Конституционное право и институты государства в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение основных положений Конституции Японии, статус и структура японского парламента и органы местного самоуправления.
Задачами контрольной работы являются:
- охарактеризовать конституционную историю Японии;
- рассмотреть права, свободы и обязанности граждан в Японии;
- изучить систему государственных органов власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Конституция Японии…………………………………………………………………...4
2. Права, свободы и обязанности граждан………………………………………………6
3. Партийная система……………………………………………………………………..8
4. Система государственных органов…………………………………………………..11
5. Административно-территориальное деление……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     До  сих пор Конституция 1947г. ни разу не подвергалась пересмотрам, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась «импортного», навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения «мирной» 9-й статьи, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.

     Одна  из причин конституционной стабильности Японии – «жесткий» порядок изменения основного закона, установленный ст. 96. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента). Существующий в Японии баланс политических сил не позволяет партиям, выступающим за изменение Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума. 

2. Права, свободы  и обязанности  граждан

     Важным  фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание  новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции в 1945г. в Японии сложилась система ценностей, объединившая ее собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права. Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что: «...Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния».

     Конституция 1947г. гарантирует «нерушимость и вечность» основных прав граждан. Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания Парламентом соответствующего закона. Конституция установила, что «все люди должны уважаться как личности», они «равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения». Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, равенство в браке и равенство при замещении государственных постов.

     В японской Конституции нашли свое отражение все три основные группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные.

     Личные  права и свободы предоставляют  конституционную защиту частной  жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на «жизнь, свободу и на стремление к счастью» закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в ст. 36, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний и в ст. 31, гласящей, что: «Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом». Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые относятся к так называемым «новым правам».

     Право на свободу мысли и совести  отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу  от идеологического контроля. Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, «государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности».

     Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций. Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения.

     Конституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод. По американскому образцу Конституция провозгласила принцип «привилегии против самообвинения»: «Никто не может быть принуждаемым давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание». Никто не может быть арестован без должных оснований. Арест может проводиться только при наличии приказа компетентного работника органов юстиции. Статья 39 запрещает привлечение к ответственности вторично за одно и то же деяние. Право на беспристрастный суд, открытое разбирательство и на защиту в судебном процессе сформулировано в ст. 37 Конституции.

     Политические  права связаны с участием в политической жизни государства и управлением государственными делами. Японская Конституция предоставляет гражданам избирательное право и право подачи «мирных петиций», причем в основном законе обозначен круг вопросов, по которым может быть подана петиция. К ним относятся: возмещение ущерба, смещение публичных должностных, лиц, введение, отмена или исправление законов, указов или предписаний. К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений.

     Понимание социально-экономических прав и  свобод тесно связано с концепцией социального государства, ядром  которой является принцип ответственности  государства за обеспечение развития общественного благосостояния, социального  обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли отражение в ст. 25 японской Конституции. Важнейшим элементом правового статуса индивида является частная собственность, включающая право владеть, пользоваться, распоряжаться, наследовать и извлекать доходы. Право частной собственности признается в Японии как социально обусловленное, то есть оно не должно противоречить общественному благосостоянию. Конституция также предусматривает право на труд, запрет принудительного труда, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, право на образование, в том числе обязательное бесплатное, свободу научной деятельности.

     Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами  и свободами. Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги, трудиться, обеспечивать получение обязательного образования детьми, находящимися на попечении. Статья 12 устанавливает, что «права и свободы, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа».

     Конституция Японии содержит и гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью. 

3. Партийная система

     В настоящее время в Японии зарегистрировано около 10 тысяч политических партий, большинство из которых действуют на уровне префектур. Как показали последние выборы, с точки зрения избирательских предпочтений можно выделить четыре центра политических сил: старых консерваторов (Либерально-демократическая партия (ЛДП), реформистских неоконсерваторов (Либеральная партия, Партия нового мира, Клуб реформ), либералов (Демократическая партия (ЦП), партия Сакигаке, Федерация либеральных реформ) и левых (Коммунистическая партия Японии (КПЯ), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Новая социалистическая партия, Федерация демократических реформ). Причем значимое представительство в нижней палате сейчас имеют только шесть партий и партийных фракций: ЛДП, Объединенная парламентская фракция Минъюрэн (обновленная ДП), объединенная парламентская фракция «Мир - Реформы», Либеральная партия, КПЯ и СДПЯ.

     Последние пять лет характерны частыми и  существенными переменами на японской политической арене. До 1993г. (в течение 38 лет) в стране действовала так называемая «система 1955 года», которую часто называли «полуторапартийной». Суть ее была в том, что главными политическими соперниками были ЛДП и Социалистическая партия Японии, причем первая постоянно находилась у власти, а вторая оставалась в положении оппозиционной партии. Возрастание роли других политических сил сопровождалось ослаблением оппозиционных позиций социалистов, а также снижением уровня поддержки либерал-демократов на парламентских и местных выборах. Первый акт политической перестройки, приведший к разрушению «системы 1955 года» и к концу однопартийного правления ЛДП, начался летом 1993 года. ЛДП проиграла парламентские выборы, и расстановка политических сил в нижней палате Парламента изменилась. Помимо фракций прежних политических партий (ЛДП, СПЯ, Комейто, КПЯ и Партия демократических социалистов), в Палате представителей появились депутатские группы Японской новой партии (создана весной 1992г.), Партии обновления (создана летом 1993г.), Новой партии Сакигаке и более мелких политических организаций, созданных в основном бывшими либерал-демократами. Партии оппозиции смогли договориться об образовании восьми-партийной коалиции, что позволило летом 1993г. сформировать первое с 1948г. коалиционное правительство, которое возглавил лидер Японской новой партии М. Хосокава. В эту коалицию, противостоящую ЛДП, не вошли только коммунисты. При коалиционном правительстве во главе с М. Хосокавой Парламент принял ряд законопроектов, касающихся политической реформы. Особо следует отметить принятие 21 ноября 1994г. трех законов: Закона о малых избирательных округах4, Закона о поддержке политических партий (дополнения к Закону о политических пожертвованиях) и Закона о предотвращении коррупции. Закон о поддержке политических партий определяет политическую партию как группу, состоящую из 5 или более депутатов Парламента или набравшую на выборах в представительные органы власти не менее 2% голосов избирателей, получившую статус юридического лица.

     После отставки кабинета М. Хосокавы весной 1994г. формируется правительство во главе с Ц. Хата. К этому времени в результате политических разногласий социалисты вышли из восьмипартийной коалиции, и лишившийся поддержки СПЯ кабинет Ц. Хата проработал лишь два месяца.

     Во  второй половине 1994г. власть перешла  к новой, трехпартийной, коалиции в  составе прежних непримиримых противников - ЛДП и СПЯ, а также новой партии Сакигаке. Первоначально трехпартийное правительство возглавлял Т. Мурояма. Оставшиеся в оппозиции партии за исключением КПЯ объединились в декабре 1994г. в Партию новых рубежей (ПНР).

     Став  крупнейшей после ЛДП парламентской  партией, ПНР уже самостоятельно претендовала на власть. Ведущие посты  в ПНР занимали бывшие либерал-демократы, поэтому ее создание японские ученые рассматривали как сдвиг в сторону формирования политической системы двух крупных партий, стоящих на близких консервативных или неоконсервативных позициях и сменяющих друг друга у власти.

     Такая расстановка политических сил дала возможность либерал-демократам при минимальной поддержке СДП и Сакигаке сформировать правительство, но уже без партнеров по коалиции. Кабинет министров вновь возглавил Р. Хасимото.

     Самой крупной консервативной политической партией Японии является Либерально-демократическая. Своими задачами ЛДП провозглашает следующее: создание в Японии демократического строя, обеспечение экономической и социальной стабильности, улучшение международных отношений, борьбу за самостоятельную и независимую Японию. Обладая большинством мест в Парламенте, ЛДП имеет возможность контролировать его работу. Членство в партии условно и имеет значительные ежегодные колебания. Устав партии определяет, что верховным органом партии является съезд, который созывается ежегодно. Делегатами съезда, кроме депутатов Парламента, являются также представители местных отделений партии (по четыре от каждого).

     Демократическая партия Японии была основана в августе 1996г. Одной из ее особенностей является то, что во главе ДП стоят пятидесятилетние лидеры, а это не характерно для политической элиты Японии, основу которой, как известно, составляют 70-80-летние политики. Костяк новой партии составили выходцы из партии Сакигаке и СДП. Возглавляют партию два сопредседателя. Главное в программе партии - административная реформа.

     Коммунистическая  партия - самая старая из ныне существующих политических партий Японии, она создана в 1922г. КПЯ выступает за плановую социалистическую экономику, замену правящих реакционных сил, ликвидацию военных баз США на территории Японии и системы договора безопасности. Высший орган КПЯ - съезд, созываемый раз в два-три года. В результате последних выборов коммунистам удалось увеличить свою фракцию в нижней палате с 15 до 26 членов.

     Почти сорок лет, с 1955 по 1993г., Социалистическая партия Японии (сейчас СДПЯ) была крупнейшей оппозиционной партией в стране. Имея в лучшие годы в Палате представителей до 150 мест, она получила всего 15 в 1996г., впервые уступив даже коммунистам. В последние годы японские социалисты предпринимали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя интересов всего общества. Но коалиция с ЛДП в составе кабинета Мураяма отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияние на процесс и характер принимаемых решений, социалистам постоянно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей.

Информация о работе Конституционное право и институты государства в Японии