Контрольная работа по Государственному и муниципальному управлению Модели местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:15, контрольная работа

Описание работы

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРЯ РАЗВТИЯ. 4
1.1 Природа местного самоуправления 4
1.2 Необходимость реформирования местного самоуправления в России. 5
1.3 Развитие модели местного самоуправления в Российской Федерации 7
ГЛАВА 2.МОДЕЛЬ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ. 11
2.1 Основные положения закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» 11
2.2 Конституционные принципы регулирования основ местного 18
самоуправления в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

модели местного самоуправления.docx

— 96.45 Кб (Скачать)

Утверждение, что предоставление возможности  депутатам представительных органов  крупных городов работать на постоянной основе без таких жестких ограничений  приведет к значительному росту  расходов на их содержание, не всегда основательно. Так, если в городе с численностью жителей в 300–500 тысяч человек  может избираться 25–40 депутатов, и  из них на постоянной основе реально  могут работать 10–15, то в подразделениях администрации такого города работают несколько сотен специалистов.

Постоянным источником конфликтов между главами муниципальных  образований и представительными  органами служат контрольные полномочия представительного органа.

Под всякими благовидными и неблаговидными предлогами исполнительная власть старается  оградить себя от депутатского контроля.

Некоторые главы оспаривают возможность  создания представительным органом  местного самоуправления специальных  контрольных подразделений, привлечения  для работы в них или в депутатских  комиссиях специалистов, не являющихся депутатами. Раз контрольные полномочия закреплены за представительными органами, – то пусть депутаты самостоятельно и только своими руками и контролируют нашу работу!

Федеральный закон поставил точку  на этих спорах. Специальная статья предусматривает возможность создания в муниципальном образовании  контрольного органа. Причем он может формироваться представительным органом или путем избрания на муниципальных выборах. Порядок его формирования должен устанавливаться уставом муниципального образования. И здесь заложена достаточно широкая свобода в определении порядка его формирования и организации его деятельности.

Однако на начальном этапе применения этих положений Федерального закона представляется целесообразным предпочесть  формирование контрольного органа представительным органом местного самоуправления. С  одной стороны, с тем, чтобы мог  быть использован потенциал представительного  органа, опыт депутатов, а с другой, с тем, чтобы контрольный орган  не превратился в независимый (в  дурном смысле) ни от депутатов, ни от населения, что на начальном этапе развития местного самоуправления вполне возможно и, к сожалению, часто происходит.

Как должна сформироваться новая структура  органов местного самоуправления?

Во вновь образованных в соответствии с переходными положениями Федерального закона муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления должна быть определена на местном  референдуме в порядке, установленном  частью 5 статьи 34. Если референдум не будет  проведен или будет признан не состоявшимся, то структура органов  местного самоуправления определяется представительным органом после  его избрания.

В существующих муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления приводится в соответствие с положениями  Федерального закона, по мере окончания  полномочий действующих органов  местного самоуправления (абзац второй и третий части 2 статьи 84).

Конечно, в новой редакции Федерального закона имеется много неточностей  и противоречий как в понятийном и терминологическом аппарате, так  и в содержании норм. Но, по словам Ильдара Фасаева, консультанта аппарата Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления: «…это отдельный предмет для обсуждения. По мере развития правоприменительной практики закон будет совершенствоваться, выявленные неточности и противоречия будут устраняться».

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение, и как хозяйствующий субъект и собственник, активно действующий на рынке.

Муниципальную собственность имеют 10527 из 11566 муниципальных образований, т.е. 91% муниципальных образований. При  этом наблюдается тенденция их сокращения: на 682 единицы в 2003 г. по сравнению с 2000 г., что, в основном, связано с укрупнением территорий муниципальных образований и сокращением их общего числа.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” в собственности муниципальных образований может находиться только три категории имущества:

1) имущество, предназначенное для  решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным  законом;

2) имущество, предназначенное для  осуществления отдельных государственных  полномочий, переданных органам  МСУ, в случаях, установленных  федеральными законами и законами  субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для  обеспечения деятельности органов  МСУ и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования.

При этом органы местного самоуправления каждого муниципального образования  вправе самостоятельно решать, какие  виды муниципального имущества в  пределах перечня, определенного федеральным  законом, необходимы им для решения  вопросов местного значения.

В целях обоснованного разделения муниципального имущества между  поселениями и муниципальными районами в законе определены исчерпывающие перечни видов муниципального имущества, которые могут находиться соответственно в собственности поселений и муниципальных районов (городских округов). Это позволит обеспечить использование муниципального имущества именно для решения тех вопросов местного значения, которые закреплены в федеральном законе за поселениями и муниципальными районами (городскими округами).

