев оценки действий дееспособного субъекта мусульманина.
1. Действие и поступки
особой важности (фарз), то есть
обязательные предписания. По
этой причине они не
3. Поступки, которые не подлежат поощрению, но и не наказываются (мубах), например, заключение сделок, торговых соглашений.
4. Поступки, не подлежащие наказанию, но и не одобряемые. Например, употребление в речи бранных слов, неуважение к пожилым людям и т.д.
5. Совершение запрещенных
поступков (харам), то есть категорически
запретные для мусульман
В основе классификации лежат
соответствующие
Согласно шариату, большая часть действий, подлежащих наказанию – это предосудительные поступки, которые делятся на четыре вида. Это:
злословие, сплетни по адресу другого;
воровство, то есть присвоение чужого имущества;
сквернословие, то есть унижение достоинства другого человека;
причинение ближнему того, что не желаешь себе;
Кроме вышеперечисленных делений поступков мусульман, существует также разделение совершаемых действий на правильные и неправильные, допустимые и недопустимые, юридически обоснованные и необоснованные. Шариат предусматривал жестокие наказания за преступления, отвечавшие нравам времени его возникновения. Например, по поводу воровства в Коране утверждается, что "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели как устрашение от Аллаха" (5:42), "Прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов... И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (24:2). За многие преступления шариат предусматривает смертную казнь, в том числе за отступничество от ислама, разбой, преднамеренное убийство. Виды казни за преступления средневекового характера: отсечение головы (но не отсечением её совсем), четвертование, побиение камнями, погребение заживо, удушение, утопление. При этом женщина при наказании должна быть скрыта покрывалом, а мужчина наказывается в такой одежде, которая бы не смягчила наказание. В наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека шариат исходил из родоплеменных обычаев арабов: определял "цену крови", (от арабского – дия, то есть выкупа в зависимости от тяжести противоправного действия убийства или нанесения ранения, увечья). Возмездие по принципу талиона "равным за равное", однородным действием, поарабски называется кисас: "око за око, зуб за зуб". В Коране талион утверждается в суре 2ой (Корова). В целом в шариате разработан целый комплекс правил, регламентирующих уплату дия: за женщину платили меньше чем за мужчину; за убитого христианина или иудея меньше чем за мусульманина, выкуп за преднамеренное действие был больше чем за непреднамеренное. За действие, совершённое несовершеннолетним или сумасшедшим дия уплачивало государство. Женщины и дети освобождались от уплаты дия.
Информация о работе Контрольная работа по "Мусульманское право"