Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:36, курсовая работа
Норма права регулируют общественные отношения, то есть отношения между людьми. В процессе производственной деятельности при осуществлении руководства и управления обществом и государством в других сферах общественной жизни люди, организации и органы государства вступают между собой в разнообразные по характеру общественные отношения.
Политический режим может быть:
Демократическим
Недемократическим
В соответствии со ст. 4 Конституции РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».
Принципы демократического государства:
Равноправие всех перед законом
Политический плюрализм
Свобода СМИ
Уважительное отношение к
Свобода веровоззрения (в пределах закона)
Социальное государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью.
Гражданское общество как атрибут конституционного государства
Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель.
Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Сформированное гражданское
Признаки гражданского общества:
Важнейшие элементы гражданского общества:
Конституционные основы политических отношений.
Политические отношения—отношен
Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей.
Политическая или
Политическая система включает:
Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»).
Политическая система—организац
Важнейшим элементом политической системы является государство. Это объясняется специфичностью государственной власти, т.е.:
Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое.
Ее единстве, т.е. она концентрирована в едином субъекте, коим является народ.
Ее суверенности (ее верховенство,
самостоятельность и независимо
Политический процесс—деятельно
Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии.
Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие:
Конституционные основы экономических отношений.
Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.
В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:
Права собственника:
распоряжаться
пользоваться
владеть
В современных конституциях говорят о таких положениях, что собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977 г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.
В РБ установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса).
Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:
Современная экономическая стратегия
РБ определена курсом на приватизацию
и разгосударствление, интенсивное
использование имеющихся
Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:
потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг;
производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха;
работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому;
Конституционные основы социальных отношений
Социальная система—система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.
Основные направления социальной политики государства:
охрана труда и здоровья людей;
установление гарантированной минимальной заработной платы;
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;
установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты;
развитие системы социальных служб.
Конституционные основы духовно-культурных отношений.
Духовно-культурные отношения в обществе — отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.
Духовно-культурные отношения зависят от уровня развития, от других видов отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование и т.д.
Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).
В Конституции РБ закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст.49).
Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст.15).
В РБ имеется специальный закон «О национальных меньшинствах РБ». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белоруской культуры.
Закон «О языках РБ»
Закон «Об охране историко-культурного наследия»
Другим важным элементом духовно-культурной сферы является религия.
Религия — (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование одного или нескольких богов.
Религия — значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Таким образом, конституционное право и другое законодательство не может игнорировать религию. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Существует международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный РБ, который закрепляет, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, а также специальный закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 31.10.2002г.
Конституционно-правовой статус внешней политики РБ.
В ст.8 Конституции закреплено, что
РБ «признает приоритет
В ст. 18 Конституции говорится, что «РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств».
В ст. 9 закреплен принцип единства и неотчуждаемости территории РБ. Неотчуждаемая территория означает:
никто, включая высшее руководство государства, ни на каких условиях не может отдать в бессрочное пользование даже малый участок территории;
не допускается вторжение на территорию республики насильственным путем.
Территория нашего государства охраняется в соответствии с законом «О государственной границе».
Принципы конституционного строя РБ:
Тема 8. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
Лекция 8.11. Суверенитет народа, нации, государства. Их взаимосвязь.
Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Суверенитет и демократия.
Суверенитет как состояние высшей представительной, государственной власти.
Суверенитет и верховенство власти.
Информация о работе Конституционное право- ведущая отрасль права Беларуси