Таким образом, статья 50 Закона устанавливает  целевое назначение муниципальной  собственности. Данное регулирование  соответствует особому статусу  муниципалитетов как публичных  образований и связанным с  ним особенностям участия муниципалитетов  в гражданско-правовых отношениях. Названное принципиальное положение  нашло свое отражение не в форме  установления критериев допустимости муниципальной собственности на объекты, а путем закрепления  подробного и закрытого перечня  имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований разных типов.

Вместе с тем, подобный подход может  привести к необходимости внесения изменений и дополнений в статью 50 Закона (возможно, и путем изменения  ее юридической конструкции), т.к. принятие муниципалитетами к решению дополнительных вопросов местного значения может потребовать  создания (приобретения) объектов муниципальной  собственности, не включенных в перечень.

В случае возникновения у муниципальных  образований права собственности  на имущество, не относящееся ни к  одной из вышеперечисленных категорий, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Органы местного самоуправления до 1 января 2009 года должны осуществить  в порядке, предусмотренном законодательством  о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не относящегося ни к одной из вышеперечисленных  категорий и находящегося в муниципальной  собственности на день вступления в  силу указанного Федерального закона.

Данные положения Федерального закона создают правовые гарантии, предусматривающие использование  муниципальной собственности в  целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного самоуправления лишаются дополнительных рычагов влияния на развитие муниципального сектора экономики, а также части  доходов, поступающих в местные  бюджеты от использования муниципальной  собственности.

Еще одна проблема: С появлением новых, независимых субъектов права муниципальной собственности (разных типов муниципальных образований) возникает вопрос о разделе имущества между ними, а также проблема установления перечня необходимых для каждого муниципального образования объектов собственности, определения критериев отнесения имущества к объектам права того или иного муниципального образования.

Разграничение объектов муниципальной  собственности – это сложный, многоэтапный процесс, лежащий в  основе всех последующих операций с  недвижимостью. Согласно вышеназванному Закону Правительство РФ в срок до 1 января 2005 года должно утвердить порядок  разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими округами, поселениями. Таким образом, в каждом субъекте РФ появится необходимость разработки ряда нормативных актов, направленных, в том числе, и на установление законодательных норм и правил, регулирующих разграничение объектов муниципальной собственности.

2.2 Конституционные принципы регулирования основ местного

самоуправления  в России

К конституционным принципам  регулировании основ местного самоуправления относятся принципы, содержащиеся в  Конституции России, такие, как:

- осуществление народом  своей власти непосредственно,  а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (ст. 3);

- признание и гарантированность  местного самоуправления, его самостоятельность  в пределах своих полномочий (ст. 12);

- органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти (ст. 12);

- обеспечение самостоятельного  решения населением вопросов  местного значения (ст. 130);

- структура органов местного  самоуправления определяется населением  самостоятельно (ст. 131);

- местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного  самоуправления (ст. 130);

- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, допускается с учетом  мнения населения соответствующих  территорий (ст. 131);

- органы местного самоуправления  могут наделяться законом отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству (ст. 132).

Однако другие конституционные  принципы, в отличие от перечисленных, характеризуются более высоким  уровнем детализации правового  регулирования местного самоуправления. К ним можно отнести:

- право граждан избирать  и быть избранными в органы  местного самоуправления, участвовать  в местном референдуме (ст. 32);

- самостоятельное управление  муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, осуществление охраны  общественного порядка (ст. 132);

- обязанность органов  местного самоуправления участвовать  в создании условий для осуществления  прав граждан на жилище (ст. 40)3.

Конституция Российской Федерации  и Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяют следующие основные сферы  взаимодействия государственной власти и местного самоуправления: 1) установление общих принципов организации  местного самоуправления; 2) регулирование  компетенции органов местного самоуправления; 3) определение полномочий органов  государственной власти в сфере  местного самоуправления; 4) делегирование  отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления; 5) осуществление контроля за деятельностью  местного самоуправления4.

Таким образом, охарактеризовать конституционную модель местного самоуправления в Российской Федерации можно  следующим образом.

Местное самоуправление –  самостоятельная деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Элементы местного самоуправления:

1) главный субъект местного  самоуправления - население, которому  предоставлены права: избирать  и быть избранными в органы  местного самоуправления; участвовать  в местном референдуме; обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  органы местного самоуправления; знакомиться с документами и  материалами органов местного  самоуправления, непосредственно затрагивающими  права и свободы гражданина; определять  структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу  изменения границ территорий  местного самоуправления; защищать  право на местное самоуправление  и образующие его права в  судебном порядке;

2) компетенция и пределы  осуществления местного самоуправления  ограничиваются вопросами местного  значения, к ним относятся вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального  образования (жилищное строительство  и распределение жилья, муниципальное  здравоохранение и образование,  управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка  и другие).

3) муниципальное образование  обладает правом собственности  на муниципальное имущество.

Структура органов местного самоуправления: 1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных  образований (представительные органы местного самоуправления); 2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава  муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Информация о работе Контрольная работа по Государственному и муниципальному управлению Модели местного самоуправления в РФ