Конституционное право США

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и результатам была одновременно революцией буржуазно-демократической по своему характеру. В ходе революции в 1776г. была провозглашена «Декларация независимости Соединенных Штатов Америки». С ее принятия фактически началось конституционное развитие США. Декларация закрепила право народа на восстание против угнетателей, равенство всех людей, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу и стремление к счастью) и освобождение «от всякого подданства британской короне».

Содержание

I.Особенности конституционного развития США.
1.Конституция США 1787 года, ее общая характеристика. ………….5
2.Содержание конституционных поправок. «Живая конституция». ...7
3.Принцип разделения властей………………………………………….9
4.Особенности федерализма……………………………………………11

II.Система органов государственной власти.
1.Конгресс, его структура и полномочия……………………………...16
2.Президент. Вице-президент. …………………………………………18
3.Судебная система США. Система конституционного контроля. Верховный Суд США………………………………………………………26

III.Избирательная система.
1.Избирательное право…………………………………………………31
2.Двухпартийная система………………………………………………35

Вывод………………………………………………………………………..37

Список используемой литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курс.р. Констит.право зар.стр.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Данный судебный прецедент стал правовой основой для утверждения конституционного контроля в США.

Содержание конституционного контроля в США включает следующие правомочия судов:

властное толкование конституции,

проверка конституционности законов Конгресса и легислатур штатов, нормативно-правовых актов исполнительной власти,

а также установление норм права в форме судебных прецедентов.

Толкуя и дополняя по своему усмотрению юридическую конституцию 1787 г., Верховный суд создает новые правовые установления в фактическом основном законе страны. Крылатые слова бывшего главного судьи Ч.Хьюза: "Конституция - это то, что говорят о ней судьи", - полностью подтверждается вековой практикой Верховного суда США.

Особенностями конституционного контроля в США являются:

вопрос о неконституционности закона или другого акта возникает, когда эти акты уже опубликованы и вступили в силу (т.е. последующий контроль);

Верховный суд рассматривает вопрос о конституционности акта не вообще, не в самостоятельном производстве, а лишь в связи со слушанием какого-либо судебного дела (т.е. конкретный контроль), решая таким образом судьбу закона на основе дела;

в случае, если акт будет признан неконституционным, то он теряет юридическую силу.

За 200 лет своего существования (1791 - 1990 гг.) суд признал неконституционными полностью или частично 125 законов Конгресса, 1059 нормативных актов штатов, 117 ордонансов местного самоуправления. Конституционный контроль в США порожден принципом «верховенства права» и служит реализации системы «сдержек и противовесов» в государственном механизме страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Избирательная система

III.1.Избирательное право.

 

Конституция США содержит лишь некоторые положения, регулирующие  выборы. Федеральные законы об избирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974 гг. существенно дополнили конституционные  положения. По-прежнему большая часть норм избирательного  права устанавливается законодательством штатов, в том числе вопрос о требованиях, предъявляемых к избирателям. Однако практически федеральные  власти вмешивались в компетенцию штатов по вопросам  избирательного права. Прежде всего это касается принципов  избирательного права.

Принцип всеобщих выборов вводился федеральными властями в течение целого века. В 1870г. XV поправка к конституции США наделила избирательными правами негров и лиц других рас. В 1920 г. новая поправка (ХIХ) предоставила право голоса женщинам. В 1964г. поправка XXIV отменила избирательный налог. Закон 1970г. снизил ценз оседлости на федеральных выборах. В 1971г. поправка XXVI сократила возрастной ценз для избирателей до 18 лет. Избирательный закон 1975г. окончательно  отменил ценз грамотности. В настоящее время сохранился  лишь один ценз оседлости: на президентских выборах - 30 дней, на других - от одного дня до 30 дней (устанавливаются законодательством штатов). В 17 штатах и федеральном округе Колумбия цензы оседлости для избирателей отменены.

В конституции США ничего не сказано о принципе равных выборов. Реализацией этого принципа занимались штаты, которые  часто создавали неравные по численности избирательные округа. В США зародилась специальная наука – «избирательная  география» (джерримендеринг) как способ нарезки избирательных  округов, предоставляющий преимущества какой-либо партии на выборах. Федеральный закон 1872г. предписывал штатам создавать избирательные округа с равным количеством избирателей. Однако многие штаты не соблюдали этого положения.  В защиту принципа равных выборов выступил Верховный суд в 1964г. В 1969г. Верховный суд конкретизировал  свою позицию, указав, что каждый штат должен приложить «добросовестные усилия для достижения точного математического  равенства» округов.

Принцип прямых выборов первоначально конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса - палату представителей. Сенаторы избирались на основе многостепенных выборов: законодательными собраниями  штатов. Лишь в 1913г. было установлено, что сенаторы должны избираться «народом штата» (ХVII поправка). Президент  и вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками).

Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования.  Избирательные машины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчете голосов, обеспечивают  надежную тайну голосования.

Избирательные законы федерации и штатов подробно регламентируют  организацию и порядок проведения выборов. Центральные органы по проведению выборов в США не создаются.  В пределах штатов выборами ведают секретари штатов, в некоторых штатах создаются на партийной основе избирательные  комиссии. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса. В избирательных участках создаются избирательные комиссии (бюро) из представителей партий. Ведущая роль в организации  и проведении выборов в границах избирательных участков принадлежит партийному аппарату. Избирательные округа  в США одномандатные: от каждого округа избирается один депутат. Регистрация избирателей производится чиновниками.  Во многих штатах избиратель должен явиться в избирательную  комиссию и обосновать свое право на внесение в список избирателей. В 15 штатах регистрация избирателей может производиться  не только в избирательных комиссиях, но и по месту работы, в государственных учреждениях. В списки избирателей не могут быть включены душевнобольные и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Для кандидатов на выборные должности конституция и законы США установили дополнительные условия:

возрастной ценз (25-35 лет);

срок пребывания в гражданстве США;

проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат.

Ныне в США формируется новая норма конституционного права - кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.

Процедура выдвижения кандидатов весьма разнообразна в США. Кандидатов на выборные должности могут выдвигать: партийные съезды (конвенты), избиратели путем петиций, общим  собранием партийных фракций в Конгрессе и на основе праймериз. Самым распространенным способом выдвижения кандидатов являются праймериз.

Праймериз представляют собой первичные выборы, в ходе которых избиратели подают свои голоса за кандидата в кандидаты.  Победитель на праймериз становится кандидатом, его имя вносится в избирательный бюллетень. Праймериз - демократическая  система выдвижения кандидатов: сами избиратели помимо партийных боссов, партийного аппарата решают, кто должен быть кандидатом по их округу на предстоящих выборах.

Победители на выборах в США определяются по мажоритарной  системе относительного большинства. При этой системе для завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить  хотя бы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числа проголосовавших избирателей. Подобная система не адекватно выражает волю избирателей. Многие депутаты избираются незначительным большинством голосов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.2.Двухпартийная система.

 

Определяющую роль при выборах Конгресса, президента США, губернаторов и иных должностных лиц играют политические партии.

В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают кандидаты от двух партий – демократической и республиканской.

В прошлом демократическая партия, основанная в 1828г., представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская, основанная в 1854г., - интересы промышленного Севера. После отмены рабства в 1865г. Различия между партиями стали минимальными.

В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на Северо-Востоке страны, ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. У демократической партии сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.

Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (т.е. не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата).

Нередко партии в США именуют избирательными машинами.

Все выборы в США проходят две стадии:

праймериз (первичные выборы);

непосредственно выборы.

Во время праймериз идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом (в Конгресс по округу, в губернаторы, президенты). Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые лены партии путем голосования (в округе, штате, масштабе страны).

Когда от каждой партии определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап: борьбу уже непосредственно за должность ведут 2 кандидата – от демократической партии и от республиканской.

На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. Соперничество партий заставляет выборных лиц всегда быть «в форме». В то же время, поскольку цели партий схожи, государственный курс в целом остается тем же.

В США предпринимались попытки создать другие партии, помимо демократической и республиканской, выдвинуть «третьего кандидата», но все они заканчивались провалом. «Третьи партии» имели временный характер, были маловлиятельны и быстро рассыпались, не сумев поколебать сложившуюся двухпартийную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Конституция США— старейшая из существующих ныне в мире конституций. В ней получили свое воплощение политико-правовые идеи, которые сохранили свое значение основ демократизма и в настоящее время. В ней в основу государственного строя и правовой системы впервые были заложены идеи федерализма, разделения властей и системы «сдержек и противовесов» и судебного конституционного контроля, получившие впоследствии мировое признание и отраженные в той или иной форме в конституциях большинства стран мира.

Конституция США, одобренная Конституционным конвентом, а затем ратифицированная законодательными собраниями штатов, сохранилась почти в неизменном виде до настоящего времени. За двести с лишним лет в нее было внесено лишь 27 поправок. Чем же объясняется такая устойчивость и стабильность американской Конституции?

Во-первых, американская Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов.

Во-вторых, стабильности Конституции способствует и закрепленный в ней американский вариант принципа разделения властей, базирующийся преимущественно на собственном национальном американском опыте.

В третьих, Конституция США относится к числу «жестких» конституций. Внесение в нее поправок чрезвычайно усложнено.

Сила любой конституции в стабильности. В США она действует уже более 200 лет, и уважение людей к своему основному закону от этого только крепнет. Да, многое безнадежно устарело, но Конституция США живет, наполняясь новым содержанием благодаря толкованиям Верховного суда США и развитию конституционно-правового законодательства.

В заключение подчеркнем еще раз, что американская конституция – это «живой» закон, т.е. ее положения не являются лишь декларированными высокопарными фразами, а являются действующими, проведенными в жизнь. За десятилетия и века действия конституции были созданы устойчивые механизмы ее реализации. Конституция – по сути, это только верхушка айсберга. Суть ее – это то, что о ней говорят судьи. А говорят они в контексте текущих дел. Поэтому и «живет» Конституция сегодняшним днем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2001г.

2.Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2004г.

Информация о работе Конституционное право США