Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:13, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение основных положений Конституции Японии, статус и структура японского парламента и органы местного самоуправления.
Задачами контрольной работы являются:
- охарактеризовать конституционную историю Японии;
- рассмотреть права, свободы и обязанности граждан в Японии;
- изучить систему государственных органов власти.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Конституция Японии…………………………………………………………………...4
2. Права, свободы и обязанности граждан………………………………………………6
3. Партийная система……………………………………………………………………..8
4. Система государственных органов…………………………………………………..11
5. Административно-территориальное деление……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Заочное
отделение
Кафедра
теории и истории государства
и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
Конституционное право зарубежных стран
на тему:
«Конституционное
право и институты государства в Японии»
Выполнил студент ________________/Пауков Вячеслав Геннадьевич/
группы №ЮЗВ-39
№зач.кн.
ЮЗВ09040
«01» октября 2009г.
Принял
«________________________»
Таганрог
2010г.
План
Введение…………………………………………………………
1. Конституция
Японии………………………………………………………………
2. Права,
свободы и обязанности граждан…
3. Партийная
система……………………………………………………………
4. Система
государственных органов…………………
5. Административно-
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Япония - страна с глубокими традициями и об этом не стоит забывать, приступая к изучению истории японского конституционного права. Эта история еще сравнительна молодая и ей чуть больше ста лет.
За все время своего существования конституция 1947 года не была изменена ни разу, хотя факт того, что принципы и сам дух конституции явно противоречит традициям и укладу японского общества, не подлежит сомнению. Настоящую японскую конституцию обвиняют во многом – от сомнений по поводу независимости ее принятия до утверждений об необходимости отмены знаменитой «мирной статьи», запрещающей государству Японии вести агрессивные войны. Несмотря на все это, японский народ поддерживает конституцию и в массе своей не хочет никаких изменений.
История конституционализма в Японии интересна и полна не только противоречиями, но и удивительными открытиями, а также борьбой за счастье и процветание нации, одно только это рождает интерес к основному закону страны восходящего солнца.
Это страна с глубокими традициями, где почитание императора (несмотря на его долгое время формальную власть) и его священный статус пропагандировались веками. Высшим военным кругам Японии хотелось сохранить свою власть, а новые веяния вместе с иностранной идеологией могли поколебать национальную целостность страны и ее политический строй.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Япония менее чем за одно столетие прошла путь от слаборазвитого феодального до современного, демократического государства, огромное значение в процветании Японии сыграла Конституция, ее принципиально особое местом во всей правовой системе. В результате нынешняя Япония - это высокоразвитое государство, в котором действенно сочетаются европейские правовые нормы с национальными традициями и особенностями. В отличие от многих государств, Япония не сильно прославилась своими политическими кризисами, что говорит о стабильности государственного механизма. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.
Целью контрольной работы является изучение основных положений Конституции Японии, статус и структура японского парламента и органы местного самоуправления.
Задачами контрольной работы являются:
- охарактеризовать конституционную историю Японии;
- рассмотреть права, свободы и обязанности граждан в Японии;
- изучить
систему государственных
1. Конституция Японии
История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов. С этого времени начинается период интенсивной интернационализации, в том числе и в сфере японского права. Растет интерес к идеям французских просветителей. Накаэти Ёмин – «восточный Руссо» - переводит на японский язык «Теорию общественного договора». В стране становятся все более значительными демократические настроения. Становится очевидной необходимость принятия основного закона государства. В результате реставрации Мэйдзи 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи (1889 г.) вступает в силу Конституция Великой Японской Империи, так называемая Конституция Мэйдзи. Образцом для нее стала монархическая прусская Конституция 1850 года, что послужило основой для дальнейшего распространения германского влияния на правовую систему Японии. Согласно Конституции особа Императора объявлялась священной и неприкосновенной, Император обладал всей полнотой верховной власти, императорские указы имели высшую юридическую силу. Он имел право объявлять войну и являлся верховным главнокомандующим. По Конституции Император выступал гарантом конституционных прав «всем добропорядочным гражданам японской Монархии». Но таких гарантированных прав было немного. К ним относились: право свободного выбора места жительства, профессии, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний и право на справедливый суд. Конституция 1889 года1 прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной - Кабинет, судебные полномочия осуществляли суды.
Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала совместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945г. в Потсдаме. В Потсдамской декларации2 в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что: «Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека».
В октябре 1945г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэха-ра сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу - примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946г., промулъгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946г. Через шесть месяцев - 3 мая 1947г. - она вступила в силу3.
Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.
Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:
- особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ;
- принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи - Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды;
- круг основных прав и свобод человека значительно расширен;
- Япония «отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»;
- ликвидация всех аристократических институтов. Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;
- местное самоуправление осуществляется в широких масштабах.
К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.
Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент.
Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.
Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма. 9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой - выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях. На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.
Контроль
за соблюдением Конституции
Информация о работе Конституционное право и институты государства в Японии