Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

Kivel-V.N.-Kurs-lektsiy-po-konstitutsionnomu-pravu-Respubliki-Belarus.doc

— 834.00 Кб (Скачать)

В РБ существует закон «О политических партиях» от 05.10.1994 г. Он регулирует права  граждан на объединения, вопросы  организации и деятельности партий РБ. Сейчас у нас зарегистрировано 18 партий (среди них либерально-демократическая, экологическая, труда, коммунистическая, женская и т.д.).

Политическая партия — независимое, образованное на основах индивидуального добровольного членства, объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

На территории РБ не могут создаваться  политические партии других государств и иностранные граждане не могут  состоять в наших партиях.

Порядок создания партий:

Учредителями могут быть граждане РБ, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Необходимое количество—не менее 1 тыс. учредителей из большинства областей и г. Минска.

Партии строятся по территориальному признаку,

У партий есть свое название, символика, программа, устав (там закрепляются цели, задачи, методы деятельности, порядок  приема членов, их права и обязанности).

Членами партии не могут быть:

работники МВД, КГБ, МЧС.

Военнослужащие.

Президент РБ.

члены ЦИК на период своих полномочий приостанавливают членство в партии.

 Партии не могут выбрать  себе название, которое уже имеется  или название партии, которая  ранее была ликвидирована.

Реестр партий ведет Министерство юстиции.

Партии могут быть ликвидированы:

  1. По решению своих высших органов
  2. По решению Верховного Суда (представление о ликвидации партии в Верховный Суд могут вноситься Министерством юстиции или Республиканской Прокуратурой).

Партии имеют право:

Образовывать и распространять свои печатные издания.

Пользоваться государственными СМИ.

Распространять информацию о себе, свои идеи, лозунги.

Проводить митинги.

Участвовать в выборах.

Деньги в партии поступают:

  • Членских взносы
  • Пожертвования, дарения
  • Доход от издательской деятельности
  • Поступления от проведения культурно-массовых мероприятий
  • Государство не финансирует политические партии, нельзя получать помощь из-за границы, нельзя принимать пожертвования анонимно

 

Конституционно-правовой статус общественных объединений.

Общественные объединения бывают:

  1. Республиканские общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики.
  2. Международные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию РБ (1 или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию 1 или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры.
  3. Местные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц.

Общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией граждан  права на объединения и вопросы  организации их деятельности, реализуются  законом «Об общественных объединениях»  от 4 октября 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Основные признаки общественных объединений:

  1. негосударственность
  2. неприбыльность
  3. добровольность объединения

Правовое положение общественных объединений:

В законе (ст.1) дается определение: Общественное объединение —добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Иностранные граждане могут вступать в объединения, если это предусмотрено уставом.

Не допускается вмешательство  организации в государственную  деятельность и наоборот.

Порядок создания:

Общественные объединения создаются  по инициативе граждан, достигших 18 лет, А молодежные и детские могут  создаваться гражданами 16 лет.

Общественные объединения имеют свой устав (содержание аналогично уставу политической партии). Законодательство предъявляет требования к названию и символике. Нельзя:

  • использовать название уже имеющегося объединения
  • использовать слова «национальный», «народный», «РБ», «Беларусь»
  • использовать государственную символику или символику других государств

Все общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, которое  ведет специальный реестр. На местах реестры ведут исполкомы.

Общественным объединениям могут быть вынесены Министерством юстиции письменные предупреждения (они могут быть обжалованы в суде).

Общественные объединения могут  быть ликвидированы по решению:

  1. своих высших органов
  2. Суда

Ликвидация международного общественного  объединения производится Верховным Судом по представлению Министерства юстиции. Местных—по решению Областного (Минского городского Суда) Суда по представлению Управления юстиции соответствующих Исполкомов.

Особенности общественных объединений:

Не ставят целью получение власти.

Материальная база—членские взносы, добровольные пожертвования, доход от проводимых культурно-массовых мероприятий (могут быть ликвидированы за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях).

Деятельность Профсоюзов регулируется законом от 22 апреля 1992г. с последующими изменениями и дополнениями. Основная задача Профсоюза — защита прав, свобод, законных интересов работников наемного труда.

Указом Президента от 30 июля 2003 г. установлено, что в РБ могут создаваться  республиканские государственно-общественные объединения. До принятия закона эти объединения строят свою деятельность  в соответствии с законом «Об общественных объединениях».

 

Церковь и государство. Статус религиозных организаций.

Религия оказывает воздействие  на сознание граждан, и христианские церкви, как правило, не участвуют в государственной жизни.

В РБ правоотношения в области прав граждан на свободу совести и  вероисповедания, а также правовые основы деятельности религиозных организаций  реализуются Конституцией (ст.16) и  специальным законом «О свободе совести и религиозных организаций» от 1992 г. в редакции закона 2002 г. 

На 01.01.2004 г. в РБ насчитывается:

43 религиозных объединения

37 религиозных миссий

29 монастырей

18 братств

9 религиозных сестричеств

13 духовных учебных заведений

149 религиозных организаций

2763 религиозные общины

2030 культовых зданий

Религиозные организации регистрируются в Государственном комитете по делам  религии, который действует при  Совете Министров.

Религиозная община—объединенная в пределах одной или нескольких населенных пунктов группа граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения религиозных потребностей.

Они образовываются при наличии  не менее 10 религиозных общин единого  вероисповедания, из которых хотя бы одно осуществляет свою деятельность не менее 20 лет.

Республиканское религиозное объединение—объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей РБ.

Религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, религиозные братства, сестричества регистрируются Государственным комитетом по делам религии при Совете Министров. В случае нарушения законодательства РБ, регистрирующий орган вправе вынести письменное предупреждение, а в случае повторного нарушения в течение года орган вправе обратиться в Суд с предложением о ликвидации этой религиозной организации. Таким образом, она может быть ликвидирована:

По решению Суда.

При совершении деятельности с нарушением прав, свобод, интересов граждан.

Если деятельность направлена против суверенитета РБ, на нарушение ее конституционного строя.

По решению ее учредителей.

Религиозные обряды, ритуалы  проводятся в специальных зданиях и по месту жительства граждан при  условии соблюдения общественного  порядка. Их можно проводить в учреждениях Министерства здравоохранения, местах лишения свободы, но в специально отведенных для этого местах.

Религиозные организации вправе приобретать, распространять религиозную литературу. Ввозить в РБ ее и другие печатные, аудио, видеоматериалы разрешается после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

 

Тема 11. Конституционное закрепление  экономической системы, социальной основы общества и внешней политики государства

 

Лекция 11.14. Понятие экономической системы и ее конституционные основы. Сущность рыночной экономики в современных условиях. Развитие кооперации и предпринимательской деятельности. Характеристика конституционных форм собственности.

Регулирующая роль государства  в экономической политике.   Конституционное регулирование социальной политики. Конституционные основы внешней политики. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности.

 

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

    1. государственная
    2. частная

Права собственника:

распоряжаться

пользоваться

владеть

1789 г.— Декларация прав человека  и гражданина, где провозглашено,  что собственность является священной  и неприкосновенной.

В современной Конституции говорят  о таких положениях, что собственность  должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для всех субъектов  порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство  органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие  экономическую систему РБ:

  • государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом
  • государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности
  • государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества
  • наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия  РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное  использование имеющихся природных  ресурсов, ведение народного хозяйства  на основе передовых технологий и  развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

    • потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг
  • производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха
  • работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому

 

                   Конституционные основы социальных отношений

Информация о работе Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси