Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

Kivel-V.N.-Kurs-lektsiy-po-konstitutsionnomu-pravu-Respubliki-Belarus.doc

— 834.00 Кб (Скачать)

Политический режим может быть:

Демократическим

Недемократическим

В соответствии со ст. 4 Конституции  РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Политический плюрализм

Свобода СМИ 

Уважительное отношение к мнению большинства 

Свобода веровоззрения (в пределах закона)

Социальное государство  – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью.

 

Гражданское общество как  атрибут конституционного государства

Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин  использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель.

Гражданское общество –  это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Сформированное гражданское общество не терпит насилия  со стороны государства, оно существует в рамках свободных  гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества.

Признаки гражданского общества: 

  1. общество социально-рыночного хозяйства
  2. общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь
  3. общество подлинной свободы и демократии
  4. общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования

Важнейшие элементы гражданского общества:

  1. добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей
  2. совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений
  3. производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции
  4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства государственной власти

 

Конституционные основы политических отношений.

Политические отношения—отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей.

Политическая или государственная  власть характеризуется использованием в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. В осуществлении политической или государственной власти принимает участие не только государство, но и элементы политической системы.

Политическая система включает:

  1. политические партии
  2. трудовые коллективы
  3. общественные организации
  4. органы управления и самоуправления

Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»).

Политическая система—организационно-правовой механизм, включающий в государство политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику государства.

Важнейшим элементом политической системы является государство. Это  объясняется специфичностью государственной  власти, т.е.:

Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое.

Ее единстве, т.е. она концентрирована  в едином субъекте, коим является народ.

Ее суверенности (ее верховенство, самостоятельность и независимость).

Политический процесс—деятельность элементов политической системы.

Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые  главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии.

Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие:

  1. избирательный процесс—отношения возникающие во время выборов
  2. бюджетный
  3. законодательный

 

Конституционные основы экономических отношений.

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

  1. государственная
  2. частная

Права собственника:

распоряжаться

пользоваться

владеть

В современных конституциях говорят  о таких положениях, что собственность  должна использоваться не только для  интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для всех субъектов  порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство  органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие  экономическую систему РБ:

  • государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом
  • государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности
  • государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества
  • наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия  РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное  использование имеющихся природных  ресурсов, ведение народного хозяйства  на основе передовых технологий и  развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

потребителя выбирать из многих конкурирующих  продуктов и видов услуг;

производителя открыть или расширить  свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха;

работника выбирать себе карьеру или  переходить от одного работодателя к  другому;

 

                   Конституционные основы социальных отношений

Социальная система—система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.

Основные направления социальной политики государства:

охрана труда и здоровья людей;

установление гарантированной  минимальной заработной платы;

обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;

установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты;

развитие системы социальных служб.

 

      Конституционные основы духовно-культурных отношений.

Духовно-культурные отношения  в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.

Духовно-культурные отношения зависят  от уровня развития, от других видов  отношений, а также оказывают  определенное влияние на них. Предмет  этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование  и т.д.

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным  правом в наименьшей мере по сравнению  с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).

В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49).

Государство является ответственным  за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15).

В РБ имеется специальный  закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры.

Закон «О языках РБ»

Закон «Об охране историко-культурного  наследия»

Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия.

Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов.

Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает  отпечаток на уклад жизни. Таким  образом, конституционное право  и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.

 

Конституционно-правовой статус внешней политики РБ.

В ст.8 Конституции закреплено, что  РБ «признает приоритет общепризнанных принципов международного права  и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных  договоров, которые противоречат Конституции».

В ст. 18 Конституции говорится, что  «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства  государств, неприменение силы или  угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».

В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:

никто, включая высшее руководство  государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование  даже малый участок территории;

не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем.

Территория нашего государства  охраняется в соответствии с законом  «О государственной границе».

Принципы конституционного строя  РБ:

  1. народовластие—основа государства
  2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений
  3. разделение властей
  4. верховенство закона
  5. приоритет общепризнанных принципов международного права
  6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры

 

 

Тема 8. Понятие и политико-правовое значение суверенитета

 

Лекция 8.11. Суверенитет народа, нации, государства. Их взаимосвязь.

Декларация о государственном  суверенитете Республики Беларусь.

Суверенитет и демократия.

Суверенитет как состояние  высшей представительной, государственной  власти.

Суверенитет и верховенство власти.

Информация о работе Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси