Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

Kivel-V.N.-Kurs-lektsiy-po-konstitutsionnomu-pravu-Respubliki-Belarus.doc

— 834.00 Кб (Скачать)

способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Договором и Высшим Государственным Советом.

Совет Министров в пределах своей  компетенции издает постановления, директивы и резолюции.

Решение Совета Министров  может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.

Постоянный Комитет  является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.

Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и Функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития Союзного государства.

Согласно Договору должен быть создан Суд Союзного государства.

Суд Союзного государства (далее - Суд) является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда входит 9 судей, назначаемых  Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Судьи назначаются и действуют  в личном качестве из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках.

В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства.

Судьи независимы.

Судьи назначаются сроком на 6 лет. Допускается их назначение еще на один срок.

Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда.

При первоначальном назначении треть судей назначается сроком на 2 года и треть - на 4 года.

Из числа судей Суд  избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства-участника.

Высший Государственный  Совет утверждает Устав и Регламент Суда.

Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут  передавать на рассмотрение Суда любые  вопросы, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.

решения Суда принимаются двумя  третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.

В Договоре уделено внимание и бюджетному устройству Союзного государства.

Бюджет Союзного государства  призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов.

Бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников.

В порядке и в случаях, установленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников.

Вопросы финансово-хозяйственной  деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов  управления Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативно-правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств-участников.

Государства-участники  самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства.

Бюджет Союзного государства  не может иметь дефицит.

Исполнение бюджета  до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств-участников в части, касающейся территорий своих государств.

Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент  Советом Министров Союзного государства.

Бюджет после принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.

В заключительных положениях Договора предусмотрено, что после  вступления в силу настоящего Договора по предложению Высшего Государственного Совета Парламент Союзного государства рассмотрит проект Конституционного акта, определяющего на основе настоящего Договора государственное устройство Союзного государства и его правовую систему.

После одобрения Парламентом  Союзного государства проект конституционного акта передается президентами государств-участников на рассмотрение парламентов государств-участников, а затем в соответствии с их законодательством выносится на референдумы в государствах-участниках.

После одобрения Конституционного акта на референдумах государства-участники вносят необходимые дополнения и изменения в свои конституции.

Заключенный 25 декабря 1998 г. Договор о создании Союзного государства является бессрочным.

В развитие Договора о  создании Союзного государства предприняты дальнейшие действия. Идет работа над проектом Конституционного акта. 30 ноября 2000 года было заключено Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра (ратифицировано законом от 7 мая 2001 года). В частности, было предусмотрено, что роль единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 года будет выполнять рубль Российской Федерации. Тогда же, т.е. 30 ноября 2000 г. было заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы (ратифицировано законом от 7 мая 2001 г.). В нем определены конкретные этапы и сроки их реализации для введения единого платежного требования на территории Союзного государства. Однако данные положения Соглашения до настоящего времени не вступили в силу.

 

Тема 10. Формы политической власти

 

Лекция 10.13. Народ и народовластие. Понятие "народ" и его правовой статус.

Конституционные основы полновластия народа и формы его  проявления.

Референдум - важнейшая  форма проявления народовластия.

Гарантии полновластия народа.

Политическая система  общества, ее принципы и особенности.

Характеристика элементов  и субъектов политической системы  общества -государства, структуры его  органов и их взаимодействие; политических партий. общественных объединений.

Государство - важнейший  элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.

Конституционно-правовой статус политических партий и других общественных объединений.

Правовой статус трудового  коллектива в управлении государственными и производственными процессами.

Форма правления в  Республике Беларусь.

Институты представительной и непосредственной демократии.

 

Понятие и сущность народовластия.

 

Народовластие—принадлежность всей полноты власти народу. 

Этот принцип нашел свое отражение  в некоторых документах РБ, а в первую очередь в ст.3 Конституции.

Власть осуществляется:

Народом в целом

Частью народа, проживающей на соответствующей  территории

Избранные народом представители

Сформированными народом органами и производными от последних органами

Полновластие народа означает, что власть принадлежит только народу, она (власть) обращена ко всему обществу; народ управляет всеми государственными и общественными делами; народ свободно выражает свою волю, а органы государственной власти придают ей обязательный характер.

Формы власти:

  • Власть осуществляется в форме государственной власти (власть осуществляется непосредственно народом или соответствующими органами)
  • Общественная (объединения отдельные группы граждан, общественных и религиозных организаций)
  • Смешанная (общественно-государственная) (наблюдается в деятельности местных органов власти — форма организации власти для совместного решения местных вопросов)

 

Понятие, юридические  признаки и формы непосредственной демократии.

 

 Непосредственная (прямая) демократия—совокупность форм, средств непосредственной непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.

Высшей формой непосредственной демократии является референдум, выборы.

Институты непосредственной демократии делятся на:

Императивного характера (принимаемые народом решения являются окончательными и обязательными).

Консультативного характера (выявленная с их помощью воля народа отражается на решениях соответствующего органа, но несмотря на то, что орган формирует  окончательный текст, он может проигнорировать волю народа).

 

Представительная демократия.

 

Под представительной демократией понимается право народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю нарда в целом или населения соответствующей территории.

Концепция народного представительства  сложилась в XVIII-XIX вв. и она включает принципы:

Народное представительство учреждается  Конституцией.

Народ, являясь носителем суверенитета, уполномочивает Парламент от его  имени осуществлять законодательную власть.

Народ избирает в Парламент для  осуществления законодательной  власти своих представителей.

Депутат Парламента является представителем всей нации, а не тех, кто его избрал, т.е. имеет свободный мандат (в  РБ он императивный).

 

Представительная демократия включает составные части:

Система избираемых представительных органов, т.е. от Парламента до местных  Советов.

Система демократических институтов, отражающих связи избранных лиц  с избирателями.

Система демократических форм работы, применяемых внутри самих представительных органов.

Государственная власть, игнорирующая народную власть, является незаконной и нелегитимной.

 

Конституционно-правовой статус политических институтов.

 

 

Понятие и сущность государства  как конституционно-правового института.

В политической философии и теории государства и права существует 3 подхода к образованию государства:

Государство рассматривается как  средство решения общих дел, т.е. власти и народа.

Марксистско-ленинский: подходит к  сущности государства с классовых позиций.

Чисто правовой: государство рассматривается  как юридическое государство, источник права и закона, которое организовывает жизнь общества.

В политической системе общества государство  является важнейшим элементов. Под  политической системой общества понимается совокупность элементов посредством которых народ осуществляет политическую власть.

Государство—политическая, исторически сложившаяся территориальная организация, предназначенная для управления обществом.

Государственный орган—гражданин или коллектив граждан, которые уполномочены государством на осуществление функций и наделены правом принимать определенные властные решения.

Государственное учреждение—организованная группа лиц,  которая не имеет права принимать общеобязательные решения, а только исполняет, т.е. реализует решения государственных органов (например, почта, больница, ВУЗ).

Государственный аппарат—профессиональные государственные служащие, люди принимающие государственные решения и отвечающие за их исполнение.

Конституция РБ применяет термин близкий к понятию «государство»: республика, страна. В союзных или федеративных государствах часто синонимом является слово «федерация».

Любое государство действует на определенных принципах:

Демократический централизм.

Неделимость территории.

Социальный характер, в большинстве  светский характер.

Политический плюрализм.

Федерализм.

Правовое государство.

Суть светского государства  в том, что государство отделено от церкви, разграничении их полномочий. Есть и несветские государства, и  в зависимости от степени вовлечения в религию государства бывают:

Теократические (Ватикан, Саудовская Аравия)

Клерикальные (Иран) — меньше степень

 

Конституционно-правовой статус политических партий. Виды партийных  систем.

Прообразы политических партий существовали в Древней Греции и Риме. А в современном понимании партии появились в период разложения буржуазных отношений.

Существует 2 подхода по вопросам сущности партий:

  1. западный (буржуазный): предназначение партий видится в том, что их основная задача—приход к власти и ее удержание
  2. социалистический: партия—классовая организация и о завоевании власти речи не ведут

В законодательстве дается определение  «политической партии», ее роль, место, закрепляется порядок создания и  устранения партий, финансирования, устанавливаются взаимоотношения партий и государства (вопросы участия партий в выборах, участие в работе законодательных органов и т.д.).

Виды партийных систем:

  1. Государство с многопартийной системой (идеальный вариант): при этом нет доминирующей партии, следовательно, они примерно одинаковы по влиянию, численности и т.д.
  2. Двухпартийная: не значит, что только 2 партии, но 2 из них наиболее сильные, многочисленные и попеременно сменяют друг друга (США, Великобритания).
  3. Однопартийная
  4. Нет парий: население не представляет, что такое партия, т.е. очень низкий уровень развития государства (ОАЭ, Саудовская Аравия).

Информация о работе Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси