Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:26, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения конституционного законодательства дать общее представление об институте конституционной ответственности с подробной характеристикой санкций, а также особенностями конституционной ответственности субъектов РФ, депутатов и муниципальных образований.
Задачи работы состоят в следующем: во-первых, дать понятие конституционной ответственности; во-вторых, раскрыть источники и основания данной ответственности; в третьих, охарактеризовать и дать классификацию санкциям, применяемым в конституционном праве; в четвертых, показать проблемы конституционной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; и в пятых, охарактеризовать иных субъектов ответственности.
Введение ………………………………………………………………..
3
Глава 1. Конституционная ответственность как институт конституционного права …………………………………………………………
5
§ 1. Понятие конституционной ответственности ……………………
5
§ 2. Источники и основания конституционной ответственности …..
10
§ 3. Виды мер конституционной ответственности …………………..
15
Глава 2. Субъекты конституционной ответственности ……………..
20
§ 1. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления ……………………………………………..
20
§ 2. Иные субъекты конституционной ответственности ……………
27
Заключение ……………………………………………………………..
33
Список использованной литературы …………………………………
34
Регулятивная
функция конституционной
Объектом воздействия регулятивной функции конституционной ответственности выступают отношения, опосредующие высшие социальные ценности, в качестве которых признаны человек, его права и свободы, народовластие, суверенитет РФ, федерализм, осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В обобщенном виде объектом выступают конституционный строй, его важнейшие структурные элементы, конституционная законность и правопорядок5. Регулятивная функция выступает одним из средств лучшей организации работы компетентных государственных органов, должностных лиц, она обеспечивает должное поведение субъектов государственно-правовых отношений6.
Конституционные обязанности, запреты, дозволения выступают способами осуществления регулятивной функции конституционной ответственности. В результате формулирования обязанностей, запретов, дозволений формируются составы правомерного конституционного поведения.
Конституция РФ содержит обязанности, выявляющие связь и ответственность государства, его должностных лиц перед гражданами. Вот некоторые из них: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53 Конституция РФ); «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека» (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ); «РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Юридическая техника Основного закона своеобразна, мы можем прямо и не встретить в некоторых случаях указания на обязанность, т.к. ее необходимо выводить логическим путем. Гарантия защиты и покровительства граждан РФ за пределами России - это есть обязанность государства, которая задает направление деятельности государственных органов, регулирует их деятельность. Обязанностью законодателя является принятие таких законов, которые соответствуют Конституции, не умаляют права и свободы человека и гражданина. Обязанностью Президента в случае принятия такого закона является его отклонение, неподписание. В таких действиях проявляется ответственность, которую должностные лица добровольно возложили на себя, взявшись управлять государством, охранять права и свободы человека и гражданина. «Через общие правоотношения реализуются основные (естественные) права человека, зафиксированные в известных международных документах: российской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции РФ. Государство обязано соблюдать и защищать эти права, а граждане, в свою очередь, должны строить свое поведение в соответствии с требованиями Основного закона, блюсти общий интерес, исполнять свой долг, уважать права друг друга», - отмечает Н.И. Матузов7.
Органы государственной власти в силу признания прав и свобод человека и гражданина в РФ высшей ценностью обязаны принимать такие решения, т.е. законы, подзаконные акты, которые соответствуют Конституции РФ. Регулятивное воздействие норм конституционной ответственности распространяется на отношения между государством и гражданином. Н.И. Матузов указывает на существование взаимной связанности и ответственности между государством и гражданами. Без ответственности государства перед гражданами невозможно построение гражданского общества и правового государства. Субъекты, включенные в правовую сферу, являются взаимно связанными между собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой - обязательствами и ответственностью. Юридическая ответственность - это один из гарантов личных и общественных ценностей, правопорядка. Подтверждает это ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». «Одним из признаков правового государства выступает взаимная ответственность государства и личности. В правовом обществе гражданин должен обладать такой же возможностью принуждения должностных лиц к точному исполнению правовых норм, какой обладают должностные лица в отношении к гражданам. Когда эта возможность станет реальностью, тогда действительно юридическая ответственность будет признана важной социальной ценностью, фактором развития общества. Правовым будет государство, которое признает для себя обязательными создаваемые им же, как законодателем, нормы юридической ответственности. Такое государство в осуществлении своих функций связано с правовой ответственностью», - отмечают Р.Л. Хачатуров и Р.Г. Ягутян8.
Другой регулирующий аспект конституционной ответственности проявляется в обязанностях правительства добросовестно исполнять предусмотренные обязанности. С одной стороны, Президент имеет право отправить Правительство в отставку, а с другой - Государственная Дума может выразить ему недоверие. Выражение недоверия и отставка Правительства РФ являются серьезными санкциями. Т.Д. Зражевская отмечает, что «сущность конституционной ответственности заключается в установлении системы реальных гарантий против концентрации власти в одной из ее ветвей либо в руках одного высшего должностного лица путем установления мер наказания»9.
Нормы Конституции РФ обладают нередко абстрактным характером, а потому конституционные правоотношения более детально регламентируются в текущих нормах. Контроль за соблюдением Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации и регулируется посредством принятия федеральных законов в данной сфере. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации всех нормативных актов, действующих на территории государства, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, федеральный законодатель в текущем законодательстве должен предусмотреть такой механизм соблюдения Конституции РФ, который обеспечил бы эффективность действия Основного закона.
В результате работы над курсовой были сделаны следующие выводы:
В результате исследования сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства:
I. Нормативные акты
II. Литература
III. Материалы практики
1 Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2 Исаева Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве. // Изв. высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2. – С. 19.
1 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М. Юрист, 2005 – С. 89.
2 Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Издательство Воронежского университета, 1980 – С. 10.
3 Собрание Законодательства РФ. – 1997. – № 9. – ст. 1011.
1 Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Издательство Воронежского университета, 1980 – С. 14.
1 Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. – М.: Городец, 2000. – С. 8.
2 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М. Юрист, 2005 – С. 91-92; Исаева Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве. – Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 2. – С. 21-22 и другие.
1 Пункт «а» ч.1 ст.114 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 Томах. Том 1. М. Юрист, 2005 – С. 92.
Информация о работе Конституционная ответственность как институт конституционного права