Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Актуальность. На протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, принципы и этапы развития правового государства.
1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5
1.2. Этапы развития правового государства………………………………….7
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14
2.2. Пути формирования правового государства в России. Закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г……………….20
Заключение …………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………
Необходимым фактором, определяющим
во многом успех многих преобразований
в государственной и
На территории распавшегося СССР происходят
сложные процессы в развитии государства
и права становление в новых
«независимых государствах» государственных
и правовых систем, соответствующих
требованиям современного гражданского
общества. Это развитие все более
осложняется из-за того, что общество
переживает последствия жесточайшего
экономического и социального кризиса,
существенно отразившегося на уровне
жизни людей и резко
Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
Грубо нарушается в стране принцип
верховенства закона. Достаточно распространенной
является практика принятия представительными
и исполнительными органами субъектов
РФ нормативно-правовых актов, противоречащих
федеральным законам. Значительная
часть норм, закрепленная федеральным
законодательством, не реализуется, действует
лишь формально. Часть населения
лишена возможности иметь работу
и получать достойное вознаграждение
за свой труд. Государство оказывается
неспособным обеспечить в должной
мере права и свободы своих
граждан в сфере образования,
науки, соц. обеспечения. Принцип разделения
властей в Конституции
В качестве одной из важнейших задач,
связанной с формированием
В последнее время приняты
очень многие законодательные
акты, создающие основы для
Таким образом, основная задача состоит
в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый
порок российской власти тенденцию
к ее монополизации и
Россия провозгласила создание
правового государства, что и
нашло отражение в ее действующей
Конституции, однако это не означает,
что цель уже достигнута. У нас
еще не сформировалось развитое гражданское
общество, не отлажена система сдержек
и противовесов, не стали незыблемыми
права и свободы граждан. Поэтому
следует различать концепцию
правового государства и
Непременным условием правового государства
является достижение высокого уровня
общей и, в частности, правовой культуры
населения, искоренение правового
нигилизма, оздоровление нравственности
общества. Граждане должны стремиться
к исполнению законов, принимать
активное участие в управлении государством.
На практике же в России наблюдается
разочарование населения в
Для правового государства
В Российской Федерации отсутствует
эффективная система защиты человека
от произвола государства. Граждане
России не всегда могут защитить свои
права, отстоять свои законные интересы.
До сих пор многие государственные
и муниципальные органы власти ещё
не могут привыкнуть к тому, что
не только граждане, но и власть ограничена
правом. Не адаптировались к новой
обстановке, складывающейся в России
и многие граждане, которые не знают,
как отстаивать свои права, к кому
обращаться в тех или иных ситуациях,
а государственные и
По теории, одним из основных признаков
правового государства является
защита и ценность прав и свобод
гражданина. Хотя в реальной жизни,
этот признак повсеместно нарушается
(и не только в нашей стране, но
и во всем мире). Это выражается в
нарушении международных актов,
относящихся к правам народов, нарушении
правового равенства граждан, использовании
прав и свобод в антиконституционных
целях экстремистскими силами, элементарным
невыполнением законов. В России
отсутствуют специальные
Необходимо упомянуть и о несоответствии теории с реальностью в принципе разделения властей20.
Это видно не только потому, что
касается функций Совета Федерации,
который состоит из представителей
исполнительных органов, но наделён
большими законодательными полномочиями,
но, прежде всего, потому, что в институте
президентства оказались
Также «единоличное» право президента без согласия парламента назначать ключевых министров и даже практически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки существующего принципа.
Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.
Развернувшийся мировой
Проблемы в политической сфере были обозначены Д.А. Медведевым в послании Федеральному Собранию. В основном они касаются проблем в избирательной сфере: повышение явки избирателей, уравновешивание представительства депутатов в различных субъектах, повышение количества фракций в партиях, снижение проходного порога в региональный парламент, стимулирование политической конкуренции. Данные тезисы президент обозначил 22 января 2010 года на заседании Государственного совета, посвященному вопросам развития политической системы страны21.
В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, и законодательные акты субъектов. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.
В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве22.
Вывод 2.2. Россия на современном этапе не является правовым государством. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Заключение
Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет изучали идею правового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства - это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.