Конституционные гарантии основных прав и свобод человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ) .

Работа содержит 1 файл

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.docx

— 52.29 Кб (Скачать)

Существенным  дополнением Закона является включение  в него нормы о том, что убытки, моральный вред нанесенные гражданину признанными незаконными действиями или решениями, а также предоставлением  искаженной информации, возмещаются  в порядке, установленным Гражданским  Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101) . В  законе от 27.04.93 и в дополнениях  к нему отчетностью проявляется  заинтересованность государства в  том, чтобы граждане отстаивали, в  том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Сейчас  возникла реальная возможность осуществления  этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49 десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала  заслуженный авторитет. В настоящее  время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи - демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, принятая 04.11.50. Конвенция, во-первых, закрепила основные стандарты прав человека в Европе. Во-вторых, обязала государства быть последовательными в их реализации. В-третьих, закрепила международную систему прав и свобод человека. Цель Конвенции -поставить в центр Европейской политики человека. Гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином, о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба в Европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину.

Жалоба - это сигнал возникновения нарушения  прав и свобод человека, а не только "обращение", как было принято  в советском законодательстве, в  государственный или иной орган  с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений. Статья 27 Конвенции  закрепляет обстоятельства, исключающие  возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которую уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если к тому же содержащей относящейся к делу новой информации, также, если необоснованно либо признанно, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.

Огромную  роль в гарантии прав и свобод гражданина в последнее время играет существование  законов "О свободе совести  и религиозных объединениях " от 09.09.97 г., Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав гражданина РФ" от 06.12.94 года с  дополнением от 26.11.96 года, Федеральный  закон от 19.05.95 "Об общественных объединениях". Хотелось бы особо отметить федеральный  закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от 26.02.97, в котором  определен порядок назначения и  снятия с должности уполномоченного  по правам человека в РФ, его компетентности, организационных форм и условий  его деятельности.

Реализация  прав и свобод может выражаться в  форме фактического право обладания, пользования, распоряжения ими или  в защите, восстановлении прав в  случае их нарушения; все это составляет содержание юридического процесса претворения  их в жизнь. Наиболее полно оно  выражается в пользовании теми социальными  благами, которые предусмотрены  соответствующими конституционными правами  и свободами. Чтобы пользоваться правами, необходимо не только по закону, но и фактически обладать ими. Фактическое обладание основными правами и свободами всегда предшествует пользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь. Любое записанное в Конституции право содержит не один, а несколько вариантов возможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться. В соответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовыми возможностями, чем в данный момент пользуется.

Если рассматривать  содержание прав и свобод российских граждан во всем объеме, то есть совокупность всех предусмотренных данными нормативными актами возможностей, то обладание  ими по общему правилу сопровождается пользованием. В ряде случаев обладание  записанными в Конституции РФ правами и свободами вообще трудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в сфере личной безопасности и частной жизни. Обладая  конституционными правами на неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, неприкосновенность жилища, граждане повседневно пользуются ими. Во всех тех случаях, когда для  реализации прав и свобод граждан  нет необходимости вступать в  конкретные правоотношения, обладание  правами и свободами трудно отделить от пользования ими. По общему правилу  права и свободы выступают  как реализующиеся возможности, и эта их реализация есть не что  иное, как способ их существования. Восстановление нарушенных прав и свобод не является непременной формой реализации основных прав и свобод граждан. Напротив, оно составляет отступление от основного  правила. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится  на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Конституционный  Суд РФ также играет большую роль в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан. Суд  РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок  образования и деятельности его  определяются Конституцией РФ и Федеральным  Конституционным законом "Щ Конституционном Суде РФ" от 21.06.94 г.

Основанием  к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о  том, соответствует ли Конституции  РФ закон, иной нормативный акт и  прочее. Правом на обращение в Конституционный  Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и  свободы нарушаются законом, примененным  или подлежащем применению в конкретном деле, для объединения граждан, а  также иные органы и лица, указанные  в Федеральном законе. В 1995 году на заседаниях Конституционного Суда РФ рассмотрено 20 дел, 10 из них - по индивидуальным жалобам граждан на нарушение  их прав и свобод законом, примененным  в конкретном деле. В отличие от других судов Конституционный Суд  не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению  прав граждан, и не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает  уголовные дела. Его назначение другое проверять конституционность самих  законов, в том числе тех, которые  затрагивают права и свободы  граждан. В случае признания закона или его отдельных частей неконституционными, они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не то лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой.

Что же касается конкретного дела, в котором был  применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном  порядке. В числе многих законов  или отдельных норм, признанных не соответствующими Конституции РФ, есть ряд таких, которые препятствовали реализации права на судебную защиту. В их числе статьи 220(1) , 220(2) и пункт 4 статьи 384 Уголовно-процессуального  Кодекса РСФСР, пункт 8 части 2 статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР, часть 4 статьи 325 УПК РСФСР. Рассмотрим в  качестве примера постановление  Конституционного суда от 02.02.96 по делу о проверке конституционности пункта 5 части 2 статьи 371, части 3 статьи 374 и  пункта 4 части 2 статьи 384 УПК РСФСР  в связи с жалобами граждан  К. М. Кульнева, В. С. Палуева, Ю. В. Лукашева, И. П. Серебренникова в этом постановлении впервые признано, что установление уголовно- процессуальным законом конечной судебно- надзорной инстанции, каковой является Президиум Верховного Суда РФ, решения которого не подлежат пересмотру в порядке надзора, само по себе не влечет отказа в праве на судебную защиту для граждан, чьи права нарушены в результате судебной ошибки, поскольку наряду с обычными предусмотрены и дополнительные способы защиты их прав в процедуре возобновления дел по статьям 384-390 УПК РСФСР. В постановлении содержится такое положение: "Конституция РФ, формируя право на судебную защиту, не исключает, а напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено".

Конституционный Суд признал положение пункта 4 части 2 статьи 384 УПК РСФСР, которое  ограничивает круг оснований к возобновлению  уголовного дела лишь обстоятельствами, "неизвестными суду при постановлении  приговора или определения" и  в силу этого препятствует в случае исчерпания возможностей судебного надзора исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина, не соответствующим Конституции РФ, в частности ее статье 46.

В постановлении  Конституционного Суда от 23.06.95 по делу о проверке конституционности пункта 8 части 2 статьи 60 Жилищного Кодекса  РСФСР было указано на дискриминационный  характер этой нормы, который проявляется  в частности в том, что по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной  практикой, её реализация не предполагает обязательного, как во всех остальных  случаях, судебного порядка признания  лица утратившим право пользования  жилым помещением. Вследствие этого на практике одинокие граждане, осуждаемые к лишению свободы, автоматически лишаются жилищными органами жилых помещений, нанимателями которых они являлись. Указанная норма Жилищного Кодекса признана Конституционным Судом не соответствующей Конституции РФ, в частности, её статье 46.

Таким образом, Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий активно участвует  в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный орган конституционного контроля.

5. Конституционные  права и свободы граждан нередко  игнорируются и нарушаются, что  не может не компрометировать  идею правового государства, подрывая  веру в него. Граждане справедливо  сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование,  всевластие местных руководителей,  действующих нередко произвольно,  вопреки закону. По сути дела  в стране нет ещё системы  эффективной защиты прав граждан  от ведомственного и чиновничьего  произвола. Особую тревогу вызывает  состояние социально-экономических  прав, в особенности права на  вознаграждение за труд, на защиту  от безработицы, на гарантированное  социальное обеспечение. Сложившаяся  ситуация в сфере прав и  свобод несомненно отражает переходный  характер российского общества. В первую очередь, сказывается  неудовлетворительная ситуация  в сфере экономики, отсутствия  у государства необходимых средств.  Но "списывать" слабости и  недостатки в обеспечении конституционного  статуса личности только на  это было бы неверно. Свою  негативную роль играют другие  факторы: всё ещё непреодолимое  неуважение к правам и свободам  человека, отсутствие строгой и  неотвратимой ответственности за  их нарушение, незавершенность  законодательства об обеспечении  защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе  государственных структур, несущих  ответственность за состояние  социальной сферы. И это понятно:  речь идет о высшем принципе  предназначения государства -заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Список  используемой литературы:

    1. Конституция Российской Федерации
    2. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996
    3. М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”
    4. Конституционный статус гражданина, Москва, 1989
    5. Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, Москва, 1972
    6. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин “Конституционное право России” .
    7. Федеральный конституционный закон. "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г.
    8. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 20.11.97. "Российская газета" от 22.11.97
    9. Завадская. "Право жалобы в Европейский суд". Журнал "Российская юстиция" 1996 №8
    10. О. Журавлева "Обжалование в суд незаконных действий и лишений, как повысить его эффективность". Журнал "Российская юстиция " 1998 №1

Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека