Конституция РФ: основные черты структуры и содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является выявить основные черты структуры Конституции и изучить содержание Конституции РФ 1993 года.
Задачи работы:
1. изучить понятие, сущность Конституции;
2. описать содержание и предмет регулирования Конституции;
5. выделить основные свойства и черты Конституции РФ;
4. рассмотреть структуру и содержание Конституции Российской Федерации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие Конституции как Основного закона государства.......4
Глава 2. Основные черты Конституции РФ 1993 года………………….10
Глава 3. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года……….17
Глава 4. Основные отличительные черты Конституции РСФСР 1978
года и Конституции РФ 1993 года…………………. ………...23
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Главы 4-8 закрепляют организацию государственной  власти и местного самоуправления в  РФ.

     Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

     Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 16 статей, которые закрепляют:

     - статус Федерального Собрания - парламента  как представительного и законодательного  органа Российской Федерации;

     - порядок формирования Федерального Собрания и его структуру;

     - компетенцию Совета Федерации  - верхней палаты парламента и  Государственной Думы - нижней палаты парламента;

     - нормы о законодательном процессе  в Российской Федерации.

     Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

     В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

     Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и  закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции  местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

     Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр  Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

     Заключительные  и переходные положения представляют второй раздел Конституции. Данный раздел невелик по объему, не имеет глав, статей, и разделяется всего на девять пунктов. Однако содержание этого раздела имеет огромное значение, так как определяет порядок вступления Конституции в силу, условия применения отдельных ее норм, действие ранее принятых нормативных правовых актов, полномочия и ответственность органов государственной власти, избранных или сформированных до вступления в силу данного Основного закона.

     Заключительные  и переходные положения устанавливают  определенный переходный период, по завершении которого применение Конституции будет  возможно в полном объеме. Поэтому игнорирование второго раздела Основного закона чревато серьезными правоприменительными ошибками.

     Конституция – это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический  акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные отличительные черты конституции РСФСР 1978

     года  и конституции  РФ 1993 года

     Необходимость разработки и принятия в России новой  Конституции  1993 была объективно  обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными  изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг. 

     С момента начала перестройки в  стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства.   Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.

     Конституция 1978 года была принята в связи с  принятием  в 1977 году Конституции  СССР и в основном в своем содержании закрепляла выводы о построении развитого социализма, о социальной однородности общества, о совершенствовании социалистических отношений.

     Несмотря  на утверждение об общенародном характере  государства, конституция 1978 года сохраняла свой классовый характер. При этом еще более откровенно была отражена роль коммунистической партии, которая являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» [15,ст. 6].

     В конституции сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией».

     Конституция с таким содержанием сразу  стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.

     Во-первых,  с момента начала проведения в  СССР процесса реформ, так называемой «перестройки» однопартийная система постепенно трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему.

     Это создало совершенно новые условия  для реализации гражданами своей политической воли, привело к образованию широкой сети политических партий и общественных  движений.

     Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном  положении государственной собственности  и сверхцентрализованном государственном  управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную собственности граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговля, свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции.

     В-третьих, характерное для советского периода  общественного развития господство одной официальной идеологии (коммунистического  мировоззрения) уступило место идеологическому  и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.

     В-четвертых, кардинально изменился государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая  в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года  приняла Декларацию о  государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.

     В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа России как федеративного  государства, Она перестала существовать как федерация, основанная на автономии, и стала развиваться как конституционная  федерация  с равноправными субъектами.

     В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского общества был  обусловлен  принципиально важными  крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством.

     В отличие от идеологизированных конституций  бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

     Конституция 1993 г. отразила качественные изменения  в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

     Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются  не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа.

     Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается "перетягивание каната" субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.

     Законодательные изменения Конституции РФ от Конституции 1978 года последней редакции:

     - Ликвидирована система Советов;

     - Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9-1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики);

     - Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);

     - Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);

     - Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;

     - Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;

     - Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);

     - Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и ее частью;

     - Введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами);

     - Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве);

     - Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие ее нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов РФ (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации);

     - Нормы об основах системы государственной власти субъектов РФ выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией РФ (разделы VI и VI-1 Конституции 1978 года);

Информация о работе Конституция РФ: основные черты структуры и содержания