Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: исследование вопросов связанных с понятием и юридическими свойствами Конституции Российской Федерации.
Задачи работы: во-первых нам необходимо разобрать юридические свойства Конституции РФ, во-вторых дать определение сущности Конституции РФ, в третьих рассмотреть порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок, а также существующие способы толкования Конституции РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и юридические свойства конституции 5
1.2. Сущность конституции 12
1.3. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок 16
1.4. Характерные черты и особенности Конституции РФ…………………….21
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1. Толкование Конституции РФ 26
2.2. Роль конституционного суда в толковании Конституции РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая конституции РФ исправленная.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Конституционное Собрание в  соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может  подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются.

Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют  одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон "О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"8 детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.

Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом, а в ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Упомянутые законы, пока не принятые, урегулируют порядок  решения предусмотренных в этих статьях вопросов. Очевидно, что  при их решении обязательным является согласие (или инициатива) субъекта РФ и поэтому здесь неприменим порядок, установленный для внесения поправки в Конституцию: голосование в палатах Федерального Собрания (положительное или отрицательное), одобрение (или неодобрение) других субъектов. Согласие субъекта не может быть преодолено несогласием палат или других субъектов.

Кроме того, следует учесть, что подобного рода изменения  не затрагивают содержательных положений  норм Конституции, имеющих регулирующее значение.

Что касается изменения  наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд в своем постановлении определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции указом Президента РФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.

 

 

1.4. Характерные  черты и особенности Конституции  РФ

 

С точки зрения юридической  природы, социального содержания и  назначения ныне действующая российская Конституция выделяется своими следующими специфическими чертами и особенностями.

Во-первых, это Конституция  переходного периода, сочетающая в  себе признаки Основного Закона, свойственного  государству с высокоцентрализованной системой управления экономической  и различными сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свойственного государству с рыночной экономикой.

Переходный характер Конституции 1993 г. прослеживается практически  во всех ее главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в исходных ее положениях, касающихся различных форм собственности, природных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конституции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный характер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приоритетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993 г., отражая переходный характер экономики от государственно-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет одинаковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8). Действующая Конституция, закрепляя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и поддерживая конкуренцию со свободной экономической деятельностью, устанавливает также положение, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9).

Во-вторых, действующая  Конституция, так же как и Основной Закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой  по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми  актами. Это означает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией РФ, не должны противоречить ей.

Это означает также, что  Конституция как юридический  акт имеет несомненный приоритет  перед всеми иными нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 4 она вместе с федеральными законами обладает верховенством на всей территории Российской Федерации. Определяя и закрепляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы Российской Федерации и механизма правового регулирования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.

В-третьих, современная  Конституция РФ является юридическим  актом прямого действия. Данная ее особенность специально выделяется и закрепляется в ст. 15, где прямое действие Конституции по своей значимости ставится в один ряд с ее высшей юридической силой. При этом подчеркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в частности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных "посредствующих" звеньев определяет и закрепляет основы государственной и общественной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства и др.

В-четвертых, Конституция  РФ, как свидетельствует уже ее название и содержание, является актом  федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках - конституции, а в остальных субъектах Федерации - уставы.

Кроме того, Конституция  РФ предусматривает издание по ряду указанных в самом ее тексте вопросов федеральных конституционных законов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является исчерпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам, кроме названных, в Конституции Российской Федерации принятие федеральных конституционных законов исключается.

Среди вопросов, по которым  предусматривается издание федеральных  конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъектов Федерации (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации - их описания и порядка официального использования (п. 1 ст. 70); порядка назначения и проведения референдума (п. "в" ст. 84); режима военного положения (п. 3 ст. 87); обстоятельств и порядка введения на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядка деятельности Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 114); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (п. 3 ст. 128); и др.

В-пятых, действующая  Конституция РФ, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие  от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важнейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксированы в ее преамбуле. Это сохранение исторически сложившегося государственного единства России; возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократических основ; утверждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России.

Данные цели пронизывают  собой все содержание Конституции РФ и лежат в основе всех глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направления деятельности Российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.

В-шестых, Конституция РФ, будучи многогранным и многоаспектным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено прежде всего тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государственной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только сугубо юридические функции, заключающиеся в том, что Конституция выступает в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства, и что она как правовой акт прямого действия непосредственно регулирует общественные отношения, но вместе с тем она выполняет и иные функции. В зависимости от сферы применения и характера решаемых задач Конституция РФ выполняет наряду с юридическими функциями соответственно экономические, политические, социальные и идеологические.

Кроме того, как отмечается в юридической литературе, Конституция  РФ выполняет также "организаторскую  функцию". Суть последней заключается в том, что Конституция не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.

Наряду с названными чертами и особенностями Конституция  РФ выделяется также рядом других отличительных признаков. Среди  них можно назвать такие, как  ее "пропрезидентский" характер, имея в виду тот факт, что действующая  Конституция, в отличие от конституций других государств, наделяет главу государства - Президента чрезмерными полномочиями; ее отчасти формальный характер, подразумевая под этим частичный разрыв между конституционной теорией и повседневной жизнью, практикой, в частности между конституционными декларациями о современном Российском государстве как правовом и социальном государстве, с одной стороны, и реальным положением дел в государственном строительстве - с другой; и др.

Информация о работе Конституция РФ