Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:43, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» – актуальна в силу того, что, во-первых, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством; во-вторых, нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений; в-третьих, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Введение......................................................................................................................
1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления………………….
1.1 Понятие местного самоуправления…………………………………………..
1.2 Функции местного самоуправления………………………………………….
1.3 Принципы местного самоуправления………………………………………...
2. Система местного самоуправления……………………………………………
2.1 Полномочия органов местного самоуправления…………………………….
3. Конституционные основы организации местного самоуправления…………
3.1 Правовая основа местного самоуправления…………………………………..
3.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления………
3.3 Экономическая основа местного самоуправления…………………………….
Заключение……………………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………….
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Смоленск СГА |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право |
Тема |
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. |
Фамилия студента |
Комаровская |
Имя студента |
Алеся |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
07003100109002 |
Введение......................
1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления………………….
1.1 Понятие
местного самоуправления…………………
1.2 Функции
местного самоуправления…………………
1.3 Принципы
местного самоуправления…………………
2. Система
местного самоуправления…………………
2.1 Полномочия
органов местного
3. Конституционные основы организации местного самоуправления…………
3.1 Правовая
основа местного
3.2 Территориальная и
3.3 Экономическая
основа местного
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Местное самоуправление является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе.
В России устойчивой традиции местного самоуправления нет: земская и городская реформы (1864 и 1870 гг.) дали некоторый опыт самоуправления населения, однако после революции 1917 г. в нашей стране была избрана концепция государственного управления на местах, советы народных депутатов всех уровней были включены в систему органов государственной власти. Переход к организации власти на местах на принципах местного самоуправления начался только в начале 1990-х гг. (6 июля 1991 г. был принят закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», были внесены изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., в соответствии с которыми местные советы были выведены из системы представительных органов государственной власти и включены в систему местного самоуправления, затем последовал ряд указов Президента РФ: от 26 октября 1993 №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», от 22 декабря 1993 №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).
Статья
12 Конституции РФ закрепляет, что
«в Российской Федерации признается
и гарантируется местное
Эффективное
функционирование системы местного
самоуправления во многом определяется
уровнем развития его правовой основы.
Совершенствование местного самоуправления
на этапе реального реформирования
невозможно без детальной разработки
законодательного регулирования всех
аспектов общественных отношений его
деятельности. Для решения вопросов
местного значения необходима детальная
правовая регламентация общественных
отношений, возникающих в процессе
осуществления местного самоуправления.
Эта регламентация
Тема
данной курсовой работы – «Конституционные
основы местного самоуправления в Российской
Федерации» – актуальна в силу
того, что, во-первых, организация местного
самоуправления является одним из условий
признания Российской Федерации
конституционным
Местное
самоуправление – одна из двух форм
организации публичной власти в
административно-
Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений. Конституция РФ предусматривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству1, что и реализуется в новом варианте закона о местном самоуправлении.2 Местное самоуправление является важнейшей сферой общественных отношений, от эффективности реформ которой зависит поддержка населением осуществляемых преобразований, а значит, и социальная результативность реформ в целом.
1.1 Понятие местного
Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Такое определение дается в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившем в силу в основной своей части с 1 января 2006 года и являющимся базовым федеральным законом, регулирующим вопросы местного самоуправления в РФ.
Под местным
самоуправлением понимается право
и способность органов местного
самоуправления регламентировать значительную
часть публичных дел и
В соответствии с ч. 1 Конституции РФ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Под основами конституционного строя Российской Федерации обычно понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства3. Таким образом, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством. В соответствии с п. 1 ст. 16 Конституции РФ основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.
При уяснении сущности местного самоуправления необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, местное самоуправление признается в качестве самостоятельного уровня публичной власти, следовательно, местное самоуправление обладает всеми основными признаками и свойствами власти и может осуществляться в двух основных формах народовластия: непосредственно и опосредованно, т.е. через органы местного самоуправления. Во-вторых, самостоятельность местного самоуправления не безгранична: оно может осуществляться в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, издаваемыми в соответствии с федеральными законами. В-третьих, автономность и самостоятельность местного самоуправления не означают полной его изолированности, многие вопросы местного значения население не в состоянии решать самостоятельно, в то же время некоторые государственные функции эффективно могут выполняться органами публичной власти на местах. Поэтому Конституция РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132). Данное конституционное положение корреспондирует и Европейская хартия местного самоуправления, п. 3 ст. 4 которой закрепляет, что осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.
1.2 Функции местного
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет ряд функций, охватывающих основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. Так, местное самоуправление:
а) обеспечивает
участие населения в
б) обеспечивает
социально-экономическое
в) управляет муниципальной собственностью;
г) обеспечивает
потребности населения в
д) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;
е) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.
Ориентация
на учет местных интересов
Как одна из форм власти, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.
Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.
Как организатор
местного хозяйства, местное самоуправление
выполняет экономические
1.3 Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно:
а) построение и функционирование муниципальной власти;
б) уяснение
сущности местного самоуправления, его
отличительные черты и
в) выступление в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
г) способствование сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Конституция
РФ, Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
основываясь на положениях Европейской
хартии о местном самоуправлении,
закрепляют общие принципы местного
самоуправления, присущие всей системе
местного самоуправления в Российской
Федерации. В рамках данных принципов
осуществляется регулирование особенностей
организации местного самоуправления
в приграничных территориях, закрытых
административно-
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации