Концепции правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. На протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, принципы и этапы развития правового государства.
1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5
1.2. Этапы развития правового государства………………………………….7
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14
2.2. Пути формирования правового государства в России. Закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г……………….20
Заключение …………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

концепции правового государства.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень  политической и правовой культуры в  обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который  особенно отчетливо проявился в  последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства  и права становление в новых  «независимых государствах» государственных  и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более  осложняется из-за того, что общество переживает последствия жесточайшего экономического и социального кризиса, существенно отразившегося на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства18.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще  не сформированной до конца. Поэтому  первоочередной является задача доведения  до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами  конституционная модель РФ имеет  и ряд недостатков, т.к. процесс  формирования правового государства  в РФ сталкивается со значительными  трудностями, идет весьма медленно и  достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в  полной мере ни одного из основных принципов  правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип  верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным  законодательством, не реализуется, действует  лишь формально. Часть населения  лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается  неспособным обеспечить в должной  мере права и свободы своих  граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен  таким образом, что законодательная  власть не способна организовать действенный  парламентский контроль над деятельностью  исполнительной власти по организации  и обеспечению реализации федеральных  законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового  государства, следует рассматривать  развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Важным условием и предпосылкой правового государства является создание внутренне единого и  непротиворечивого законодательства. В России процесс создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству19.

 В последнее время приняты  очень многие законодательные  акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства  как демократического, правового.  Это Декларация о государственном  суверенитете Российской Федерации,  Декларация прав и свобод человека  и гражданина, закон о гражданстве,  закон о собственности, Конституция  Российской Федерации, Договор  об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит  в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый порок российской власти тенденцию  к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему  разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень  трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей  конституции, не откладывая дело до прихода  к власти ее противников.

Россия провозгласила создание правового государства, что и  нашло отражение в ее действующей  Конституции, однако это не означает, что цель уже достигнута. У нас  еще не сформировалось развитое гражданское  общество, не отлажена система сдержек  и противовесов, не стали незыблемыми  права и свободы граждан. Поэтому  следует различать концепцию  правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Правовое государство относится  к миру идей, которые преобразуют  действительность. Идея правового государства - это общественный идеал в праве, которому не вполне еще соответствует  политико-правовая жизнь в России на современном этапе. Любой идеал  может быть недостижим в полной мере, как недостижимо человеческое совершенство. Но сама эта идея прогрессивна, так как является побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка, социального прогресса.

Непременным условием правового государства  является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового  нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать  активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается  разочарование населения в государственной  власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением  из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения  России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические  разделы в средствах массовой информации, но все они допускают  досадные погрешности (начиная с  опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний, так как слабо подкрепляется СМИ. Основная же часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного масштаба цен и заработной платы. Газеты и журналы наполнены чем угодно, только не освещением правовых вопросов (хотя встречаются и редкие исключения).

Для правового государства свойственно  преобладание среднего класса, заинтересованного  в развитии и стабильности общества и достаточно материально обеспеченного. Но в действительности произошло  размывание среднего класса. Общество расслоилось на очень богатых  и очень бедных (хотя, не отрицаю, в последнее время появляются люди со средним достатком). Большой  рост безработицы и неплатежей приводит к росту экономических преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности (убийств); низкий уровень заработной платы - к снижению исполнительской дисциплины, а в государственном аппарате зачастую и к коррупции.

В Российской Федерации отсутствует  эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многие государственные  и муниципальные органы власти ещё  не могут привыкнуть к тому, что  не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой  обстановке, складывающейся в России и многие граждане, которые не знают, как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, а государственные и муниципальные  органы не оказывают должной помощи гражданам в их ориентации в окружающей социальной среде.

По теории, одним из основных признаков  правового государства является защита и ценность прав и свобод гражданина. Хотя в реальной жизни, этот признак повсеместно нарушается (и не только в нашей стране, но и во всем мире). Это выражается в  нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении  правового равенства граждан, использовании  прав и свобод в антиконституционных  целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и  свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права  и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко  происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод. К подобным нарушениям можно отнести преступления геноцида, различные способы расовой  дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также  преступления против человечества.

Необходимо упомянуть и о  несоответствии теории с реальностью  в принципе разделения властей20.

Это видно не только потому, что  касается функций Совета Федерации, который состоит из представителей исполнительных органов, но наделён  большими законодательными полномочиями, но, прежде всего, потому, что в институте  президентства оказались сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти. Теоретики спорят о том, соответствует  ли принципу разделения властей такое  сосредоточение власти в руках президента, причём в условиях, когда он не относится  ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной власти, тем более он, естественно, не относится  и к органам судебной власти. Президент  как бы координирует все три власти, здесь прослеживается явное противоречие.

Также «единоличное» право президента без согласия парламента назначать  ключевых министров и даже практически  произвольно распускать Государственную  Думу выходит за рамки существующего  принципа.

Для формирования правового государства  в РФ требуются преобразования в  экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

Развернувшийся мировой экономический  кризис показал несостоятельность  российской экономики, слабость ее банковского  сектора, зависимость от экспорта сырья  и ресурсов, низкая доля наукоемкой продукции сфере производства. Руководством страны предпринимаются разнообразные  меры стабилизации ситуации и устранения последствий кризиса, государство  пытается в полной мере выполнить  взятые на себя социальные обязательства. Решение данных проблем создаст  надежные условия для создания правового  государства.

Проблемы в политической сфере  были обозначены Д.А. Медведевым в послании Федеральному Собранию. В основном они касаются проблем в избирательной сфере: повышение явки избирателей, уравновешивание представительства депутатов в различных субъектах, повышение количества фракций в партиях, снижение проходного порога в региональный парламент, стимулирование политической конкуренции. Данные тезисы президент обозначил 22 января 2010 года на заседании Государственного совета, посвященному вопросам развития политической системы страны21.

В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан  и т.д. В числе новых законов  следует назвать, прежде всего, Конституцию  РФ, и законодательные акты субъектов. Однако формирование правовой системы  далеко не закончено.

В идеологической сфере непременным  условием для правового государства  являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение  правового нигилизма, прежде всего  в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве22.

Вывод 2.2. Россия на современном этапе не является правовым государством. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

Заключение

Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет изучали  идею правового государства. Такие  видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства - это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.

Информация о работе Концепции правового государства