Конституционное право и институты государства в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение основных положений Конституции Японии, статус и структура японского парламента и органы местного самоуправления.
Задачами контрольной работы являются:
- охарактеризовать конституционную историю Японии;
- рассмотреть права, свободы и обязанности граждан в Японии;
- изучить систему государственных органов власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Конституция Японии…………………………………………………………………...4
2. Права, свободы и обязанности граждан………………………………………………6
3. Партийная система……………………………………………………………………..8
4. Система государственных органов…………………………………………………..11
5. Административно-территориальное деление……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

5. Административно-территориальное  деление

     Япония  является унитарным государством, в  то же время в ней получили широкое  развитие муниципальные институты. Иерархическая система административно-территориального деления строится на основе двух звеньев. Верхнее звено образуют префектуры (их в Японии 47) четырех категорий; «то» (Токио), «до» (Хоккайдо), «фу» (Осака и Киото) и «кек» (43 остальные префектуры). Правовое положение префектур различных категорий одинаково, а отнесение их к разным категориям является исторической традицией. Низовое звено административно-территориального деления образуют города («си»), поселки («мати») и сельские общины («мура»). Столица страны г. Токио в административном отношении представляет собой 23 специальных района, приравненных к городам.

     Наряду  с префектурами и муниципалитетами, которые представляют собой обычные органы местного самоуправления, в Японии могут создаваться особые органы местного самоуправления - такие, как особые столичные районы, корпорации регионального развития, ассоциации органов местного самоуправления, финансово-промышленные округа, создаваемые специально для решения конкретных задач.

     Принцип местной автономии заложен в  Конституции и Законе о местной  автономии 1947г. Наряду с этими источниками действуют несколько десятков иных нормативных актов - законов и подзаконных актов. Среди них Закон о местных коммунальных служащих 1950г., Закон о сельскохозяйственных комитетах 1951г., ряд законов, определяющих механизм финансирования органов местного самоуправления.

     Японское  правоведение различает принцип  местной автономии, автономию местной общины и автономию жителей. Принцип местной автономии означает автономию административно-территориальной единицы от государства. Автономия местной общины связана с внутренней организацией и формами деятельности административно-территориальных единиц и предполагает управление общины самими гражданами, проживающими на ее территории. Автономия жителей определяется процедурой проведения местного референдума, закрепленной в Законе о местном самоуправлении. Это обеспечивает возможность подачи определенной частью населения петиции о принятии, изменении или отмене местных постановлений, о проведении инспекции деятельности местных собраний, отзыве их депутатов, отстранении от должности глав местных органов и иных должностных лиц. Кроме того, Парламент может принять закон, касающийся какой-либо конкретной муниципии, только при согласии на то абсолютного большинства ее жителей (это согласие выявляется также путем местного референдума).

     Функции, выполняемые органами местного самоуправления, бывают трех видов:

- собственно местные функции;

- «административные полномочия» (носят местный характер, но имеют большую долю государственного участия);

- функции, делегируемые центральными ведомствами. Статья 94 Конституции закрепляет за муниципиями право управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять управление в своих границах. Важное значение имеет наделение муниципий правом принимать обязательные постановления, то есть нормативные акты местного значения. Общий перечень функций содержится в Законе о местном самоуправлении. Он содержит 22 направления деятельности, к которым относятся: поддержание общественного порядка на своей территории; обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения; устройство и управление парками, площадями и дорогами; ведение коммунального хозяйства; устройство и управление больницами, школами и др.

Местным законодательным органом в муниципии  является муниципальное собрание, возглавляемое председателем. Состав собрания зависит от численности населения: самые крупные префектуральные собрания насчитывают до 120 членов, самые маленькие поселковые и деревенские - около 12. Закон о местном самоуправлении предусматривает возможность замены местных собраний в поселках и деревнях общим собранием (сходом) жителей, но на практике это встречается крайне редко. Местное собрание собирается четыре раза в год на сессии.

     Руководство исполнительной властью в муниципии осуществляет ее глава - губернатор в префектурах, мэр в городах и поселках и староста в деревнях. Глава местной администрации имеет право вносить на рассмотрение местного собрания проекты решений, устанавливать местные налоги, налагать относительное вето на решения собрания (может быть преодолено вторичным решением большинства в 2/3 голосов), досрочно распускать собрание. Последнее, в свою очередь, может отстранить главу администрации от должности большинством в 3/4 голосов. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по образованию, труду, делам персонала, общественной безопасности и др.

     На  муниципальном уровне гораздо более, чем на общенациональном, развиты институты непосредственной демократии. Так, путем прямых выборов избираются не только депутаты муниципальных собраний, но и губернаторы, мэры и старосты. Муниципальные собрания и главы муниципий избираются жителями, зарегистрированными в определенном районе, сроком на четыре года. Население может требовать отзыва депутатов, роспуска муниципального собрания (эти вопросы решаются комиссией по контролю за выборами абсолютным большинством голосов по требованию не менее 1/3 состава комиссии), принятия собранием того или иного обязательного постановления (не касающегося налогов и финансов, по требованию не менее 1/15 избирателей данного муниципалитета), проведения ревизии финансово-бюджетной деятельности муниципальных органов.

     В Японии накоплен опыт решения проблем, требующих совместной деятельности на территориях, выходящих за пределы одной префектуры. Такое взаимодействие стало возможно благодаря формированию «советов связи местных администраций» в соответствии со специальным Законом 1965г. Такие советы образуются в составе префектур и некоторых городов. С 1969г. применяется также введенный министерством по делам самоуправления порядок объединения усилий соседних муниципий в решении дел, затрагивающих обслуживание жителей. В этих случаях учреждаются кооперативы или консультативные советы. Сейчас почти 90% первичных органов местного самоуправления Японии участвуют в таком сотрудничестве.

     Несмотря  на развитую систему органов местного самоуправления, в Японии существует жесткий прямой контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления. Между центральными и местными властями нередко возникают напряженные отношения, что связано с желанием центра ограничить самостоятельность муниципий. В первую очередь это проявляется в финансовом контроле, поскольку в Японии более 70% налогов идет в государственный бюджет и лишь 30% - в местные. К тому же такие учреждения, как больницы, школы, полиция, контролируются центральными министерствами и управлениями.

     С конца 70-х годов в Японии идет обсуждение необходимости административной реформы, в том числе повышения роли регионов. В 80-х годах в ходе местной административной реформы был сокращен перечень работ, выполняемых органами местного самоуправления по поручению правительственных ведомств, упрощены и усовершенствованы структура и аппарат местной администрации. С июля 1992г. действует система «пилотных органов местного самоуправления», заключающаяся в расширении прав городов с населением более 200 тыс. человек. В июне 1993г. обе палаты Парламента приняли резолюцию о расширении полномочий местной власти, потребовав от правительства решительных мер, начиная с разработки необходимых законов. В рамках работы над проведением административной реформы Комитет по изучению системы местной власти предложил пятилетнюю схему процесса децентрализации. В начале 1994г. был создан Комитет продвижения реформы (состоящий из семи членов, назначаемых премьер-министром с согласия Парламента из числа авторитетных лиц), наделенный правом давать рекомендации и инспектировать работы по проведению децентрализации, а в декабре 1994г. правительство утвердило «основные направления реформы местного самоуправления». В феврале 1995г. правительство внесло на рассмотрение Парламента Закон о децентрализации и в мае 1995г. этот Закон был принят. Признавая необходимость расширения прав органов местного самоуправления, Закон содержит расплывчатую трактовку некоторых важных положений. Так, в компетенцию центра входят «дела, относящиеся к существованию государства», и «дела, подлежащие решению в национальном масштабе», а органам местного самоуправления отводится широкая роль в самостоятельном и комплексном осуществлении политики на местах». Согласно Закону, работа по проведению децентрализации должна быть завершена в течение пяти лет в первую очередь путем внесения изменений в существующие законы, касающиеся вопросов местного самоуправления. 
 
 

Заключение  

     Рассмотрев  данный вопрос можно утверждать, что  в отличии от первой Конституции  и проекта, разработанного японским правительством, Конституция 1946г. провозгласила принцип народного суверенитета, указанное нововведение проявляется в том, Конституция провозглашает: "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть".

     По  форме правления Япония является парламентской монархией. Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту. Парламент характеризуется в Конституции как высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства. Его верхняя палата стала также выборной. Форма правления, сложившаяся на основе Конституции, может быть охарактеризована как парламентарная монархия. Японский парламент является самым квалифицированным и профессиональным в мире. Государственные министры - это министры без портфелей.

     В Японии существует развитая система  органов местного самоуправления, в  стране действует довольно жёсткий  прямой контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления. Система местного самоуправления весьма бюрократична, отличается чрезмерной регламентацией государственными законами, строгим контролем сверху за деятельностью местных органов, ограничением их самостоятельности жестким порядком получения разрешений центральных органов по многим делам местного значения. В связи с этим ещё в 80-е годы стали высказываться мнения о том, что дальнейшее развитие страны должно непременно сопровождаться повышением роли органов местной власти, что система местного самоуправления долгое время была эффективной и рациональной, но к настоящему времени уже устарела и требует изменения.

     Несомненно, форма правления в Японии оказывает  огромное влияние на взаимоотношения  между органами власти. Но исторически  сложилось так, что вначале возникает  форма правления, а потом эта  форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Конституция Японии (Конституция Мэйдзи), принятая в 1889 года.

2. Конституция Японии, принята 3 мая 1947 года.

3. Закон «О  кабинете министров» от 16 января 1947 года.

4. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех Союзных держав - СССР, США и Великобритании (17июля — 2 августа 1945г.). Сборник документов. М., 1980. № 1. С. 155—161.

5. Закон «О малых избирательных округах» от 21 ноября 1994 года

6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. Проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо, д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2004 – 832с.

7. Конституции зарубежных стран: Учебное пособие/Сост. Проф. В.В. Маклаков, - 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 2004 – 592с.

Информация о работе Конституционное право и институты государства в Японии