Конституционные гарантии основных прав и свобод человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ) .

Работа содержит 1 файл

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.docx

— 52.29 Кб (Скачать)

Дополняя  вышеуказанное право, Конституция  Российской Федерации закрепляет право  на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу  в результате экологического правонарушения (ст. 42) .

В государстве  действует программа, которая предусматривает  помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (пр., при Чернобыльской  аварии) . Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.

В указании перечня конституционных прав и  свобод предполагается критерий социально-экономических  прав, который выделяет культурные права человека.

К культурным правам можно отнести права, необходимые  человеку для развития уровня его  культуры, без которой человек  не может полноценно существовать.

Конституционно  закреплены принципы, гарантирующие  свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и  пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Согласно  закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные  органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место  в годы тоталитарного режима.

Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок  применения ответственности для  лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

2. В правовом  положении личности все составляющие  ее элементы не только тесно  связаны между собой, взаимно  дополняют друг друга, но вместе  с тем каждый из них имеет  свое назначение, выполняет определенную  функцию. Это в полной мере  относится и к гарантиям. В  рамках целого, системы назначения  гарантий состоят в том, что  они призваны обеспечить такую  возможно более благоприятную  обстановку, в атмосфере которой  записанные в конституциях и  законах юридический статус личности  и. особенно, ее права и свободы  становились фактическим положением  каждого отдельного человека  и гражданина. Без соответствующих  гарантий провозглашенные в конституции,  в законах права и свободы  - пустой звук. Реализация этих  прав и свобод требует не  только благоприятных условий,  но и подкрепленной эффективными  средствами активной деятельности, как государства, его органов,  общественных объединений, так  и самих граждан.

Вопрос  о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход  от должного к сущему. Гарантии- один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием "гарантии" охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Первая  группа гарантий -условия- направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами. Вторая же группа- средства, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод прав и свобод прав и свобод личности- вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, самих граждан эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. Общепризнанно деление гарантий прав и свобод граждан на политические, идеологические и правовые. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции РФ 1993 г. и практически до конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы защиты различных категорий людей. В системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России важное место принадлежит юридическим гарантиям.

Все виды гарантий по своему важны, и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю прав и свобод человека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий так велико, как и других гарантий. Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления.

Однако  отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых  достигается беспрепятственное  пользование правами, защита прав и  свобод и восстановление их в случае нарушения. Поскольку все отрасли  права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы  охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, постольку можно говорить о конституционно- правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая их деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий. Конституционные права и свободы эффективно могут быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной практикой работы государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также общественных объединений, которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами, предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан выступает не только сам результат деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности.

Абсолютное  большинство гарантий в виде условий  обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин  может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю  среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его  воли и желания, ибо они имеют  корни в общественном и государственном  строе. Гарантии в виде средств и  способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

3. Наша  Конституция содержит целый ряд  положений правоохранительного  свойства, которые обеспечивают  как пользование правами и  свободами, так и порядок их  восстановления. Последних сравнительно  много "каждому, - сказано в  части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется  судебная защита прав и свобод".

В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной  поддержки прав и свобод и правила  их восстановления в случае нарушения  последних " государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется". В осуществлении  этого конституционного положения  задействованы все органы государства  и некоторые общественные структур. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право  на жалобу, право на судебный иск, право  обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать  как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и  свобод. Таким образом, по объекту  основные права и свободы можно  разделить на 2 группы: 1) составляют те права, которые предусматривают  пользование определенными социальными  благами, 2) направлена на охрану других прав и свобод личности. Конституционное  право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может  подать жалобу о нарушении его  прав и свобод в соответствующий  суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести  законное и обоснованное решение.

Надежным  и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон  РФ от 27.04.93г. "Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. С  принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел  о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные  ранее действовавшим законом  и в ряде случаев мешавшие гражданам  обратиться в суд. Стало возможным  обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций  и других общественных объединений, а также воинских должностных  лиц и органов военного управления. Следующим шагом на пути обеспечения  наиболее полной защиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон  от 14.12.95г. "О внесении и дополнений в закон РФ "Од обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Расширен круг органов и лиц, решение и  действие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95г. "Об основах государственной службы РФ".

К коллегиальным  и единоличным действиям (решениям) , которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений) . В законе от 27.04.93г установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) , в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение в него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Это согласуется  и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон  от 27.04.93 приводит сроки для обращения  с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение  в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение  в области обеспечения обороны  и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками  судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения и предприятия  и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных  служащих, действия (решения) которых  обжалуются гражданином теперь возлагается  процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений) . В то же время гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений) , но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия (решения) , приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует своего законодательного решения.

Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека