Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:43, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» – актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Введение......................................................................................................................
1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления………………….
1.1 Понятие местного самоуправления…………………………………………..
1.2 Функции местного самоуправления………………………………………….
1.3 Принципы местного самоуправления………………………………………...
2. Система местного самоуправления……………………………………………
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………….
3. Конституционные основы организации местного самоуправления…………
3.1 Правовая основа местного самоуправления…………………………………..
3.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления………
3.3 Экономическая основа местного самоуправления…………………………….
Заключение……………………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………….
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой организационных форм и методов муниципальной работы. Принципы местного самоуправления делятся на общие (воздействуют на все сферы местного самоуправления) и специальные (относятся к отдельным сферам местного самоуправления).
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;
б) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
в) организационное
обособление местного самоуправления,
его органов в системе
г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
и) гласность деятельности местного самоуправления;
к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
л) государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.
К специальным принципам местного самоуправления относятся:
а) принцип
компенсации увеличения расходов или
уменьшения доходов органов местного
самоуправления, возникших в результате
решений органов
б) принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и др.
Согласно
ст. 12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
Следовательно,
самостоятельность местного самоуправления
имеет пределы, устанавливаемые
Конституцией РФ и федеральным
Деятельность
органов местного самоуправления характеризуется
такими чертами, как наличие властных
полномочий, обязательность принимаемых
решений для всех физических, а
также юридических лиц и
К органам местного самоуправления относятся выборные органы и другие органы (невыборные), образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Формами
непосредственного
– местный референдум;
– муниципальные выборы;
– голосование населения по вопросам местного значения;
– сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа;
– правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);
– территориальное общественное самоуправление;
– публичные слушания (проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);
– собрания граждан (проводятся для обсуждения вопросов местного значения; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);
– конференция граждан – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;
– опрос
граждан (проводится на территории муниципального
образования для выявления
– индивидуальные и коллективные обращения граждан;
– иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному или региональному законодательству.
Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:
– представительный орган местного самоуправления;
– главу муниципального образования;
– местную
администрацию (исполнительно-
Может образовываться
и контрольный орган
Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, муниципальное собрание и т.п.) может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений, входящих в состав муниципального района.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом предусмотрены различные варианты избрания главы муниципального образования, исходя из которых, определяются особенности правового статуса главы муниципального образования, его права и обязанности.
Реализация
правового статуса главы
Местная
администрация наделяется уставом
муниципального образования полномочиями
по решению вопросов местного значения
и полномочиями для осуществления
отдельных государственных
Составной
частью системы местного самоуправления
являются органы территориального общественного
самоуправления населения, которые
создаются по инициативе граждан
на основе их добровольного волеизъявления
и характеризуются
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях – городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах либо внутригородских территориях городов федерального значения.
2.1 Полномочия местного самоуправления
Компетенцию органов местного самоуправления образуют предметы ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления:
1. В области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.
2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, организациями, расположенными на территории местного самоуправления, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, преобразования объектов муниципальной собственности и др.
3. В области земельных отношений и охраны природной среды органы местного самоуправления определяют порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной им территории; определяют правила пользования природными ресурсами, выносят решения о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и др.
4. В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают порядок продажи и передачи жилья в собственность, выдают разрешение на строительство объектов производственного назначения; руководят транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, и др.;
5. В области социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.;
6. В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; принимает меры, направленные на улучшение материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан и др.;
7. В области охраны общественного порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции налагают административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, и др.
В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Осуществление
местного самоуправления в РФ обеспечивается
рядом конституционных
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в Приложении Г.
Местное
самоуправление в Российской Федерации,
исходя из его значимости для оперативного
решения всех вопросов местного значения,
подлежит особой правовой охране со стороны
государства. В соответствии со ст.
133 Конституции РФ запрещается ограничение
кем бы то ни было прав местного самоуправления,
установленных Конституцией Российской
Федерации и федеральным
Конституция России устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130). Эта норма, по существу, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм народовластия и основ конституционного строя.
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации