Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:13, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение основных положений Конституции Японии, статус и структура японского парламента и органы местного самоуправления.
Задачами контрольной работы являются:
- охарактеризовать конституционную историю Японии;
- рассмотреть права, свободы и обязанности граждан в Японии;
- изучить систему государственных органов власти.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Конституция Японии…………………………………………………………………...4
2. Права, свободы и обязанности граждан………………………………………………6
3. Партийная система……………………………………………………………………..8
4. Система государственных органов…………………………………………………..11
5. Административно-территориальное деление……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………………24
Партия Сакигаке (Провозвестник) - малочисленная консервативная партия, образовавшаяся из выходцев из ЛДП в 1993 г. Наиболее активные парламентарии приняли участие в создании Демократической партии, что фактически поставило под угрозу существование самой Сакигаке. На последних выборах ей удалось сохранить лишь два мандата. Сегодняшняя Сакигаке - клуб политиков, не принятых в ДП.
Активное участие в политической жизни страны принимают и профсоюзы. В ноябре 1989 г. была создана Новая федерация профсоюзов (Синрэнго). В нее вошли два крупных центра японского профсоюзного движения: Генеральный совет профсоюзов (Сохио) и Все-японская федерация профсоюзов частного сектора (Рэнго). Синрэн-го объединяет в своих рядах 67% трудящихся - членов профсоюзов как в государственном, так и в частном секторе. Помимо Синрэнго следует отметить Всеяпонскую национальную федерацию профсоюзов и Всеяпонский совет связи рабочих профсоюзов.
Реорганизация
партийной системы Японии еще
не завершена. Ситуация продолжает оставаться
мобильной, о чем говорит сохраняющаяся
тенденция к созданию новых партий. До
сих пор главными действующими лицами
перестройки политических сил в Японии
были депутаты Парламента. Роспуск старых,
появление новых партий, разъединения
и слияния проходят преимущественно в
форме перетасовки парламентских фракций.
В результате одним из последствий произошедших
перемен стала значительная нивелировка
позиций партий по большинству актуальных
проблем. Ситуация на политической арене
остается неопределенной и во многом зависит
от развития внутрипартийной ситуации
в ДП.
4. Система государственных органов
Император
Императорская династия Японии считается самой древней из всех сохранившихся наследственных монархий в мире. Как утверждают исторические хроники, первый Император вступил на японский трон в 660г. до н. э., а нынешний Император - 125-й в этом непрерывном ряду. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, которая начинается с даты вступления на трон нового Императора (с 1989 г. началась эра Хэйсэй - эра правления императора Акихито).
После войны статус Императора изменился. Отсутствие в послевоенной Конституции формулировки о форме правления создает почву для существования различных взглядов на этот счет. Наиболее распространено суждение, согласно которому современная Япония - парламентарная салическая монархия, поскольку в Японии имеется наследственный монарх с титулом Императора, а создание и функционирование правительства обусловлено доверием Палаты представителей Парламента. За порядком наследования престола следит совет императорского двора, возглавляемый премьер-министром и состоящий из двух представителей императорской семьи, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда. В то же время высказывается мнение о том, что в Японии монархии уже не существует, вплоть до утверждения о существовании республики с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.
Конституция определяет статус Императора следующим образом: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». И далее: «Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти». Император назначает премьер-министра по представлению Парламента, а также главного судью Верховного суда по представлению Кабинета. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа такие действия, относящиеся к делам государства, как обнародование законов и договоров, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентских выборов, пожалование наград и др. Принято считать, что наделение этими функциями носит формальный характер, поскольку инициатива Императора в их осуществлении не предусмотрена. Тем не менее Император все же осуществляет действия публичного характера, не предписанные Конституцией. Например, в отношениях с Парламентом Император осуществляет не только конституционные полномочия, но и присутствует на церемонии открытия сессии Парламента, выступает с речью на заседаниях Парламента.
Император совершает действия внешнеполитического характера. В этой сфере на него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета. Согласно ст. 73 Конституции руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, но посещение Императором других стран вносит гораздо больший вклад в укрепление дружеских отношений, нежели деятельность сотрудников дипломатических служб.
Императорская семья в Японии имеет очень высокий авторитет в обществе, и около 80% взрослого населения страны поддерживают монархическую форму правления.
Парламент
В 1874 году первая политическая партия Японии представила правительству декларацию о создании представительного законодательного органа. Первые всеобщие выборы состоялись 1 июля 1890г., а первая сессия Парламента была созвана 29 ноября 1890г.
Согласно ст. 41 Конституции Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны. Однако японские ученые, исходя из предоставленного Конституцией муниципиям права принимать обязательные постановления, считают, что муниципальные собрания также в виде исключения имеют законодательные полномочия, и называют эти собрания вторичной законодательной властью, а их постановления - автономным правом.
Порядок работы Парламента регулируется Конституцией Японии, Законом о Парламенте 1947г., а также Регламентом Палаты представителей 1947г. и Регламентом Палаты советников 1949г.
Японский Парламент состоит из двух палат - Палаты советников и Палаты представителей. Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов. До 1994 года, когда были внесены поправки в Закон об избрании на публичные должности, число депутатов в Палате представителей было равно 511. Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию правительства, верхняя палата роспуску не подлежит.
Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов. Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах по признаку расы, пола, религии, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов. Вопросы, касающиеся выборов, регулируются Законом об избрании на публичные должности5. с последующими изменениями (последнее - в 1994г. - устанавливает новую систему выборов в нижнюю палату). В соответствии с Законом активное избирательное право на выборах в обе палаты предоставлено гражданам в возрасте от 20 лет, проживающим в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное - от 25 лет для Палаты представителей и 30 лет для Палаты советников. Кандидат вносит денежный залог, не возвращаемый в случае неполучения им определенного минимума голосов. Основу парламентской избирательной системы составляет смешанная система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем.
До 1996г. выборы в Палату представителей проводились по системе средних избирательных округов. 21 ноября 1994г. был принят Закон о малых избирательных округах, позволивший определить границы округов в соответствии с предложениями Комиссии Палаты представителей по демаркации границ избирательных округов. Последние выборы проходили по новой избирательной системе, согласно которой 300 депутатов избираются по одномандатным округам, а 200 - по 11 региональным блокам по списку политических партий пропорционально полученным голосам. При такой избирательной системе каждый избиратель имеет два голоса.
Палата советников также избирается по смешанной системе. 152 советника избираются от 48 многомандатных округов (2-8 советников от округа). Кроме того, создается общенациональный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политических партий. Избранные от этого округа в палату 100 советников отбираются из кандидатов, заранее включенных каждой партией в свой список, пропорционально числу набранных каждой партией голосов. Таким образом, избиратель один голос отдает за конкретного кандидата, а второй - за политическую партию.
В Японии действуют жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только 12 дней (до изменений 1994 года - 2 недели), предусмотрено одно радио и телеобращение кандидата в течение не более пяти с половиной минут за счет бюджета. Обход и агитация избирателей на дому, а также агитация против других кандидатов запрещены.
Японии свойственна долгосрочная связь депутата со своим избирательным округом. Зачастую округ передается по наследству (так, Р. Хасимото, находившийся в должности премьер-министра с января 1996г. по апрель 1998г., наследовал депутатский мандат своего отца в 26 лет). Поэтому для Японии характерно многократное избрание депутата, а лицам со стороны довольно трудно попасть в ряды депутатов.
Депутаты и советники имеют свободный депутатский мандат, вопрос о лишении или признании недействительным которого решает соответствующая палата 2/3 голосов. Члены палат не несут ответственности в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палатах, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.
Закон о Парламенте устанавливает следующие виды парламентских сессий: очередные, чрезвычайные и специальные. Очередные сессии Парламента созываются раз в году, в декабре, и длятся 150 дней (еще их называют бюджетными сессиями). Решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента принимает Кабинет министров по требованию 1/4 общего числа членов одной из палат. Необходимость в созыве специальной сессии возникает в случае роспуска Палаты представителей и длится она в течение 30 дней со дня очередных выборов в палату. Поскольку с роспуском Палаты представителей Палата советников тоже прекращает свою работу, то Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, но если ее решения не будут одобрены Палатой представителей в течение 10 дней со дня первого заседания, то они теряют силу.
Заседания палат являются открытыми, однако могут проводиться и закрытые заседания в случае, если резолюция об этом принята 2/3 голосов присутствующих членов. Протоколы заседаний должны публиковаться.
Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей постоянных комиссий и генерального секретаря палаты. На председателей палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить беспристрастность в ходе заседания Парламента, они обычно прекращают отношения со своими партиями. В палатах создаются партийные фракции (необходимое для создания фракции число депутатов - 2 человека), которые играют важную роль при распределении министерских постов.
В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий: по делам Кабинета министров, местной администрации, по вопросам юстиции, внешней политики, государственных финансов, просвещения, по социальным вопросам, по трудовым вопросам, вопросам сельского, лесного и водного хозяйства, по торговле и промышленности, вопросам связи, транспорта, строительства, общественной безопасности, науки и техники, окружающей среды, а также бюджетную, ревизионную, дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внутри-парламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий - тех же, кроме комиссий по вопросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей среды. Эти комиссии составляют основу механизма разработки и принятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий пропорционально представительству этих партий в соответствующей палате. Депутаты, как правило, не являются экспертами по обсуждаемым в комиссиях вопросам, поэтому Закон о Парламенте в ст. 43 предусматривает, что в случае, если для деятельности комиссии необходимо участие специально подготовленных членов, в ее состав могут входить специалисты по рассматриваемым ею проблемам. Таким образом, к работе комиссий могут привлекаться непарламентарии. Каждый парламентарий обязан быть членом хотя бы одной комиссии. Заседания комиссий бывают двух видов: рабочие и общие. На рабочих заседаниях обсуждаются наиболее важные вопросы, как правило, в присутствии членов Кабинета. На общих рассматриваются менее важные вопросы с участием парламентских секретарей.
Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депутатов, а от кворума. Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроекту в течение 60 дней после получения его из Палаты представителей, то решение Палаты представителей считается решением Парламента.
При каждой палате действует законодательное бюро, которое помогает депутатам при подготовке законопроектов.
Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парламента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или 10 советников. Если речь идет о бюджете страны, то его должны поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников. Народная законодательная инициатива Японии неизвестна.
Информация о работе Конституционное право и институты государства в Японии