Контрольная работа по Государственному и муниципальному управлению Модели местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:15, контрольная работа

Описание работы

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРЯ РАЗВТИЯ. 4
1.1 Природа местного самоуправления 4
1.2 Необходимость реформирования местного самоуправления в России. 5
1.3 Развитие модели местного самоуправления в Российской Федерации 7
ГЛАВА 2.МОДЕЛЬ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ. 11
2.1 Основные положения закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» 11
2.2 Конституционные принципы регулирования основ местного 18
самоуправления в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

модели местного самоуправления.docx

— 96.45 Кб (Скачать)

Но в целом на местном  уровне также заметно серьезное  расширение консультативных форм прямой демократии. Влияние населения на органы местного самоуправления возросло вследствие повсеместного введения института отзыва выборных лиц местного самоуправления на уровне муниципальных  образований. Таким образом, органы местного самоуправления сохраняют  постоянную связь с населением муниципальных  образований и даже зависимость  от него и не превращаются в составную  часть государственного механизма, хотя такая тенденция, как представляется, тем не менее существует.

Принципиально новыми для  муниципального законодательства Российской Федерации являются положения Федерального закона 2003 г., допускающие непосредственное решение органами государственной  власти вопросов местного значения. Тем  самым, несмотря на прямой запрет Конституции  Российской Федерации, органы государственной  власти приобретают качество отдельных  элементов системы местного самоуправления. В числе последних следует  рассматривать: органы государственной  власти, организующие местный референдум, органы государственной власти, отменяющие или приостанавливающие муниципальные  нормативные правовые акты, органы государственной власти, временно осуществляющие отдельные полномочия органов местного самоуправления, и органы государственной власти, осуществляющие временное финансовое администрирование на территории муниципального образования.

Наиболее серьезные изменения  в законодательстве затронули область  финансовых основ местного самоуправления. Был резко усилен финансовый контроль за местными бюджетами, введены меры юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение делегированных отдельных государственных  полномочий в экономической области. Нормативно было закреплено право органов  государственной власти в ряде случаев  вмешиваться в решение вопросов местного значения в сфере экономики  и финансов, включая право на принятие органами государственной власти или  их представителями таких важнейших  решений, как принятие местного бюджета, его изменение, определение перечня  расходных обязательств муниципального образования, установление порядка  погашения долгов муниципального образования  и т.д.

Анализ Федерального закона 2003 г. позволяет сделать вывод  о том, что федеральный законодатель пытается отграничить муниципальную  власть от государственной и общественной форм власти. От общественной власти муниципальная  власть отличается тем, что ее решения  носят общеобязательный характер и  имеют территориальные пределы  действия - границы муниципального образования. Но, несмотря на такое  отграничение, муниципальной власти присущи и общественные черты, отличающие ее от власти государственной. Они проявляются  в праве населения непосредственно  решать вопросы местного значения, в возможности самоорганизации  жителей для управления местными делами; население непосредственно  либо через представительный орган  осуществляет контроль за деятельностью  органов и должностных лиц  местного самоуправления. Наконец, право  принятия нормативных актов создает  на уровне местного самоуправления возможность  саморегуляции субъектами местного самоуправления своей деятельности.

Но публичный характер муниципальной власти, осуществление  ею функций управления частью общества, в том числе основанного на методе принуждения, тесно сближает ее с властью государственной. Органы местного самоуправления вправе принимать  общеобязательные на территории муниципального образования нормативные акты, и  издание таких актов как раз  и является формой управления делами муниципального образования. Тенденции  развития муниципального законодательства позволяют сделать вывод о  том, что государство в настоящий  момент стремится усилить в местном  самоуправлении государственные начала.

Таким образом, представляется некорректным дальнейшее (и вполне справедливое в период с 1993 по 2003 гг.) определение российской муниципальной  власти как общественно-государственной. Анализ нового законодательства о местном  самоуправлении позволяет сделать  вывод о том, что оно изменяет природу местного самоуправления, которое  становится государственной властью, хотя при этом сохраняет и отдельные  черты власти общественной. Эти общественные черты муниципальной власти достаточно ярко выражены, и их наличие не позволяет  полностью отождествить муниципальную  власть с государственной и, соответственно, органы местного самоуправления с органами государственной власти. Но деятельность органов местного самоуправления полностью  регулируется и контролируется по новому Закону органами государственной власти. Из этого следует, что государственная  власть и местное самоуправление в Российской Федерации образуют функционально связанную, но институционально разделенную систему. Муниципальная  власть, таким образом, может характеризоваться  как форма публичной власти, обладающая отдельными чертами самостоятельности2.

Сегодняшние взаимоотношения  местного самоуправления и государственной  власти в Российской Федерации основаны на принципах теории дуализма муниципального управления. Эта теория признает в  природе местного самоуправления наличие  государственных и общественных черт. Данная теория не препятствует установлению полной зависимости местного самоуправления от государства, она вполне согласуется  даже с возможным поглощением  местного самоуправления государством, т.е. встраиванием его в систему  государственной власти. Формально  этому препятствует ряд норм Конституции  Российской Федерации, прежде всего  ст. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.МОДЕЛЬ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ.

2.1Основные положения закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Как известно, задача местного самоуправления - решение вопросов местного значения. Соответственно, чем лучше они  решаются - тем местное самоуправление эффективнее. Демократические традиции развитых стран позволяют сформулировать определенные общезначимые принципы эффективного функционирования местного самоуправления. К ним относятся:

·  широкие возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности, реализуемые в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;

·  значительная свобода действий в сферах, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории;

·  ограничение вмешательства государства только сферой, предписанной законом;

·  отделение функций нормативного регулирования от функций непосредственного хозяйственного управления сферами обслуживания населения;

·  четкое разграничение уровней местного самоуправления через определение для каждого из них не перекрывающих друг друга сфер влияния и компетенции;

·  самоуправление через выборы доверенных лиц, сменяемых и подотчетных населению;

·  широкая социальная база процессов принятия решений и управления.

В связи с вступлением  в силу с 1 января 2006 года положений  Федерального закона “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” в новой  редакции должны произойти существенные изменения в структурной организации  органов местного самоуправления.

Это обусловлено значительными  новшествами в правовом регулировании  общих принципов организации  местного самоуправления в Российской Федерации, введенными данным Федеральным  законом.

В отличие от ныне действующей  редакции закона от 1995 годастанет обязательным наличие в структуре органов местного самоуправления не только представительного органа, но и местной администрации, а также и должности главы муниципального образования.

Глава муниципального образования  может возглавлять либо представительный орган местного самоуправления, либо местную администрацию, но не может  одновременно возглавлять представительный орган местного самоуправления и  местную администрацию. Вместе с  тем, глава поселения с численностью населения менее 1000 человек может  одновременно возглавлять и местную  администрацию, и представительный орган муниципального образования. В соответствии с данными положениями  в уставе муниципального образования  должен быть установлен статус должности  главы муниципального образования  в части, определяющей место данной выборной должности в структуре  органов местного самоуправления.

Хотя Федеральным законом и  установлено, что глава местного самоуправления является высшим должностным лицом муниципального образования, роль главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления должна существенно измениться. Это связано с тем, что Федеральный закон в обязательном порядке связывает должность главы муниципального образования с руководством одним из органов местного самоуправления и, тем самым, вводит должность главы в структуру одного из органов местного самоуправления. Следовательно, глава муниципального образования не может иметь полномочия или права, выходящие за пределы установленных уставом муниципального образования полномочий и компетенции, прав и обязанностей органа местного самоуправления, в структуру которого входит должность главы.

Таким образом, глава муниципального образования не может быть наделен собственной компетенцией, ставящей его выше как представительного органа местного самоуправления, так и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

Если глава муниципального образования  возглавляет представительный орган  местного самоуправления, то местную  администрацию должен возглавлять  назначаемый по контракту глава  местной администрации. Глава местной  администрации назначается представительным органом муниципального образования  по результатам конкурса.

Данные нововведения в части, определяющей общие принципы организационной  структуры органов местного самоуправления, несомненно, можно считать позитивными  для развития местного самоуправления.

Вместе с тем, ряд положений  Федерального закона в этой части  вызывает сомнения в их эффективности, а некоторые положения содержат противоречия.

В частности, выглядит странным требование ст. 34 об обязательном наличии в структуре органов местного самоуправления представительного органа и местной администрации для муниципальных образований с численностью менее 1000 человек, если уставом муниципального образования установлено, что глава муниципального образования в соответствии с ч. 3 ст. 36 одновременно возглавляет и представительный орган, и местную администрацию.

Вместе с тем, может быть малоэффективной  деятельность органов местного самоуправления в поселениях с численностью избирателей  менее 100 человек, возможность наличия  которых подразумевается Федеральным  законом (ч. 3 ст. 35), т.е, муниципальным образованием может быть поселение, в котором живут менее 50 семей.

В Федеральном законе дублируется  норма Конституции о том, что  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Однако, при этом, допускается  участие органов государственной  власти в формировании органов местного самоуправления при назначении главы  местной администрации по контракту.

Положительной можно оценить положения  Федерального закона, обеспечивающие гарантии представительства населения  в осуществлении местного самоуправления. В частности, установление минимально допустимого численного состава  депутатов представительных органов  муниципальных образований в  зависимости от численности населения, проживающего в муниципальном образовании (городском или сельском поселении) позволит увеличить представительство  населения.

В Федеральный закон включены некоторые  положения, ранее достаточно широко применявшиеся в уставах ряда муниципальных образований. К ним  относятся нормы статьи 35 Федерального закона, определяющие порядок промульгации (подписания и обнародования) нормативных  правовых актов представительного  органа муниципального образования.

Установленный Федеральным законом  порядок промульгации включает право  главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, отклонить нормативный правовой акт, который может быть рассмотрен повторно и принят квалифицированным  большинством депутатов (не менее двух третей). Эти нормы позволят избежать конфликтов при определении порядка  вступления в силу нормативных правовых актов и послужат упорядочиванию отношений между исполнительными  и представительными органами.

Эти нововведения в совокупности в  определенной степени повысят роль представительной демократии в местном  самоуправлении, позволят уравновесить сложившийся на местном уровне перекос  баланса между исполнительной и  представительной властью, ограничить возможность монополизации власти и влияния главами муниципальных образований, зачастую наблюдающуюся в муниципальных образованиях.

В старой редакции закона допускалась  возможность работы депутатов представительного  органа на постоянной основе без всяких ограничений. Количество и условия  работы депутатов на постоянной основе могли быть определены уставом муниципального образования. Теперь вводятся ограничения  – на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

Если для небольших муниципальных  образований это и имеет смысл, то для крупных городов такие  ограничения снизят эффективность  местного самоуправления в целом. Без  возможности в необходимой и  достаточной степени заниматься подготовкой нормативных актов, проблемами городского социально-экономического развития представительная власть так  и останется статистом при  исполнительной. А, следовательно, не будут  решаться те насущные проблемы в деятельности органов местного самоуправления, необходимости  решения которых и были одними из целей реформы, а именно, распространенность нецелевого расходования средств, проблемы ЖКХ, бюрократизация местной власти, коррупция и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по Государственному и муниципальному управлению Модели местного самоуправления в РФ