Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:15, контрольная работа
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРЯ РАЗВТИЯ. 4
1.1 Природа местного самоуправления 4
1.2 Необходимость реформирования местного самоуправления в России. 5
1.3 Развитие модели местного самоуправления в Российской Федерации 7
ГЛАВА 2.МОДЕЛЬ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ. 11
2.1 Основные положения закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» 11
2.2 Конституционные принципы регулирования основ местного 18
самоуправления в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛТЕРАТУРЫ 24
Утверждение, что предоставление возможности депутатам представительных органов крупных городов работать на постоянной основе без таких жестких ограничений приведет к значительному росту расходов на их содержание, не всегда основательно. Так, если в городе с численностью жителей в 300–500 тысяч человек может избираться 25–40 депутатов, и из них на постоянной основе реально могут работать 10–15, то в подразделениях администрации такого города работают несколько сотен специалистов.
Постоянным источником конфликтов
между главами муниципальных
образований и
Под всякими благовидными и неблаговидными предлогами исполнительная власть старается оградить себя от депутатского контроля.
Некоторые главы оспаривают возможность создания представительным органом местного самоуправления специальных контрольных подразделений, привлечения для работы в них или в депутатских комиссиях специалистов, не являющихся депутатами. Раз контрольные полномочия закреплены за представительными органами, – то пусть депутаты самостоятельно и только своими руками и контролируют нашу работу!
Федеральный закон поставил точку
на этих спорах. Специальная статья
предусматривает возможность
Однако на начальном этапе применения
этих положений Федерального закона
представляется целесообразным предпочесть
формирование контрольного органа представительным
органом местного самоуправления. С
одной стороны, с тем, чтобы мог
быть использован потенциал
Как должна сформироваться новая структура органов местного самоуправления?
Во вновь образованных в соответствии
с переходными положениями
В существующих муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления приводится в соответствие с положениями Федерального закона, по мере окончания полномочий действующих органов местного самоуправления (абзац второй и третий части 2 статьи 84).
Конечно, в новой редакции Федерального закона имеется много неточностей и противоречий как в понятийном и терминологическом аппарате, так и в содержании норм. Но, по словам Ильдара Фасаева, консультанта аппарата Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления: «…это отдельный предмет для обсуждения. По мере развития правоприменительной практики закон будет совершенствоваться, выявленные неточности и противоречия будут устраняться».
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение, и как хозяйствующий субъект и собственник, активно действующий на рынке.
Муниципальную собственность имеют 10527 из 11566 муниципальных образований, т.е. 91% муниципальных образований. При этом наблюдается тенденция их сокращения: на 682 единицы в 2003 г. по сравнению с 2000 г., что, в основном, связано с укрупнением территорий муниципальных образований и сокращением их общего числа.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” в собственности муниципальных образований может находиться только три категории имущества:
1) имущество, предназначенное
2) имущество, предназначенное
3) имущество, предназначенное
При этом органы местного самоуправления каждого муниципального образования вправе самостоятельно решать, какие виды муниципального имущества в пределах перечня, определенного федеральным законом, необходимы им для решения вопросов местного значения.
В целях обоснованного разделения муниципального имущества между поселениями и муниципальными районами в законе определены исчерпывающие перечни видов муниципального имущества, которые могут находиться соответственно в собственности поселений и муниципальных районов (городских округов). Это позволит обеспечить использование муниципального имущества именно для решения тех вопросов местного значения, которые закреплены в федеральном законе за поселениями и муниципальными районами (городскими округами).
Таким образом, статья 50 Закона устанавливает целевое назначение муниципальной собственности. Данное регулирование соответствует особому статусу муниципалитетов как публичных образований и связанным с ним особенностям участия муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях. Названное принципиальное положение нашло свое отражение не в форме установления критериев допустимости муниципальной собственности на объекты, а путем закрепления подробного и закрытого перечня имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований разных типов.
Вместе с тем, подобный подход может привести к необходимости внесения изменений и дополнений в статью 50 Закона (возможно, и путем изменения ее юридической конструкции), т.к. принятие муниципалитетами к решению дополнительных вопросов местного значения может потребовать создания (приобретения) объектов муниципальной собственности, не включенных в перечень.
В случае возникновения у муниципальных
образований права
Данные положения Федерального
закона создают правовые гарантии,
предусматривающие
Еще одна проблема: С появлением новых, независимых субъектов права муниципальной собственности (разных типов муниципальных образований) возникает вопрос о разделе имущества между ними, а также проблема установления перечня необходимых для каждого муниципального образования объектов собственности, определения критериев отнесения имущества к объектам права того или иного муниципального образования.
Разграничение объектов муниципальной собственности – это сложный, многоэтапный процесс, лежащий в основе всех последующих операций с недвижимостью. Согласно вышеназванному Закону Правительство РФ в срок до 1 января 2005 года должно утвердить порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими округами, поселениями. Таким образом, в каждом субъекте РФ появится необходимость разработки ряда нормативных актов, направленных, в том числе, и на установление законодательных норм и правил, регулирующих разграничение объектов муниципальной собственности.
К конституционным принципам регулировании основ местного самоуправления относятся принципы, содержащиеся в Конституции России, такие, как:
- осуществление народом
своей власти непосредственно,
а также через органы
- признание и гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий (ст. 12);
- органы местного
- обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения (ст. 130);
- структура органов местного
самоуправления определяется
- местное самоуправление
осуществляется гражданами
- изменение границ территорий,
в которых осуществляется
- органы местного
Однако другие конституционные принципы, в отличие от перечисленных, характеризуются более высоким уровнем детализации правового регулирования местного самоуправления. К ним можно отнести:
- право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме (ст. 32);
- самостоятельное управление
муниципальной собственностью, формирование,
утверждение и исполнение
- обязанность органов
местного самоуправления
Конституция Российской Федерации
и Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
определяют следующие основные сферы
взаимодействия государственной власти
и местного самоуправления: 1) установление
общих принципов организации
местного самоуправления; 2) регулирование
компетенции органов местного самоуправления;
3) определение полномочий органов
государственной власти в сфере
местного самоуправления; 4) делегирование
отдельных государственных
Таким образом, охарактеризовать конституционную модель местного самоуправления в Российской Федерации можно следующим образом.
Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Элементы местного самоуправления:
1) главный субъект местного
самоуправления - население, которому
предоставлены права: избирать
и быть избранными в органы
местного самоуправления; участвовать
в местном референдуме;
2) компетенция и пределы
осуществления местного
3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.
Структура органов местного самоуправления: 1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления); 2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).