Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:43, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» – актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Введение......................................................................................................................
1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления………………….
1.1 Понятие местного самоуправления…………………………………………..
1.2 Функции местного самоуправления………………………………………….
1.3 Принципы местного самоуправления………………………………………...
2. Система местного самоуправления……………………………………………
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………….
3. Конституционные основы организации местного самоуправления…………
3.1 Правовая основа местного самоуправления…………………………………..
3.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления………
3.3 Экономическая основа местного самоуправления…………………………….
Заключение……………………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………….
Согласно
ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации
муниципальная собственность
Каждое
муниципальное образование
Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 года №131-ФЗ, в состав муниципального имущества входит:
– имущество,
предназначенное для решения
вопросов местного значения, включая
муниципальные земли и
– имущество,
предназначенное для
– имущество,
предназначенное для
В 2008 г. исполнилось десять лет со дня ратификации Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления. Большинство исследователей сходятся во мнении, что положения Европейской хартии и Конституции РФ о местном самоуправлении имеют сходное и весьма близкое нормативное содержание. Также распространено мнение об изначальной ошибочности модели местного самоуправления, закрепленной в некоторых положениях Конституции РФ 1993г. Основная проблема заключается в том, что в Конституции РФ отражены принципы общественной теории местного самоуправления. Для континентальной системы права, к которой относится правовая система нашей страны, характерна организация местной власти на основе государственной теории местного самоуправления. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст.12 Конституции РФ об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти. Отмечается также невозможность на практике выделения вопросов местного значения, поскольку все вопросы, решаемые властью, имеют государственное значение.
Федеральный закон о реформе местного самоуправления и Федеральный закон о реформе федеративных отношений, принятые в 2003 г., заложили основу для разграничения прав, обязанностей и ответственности между уровнями публичной власти. Однако с принятием многих отраслевых федеральных законов происходит вторжение в компетенцию местного самоуправления либо наделение органов местной власти государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления финансовых ресурсов. Введение формального запрета в базовый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на возможность дополнения или изменения перечня и содержания вопросов местного значения другими федеральными законами в силу особенностей конституционной законодательной процедуры в РФ не имеет механизма реализации. Поэтому на практике реальное действие запрета сведено на нет, поскольку не обеспечено особой процедурой принятия таких базовых федеральных законов. Во-первых, вряд ли на практике можно установить исчерпывающий перечень вопросов местного значения в одном законе. Во-вторых, даже если это удастся сделать в виде обобщающей формулировки, то неизбежно возникает необходимость ее детализации в отраслевом федеральном законе.
Существуют
вопросы, решение которых требует
участия и региональных, и муниципальных
властей. Поэтому в течение почти
шести лет после принятия Федерального
закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ в перечень
вопросов местного значения вносились
многократные изменения и дополнения.
Причем в перечнях вопросов местного
значения разных типов муниципальных
образований содержались
Осуществление
публичной власти органами местного
самоуправления связано с таким
принципом правового
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Внутригородская территория города федерального значения |
часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления |
2 |
Глава местного самоуправления (муниципального образования) |
это выборное должностное лицо, организующее деятельность органа местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования |
3 |
Городское поселение |
город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления |
4 |
Городской округ |
городское поселение, которое не входит
в состав муниципального района и
органы местного самоуправления которого
осуществляют полномочия по решению
установленных настоящим |
5 |
Межселенная территория |
территория, находящаяся вне границ поселений |
6 |
Местный референдум |
всенародное голосование по наиболее важным вопросам местного самоуправления; решения, принятые референдумом, являются окончательными |
7 |
Местное самоуправление |
форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией РФ, федеральными
законами, а в случаях, установленных
федеральными законами, - законами субъектов
РФ, самостоятельное и под свою
ответственность решение |
8 |
Муниципальный район |
несколько поселений или поселений
и межселенных территорий, объединенных
общей территорией, в границах которой
местное самоуправление осуществляется
в целях решения вопросов местного
значения межпоселенческого характера
населением непосредственно и (или)
через выборные и иные органы местного
самоуправления, которые могут осуществлять
отдельные государственные |
9 |
Муниципальное образование |
городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения |
10 |
Представительный орган |
это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования |
11 |
Референдум |
форма непосредственного |
12 |
Сельское поселение |
один или несколько |
1 |
Баглай
М.В. Конституционное право |
2 |
Гессен В.М. Основы конституционного права (издание 2-е) – С-Пб, «Право», 1998 |
3 |
Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В., Муниципальное право – учебное пособие, М.: Юрайт, 2007 |
4 |
Кораблев
Д.П., О некоторых практических аспектах
наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями.
– Журнал Конституционное и |
5 |
Конституция Российской Федерации,
принята всенародным
|
6 |
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999. |
7 |
Копысова С.Г., Глава муниципального
образования как индикатор |
8 |
Костюкова А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: ОмГУ, 2001. |
9 |
Сборник Законов Российской Федерации. 2003. №40. ст.3822 (с изм. и доп.). |
10 |
Пронина Л.И., "Бюджет", N 9, сентябрь 2007. |
11 |
Система муниципального управления, под ред. В.Б. Зотова, С-Пб.: Питер, 1998. |
12 |
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». |
A |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Е |
|
1 ст. 132 Конституции РФ
2 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999. с. 80.
4 Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М: Юристъ, 2003
5 СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822 (с изм. и доп.)
6 Костюкова А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: ОмГУ, 2001
7 Кораблев Д.П. О некоторых практических аспектах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Журнал Конституционное и муниципальное право №1 2009 г.
8 Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин Муниципальное право – учебное пособие
9 Л. Пронина, «Бюджет», N 9, сентябрь 2007 г
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации