Конституционная ответственность как институт конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения конституционного законодательства дать общее представление об институте конституционной ответственности с подробной характеристикой санкций, а также особенностями конституционной ответственности субъектов РФ, депутатов и муниципальных образований.
Задачи работы состоят в следующем: во-первых, дать понятие конституционной ответственности; во-вторых, раскрыть источники и основания данной ответственности; в третьих, охарактеризовать и дать классификацию санкциям, применяемым в конституционном праве; в четвертых, показать проблемы конституционной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; и в пятых, охарактеризовать иных субъектов ответственности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
Глава 1. Конституционная ответственность как институт конституционного права …………………………………………………………

5
§ 1. Понятие конституционной ответственности ……………………
5
§ 2. Источники и основания конституционной ответственности …..
10
§ 3. Виды мер конституционной ответственности …………………..
15
Глава 2. Субъекты конституционной ответственности ……………..
20
§ 1. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления ……………………………………………..

20
§ 2. Иные субъекты конституционной ответственности ……………
27
Заключение ……………………………………………………………..
33
Список использованной литературы …………………………………
34

Работа содержит 1 файл

конституционная ответственность.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Регулятивная  функция конституционной ответственности  призвана урегулировать общественные отношения таким образом, чтобы, во-первых, субъектами конституционной ответственности признавались, соблюдались и защищались права и свободы человека и гражданина, во-вторых, соблюдались и защищались народовластие, верховенство Конституции, политическая система и иные основы конституционного строя РФ. Общественные отношения, складывающиеся в этих сферах, в обобщенном виде составляют объект воздействия регулятивной функции конституционной ответственности. Они поддаются конкретизации. Например, регулятивная функция участвует в закреплении и реализации правового статуса Президента РФ. «Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Закрепляя обязанности Президента, регулятивная функция конституционной ответственности регулирует поведение высшего должностного лица, оформляя правоотношения, участником которых он является. «Усиление регулирующей функции публичного права выражается в формулировании четких правил поведения для высших должностных лиц, за невыполнение которых они должны нести конституционную ответственность»4. В качестве объектов регулятивной функции выступают действия государства, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Формируя правомерное поведение субъектов конституционной ответственности, регулятивная функция в конечном итоге упорядочивает конституционные отношения, складывающиеся между государством и человеком, между различными ветвями власти и т.д.

Объектом воздействия  регулятивной функции конституционной  ответственности выступают отношения, опосредующие высшие социальные ценности, в качестве которых признаны человек, его права и свободы, народовластие, суверенитет РФ, федерализм, осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В обобщенном виде объектом выступают конституционный строй, его важнейшие структурные элементы, конституционная законность и правопорядок5. Регулятивная функция выступает одним из средств лучшей организации работы компетентных государственных органов, должностных лиц, она обеспечивает должное поведение субъектов государственно-правовых отношений6.

Конституционные обязанности, запреты, дозволения выступают способами осуществления регулятивной функции конституционной ответственности. В результате формулирования обязанностей, запретов, дозволений формируются составы правомерного конституционного поведения.

Конституция РФ содержит обязанности, выявляющие связь  и ответственность государства, его должностных лиц перед гражданами. Вот некоторые из них: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53 Конституция РФ); «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека» (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ); «РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Юридическая техника Основного закона своеобразна, мы можем прямо и не встретить в некоторых случаях указания на обязанность, т.к. ее необходимо выводить логическим путем. Гарантия защиты и покровительства граждан РФ за пределами России - это есть обязанность государства, которая задает направление деятельности государственных органов, регулирует их деятельность. Обязанностью законодателя является принятие таких законов, которые соответствуют Конституции, не умаляют права и свободы человека и гражданина. Обязанностью Президента в случае принятия такого закона является его отклонение, неподписание. В таких действиях проявляется ответственность, которую должностные лица добровольно возложили на себя, взявшись управлять государством, охранять права и свободы человека и гражданина. «Через общие правоотношения реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных документах: российской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции РФ. Государство обязано соблюдать и защищать эти права, а граждане, в свою очередь, должны строить свое поведение в соответствии с требованиями Основного закона, блюсти общий интерес, исполнять свой долг, уважать права друг друга», - отмечает Н.И. Матузов7.

Органы государственной  власти в силу признания прав и  свобод человека и гражданина в РФ высшей ценностью обязаны принимать такие решения, т.е. законы, подзаконные акты, которые соответствуют Конституции РФ. Регулятивное воздействие норм конституционной ответственности распространяется на отношения между государством и гражданином. Н.И. Матузов указывает на существование взаимной связанности и ответственности между государством и гражданами. Без ответственности государства перед гражданами невозможно построение гражданского общества и правового государства. Субъекты, включенные в правовую сферу, являются взаимно связанными между собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой - обязательствами и ответственностью. Юридическая ответственность - это один из гарантов личных и общественных ценностей, правопорядка. Подтверждает это ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». «Одним из признаков правового государства выступает взаимная ответственность государства и личности. В правовом обществе гражданин должен обладать такой же возможностью принуждения должностных лиц к точному исполнению правовых норм, какой обладают должностные лица в отношении к гражданам. Когда эта возможность станет реальностью, тогда действительно юридическая ответственность будет признана важной социальной ценностью, фактором развития общества. Правовым будет государство, которое признает для себя обязательными создаваемые им же, как законодателем, нормы юридической ответственности. Такое государство в осуществлении своих функций связано с правовой ответственностью», - отмечают Р.Л. Хачатуров и Р.Г. Ягутян8.

Другой регулирующий аспект конституционной ответственности проявляется в обязанностях правительства добросовестно исполнять предусмотренные обязанности. С одной стороны, Президент имеет право отправить Правительство в отставку, а с другой - Государственная Дума может выразить ему недоверие. Выражение недоверия и отставка Правительства РФ являются серьезными санкциями. Т.Д. Зражевская отмечает, что «сущность конституционной ответственности заключается в установлении системы реальных гарантий против концентрации власти в одной из ее ветвей либо в руках одного высшего должностного лица путем установления мер наказания»9.

Нормы Конституции РФ обладают нередко абстрактным характером, а потому конституционные правоотношения более детально регламентируются в текущих нормах. Контроль за соблюдением Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации и регулируется посредством принятия федеральных законов в данной сфере. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации всех нормативных актов, действующих на территории государства, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, федеральный законодатель в текущем законодательстве должен предусмотреть такой механизм соблюдения Конституции РФ, который обеспечил бы эффективность действия Основного закона.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате работы над курсовой были сделаны следующие выводы:

  1. наличие института конституционной ответственность на сегодняшний день ни кем не оспаривается, несмотря на то, что он не нашел закрепления в российском законодательстве;
  2. конституционная ответственность в отличии от иных видов ответственности предусматривает ответственность субъектов конституционного права не только за совершенные правонарушения, но и за действия которые будут совершены в будущем, хотя некоторые авторы с данной позицией не согласны;
  3. санкции конституционной ответственности в настоящее бурно развиваются и совершенствуются;
  4. наблюдается усиление власти Президента РФ, в связи с получение новых полномочий в отношении субъектов Федерации;
  5. конституционная ответственность субъектов федерации подчиняется общим принципам юридической ответственности, обладает и рядом специфических характеристик.

В результате исследования сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства:

  1. ввести приостановление  действия договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенных между Российской Федерацией и ее субъектами, в качестве еще одной меры конституционной ответственности;
  2. закрепить в Конституции РФ механизма конституционной ответственности. Можно включить в Конституцию РФ отдельную главу «Конституционная ответственность», где определялось бы понятие ответственности, виды деликтов, процессуальные основы привлечения к ответственности.

 

Список литературы

I. Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. –  25 декабря;
  2. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении в РФ» от 30. 05. 2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07. 03. 2005 года) // Парламентская газета. – 2001. – 5 июня;
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 01. 06. 2006 года) // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – ст. 5712;
  4. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.12.1997 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – ст. 1011;
  5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21. 07.1994 № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1994. – № 138-139;
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.12.2004)  // СЗ РФ. – 1999. – № 42. – ст. 5005;
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) // СЗ РФ. – 1995. – № 35. – ст. 3506;

II. Литература

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М.: Юрист, 2005. С.719.;
  2. Безруков А.В., Кандрашев А.А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов РФ // Государство и право. – 2004. – № 8. – 142 с.;
  3. Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. – 2006. – № 3. – 265 с.
  4. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Издательство Воронежского университета, 1980 – 160 с.;
  5. Исаева Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве. – Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2. – 272 с.;
  6. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2005. – № 6. – 82 с.;
  7. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. – М.: Городец, 2000. – 192 с.;
  8. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. – 2000. – N 2. – 82 с.;
  9. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М. –  1999. – 349 с.
  10. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Постатейный / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2004. – 569 с.;
  11. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М.: ИД Юриспруденция, 2004. – 549 с.;
  12. Кочетаева Н.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 6. – 148 с.;
  13. Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. – 1993. – N 6. – 142 с.;
  14. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. – № 1. – 142 с.;
  15. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 2006. – № 3. – 184 с.;
  16. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации. – Государство и право. – 2005. – № 8. – 142 с.;
  17. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. – 2005. – № 9. – 142 с.;
  18. Сергеев А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журнал российского права. – 2006. – № 2. – 82 с.;
  19. Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. –  2005. –  № 5. – 152 с.;
  20. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти: Изд-во МАБиБД. – 1995. – 465 с.;

III. Материалы практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасе Республики Адыгея» от 04. 04. 2002 года, № 8-П // СЗ РФ. – 2002. – № 15. – ст. 1497;
  2. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 25 апреля 2000 года N 7-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2000. – № 4;
  3. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 07. 06. 2000 года, № 10-П // Российская газета. – 2000. – 11 июня;

 

1 Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2 Исаева Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве. // Изв. высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2. – С. 19.

1 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М. Юрист, 2005 – С. 89.

2 Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Издательство Воронежского университета, 1980 – С. 10.

3 Собрание Законодательства РФ. – 1997. – № 9. – ст. 1011.

1 Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Издательство Воронежского университета, 1980 – С. 14.

1 Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. – М.: Городец, 2000. – С. 8.

2 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М. Юрист, 2005 – С. 91-92; Исаева Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве. – Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2. – С. 21-22 и другие.

1 Пункт «а» ч.1 ст.114 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М. Юрист, 2005 – С. 92.

Информация о работе Конституционная ответственность как институт конституционного права