Концепции правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. На протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, принципы и этапы развития правового государства.
1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5
1.2. Этапы развития правового государства………………………………….7
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14
2.2. Пути формирования правового государства в России. Закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г……………….20
Заключение …………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

концепции правового государства.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

Высшим  критерием справедливости закона Кант считал не единодушное голосование  за него, а нравственность закона как  осознание ответственности перед  человеческим родом. Когда право  соответствует нравственному закону, тогда люди будут вести себя, ограничивая  свою свободу свободой других людей.12

Для кантовского  естественно-правового и вместе с тем позитивного подхода характерен ряд постулатов, предупреждающих теорию правового государства.

Так, по Канту, каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматривать  в качестве средства или орудия для  выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Существует некий закон, не связанный ни с какими человеческими обстоятельствами. Кант именует его «категорическим императивом». Это - абстрактная форма, формальное правило, но, как только оно прикладывается к жизненным отношениям, то получается реальный смысл.

Императив гласит: «действуй так, чтобы правило  твоих действий могло быть общим  правилом для всех». О праве может идти речь только, когда индивиды могут свободно (внутренние условия) следовать категорическому императиву, т.е. никто и ничто не должно мешать им поступать таким образом (внешние условия).

Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Общеобязательный принудительный характер право приобретает благодаря  государству. Последнее призвано служить  личности, обеспечивать ее автономию  и, следовательно, охранять ее от любого произвола.

Государство основывает свою деятельность исключительно  на праве. Возникает вопрос: на каком? Ведь государство само издает законы.

Право мыслится Кантом, во-первых, как естественное, представляющее совокупность априорных  аксиом (очевидных истин); во-вторых, как положительное, составляющее законодательную  волю; в-третьих, как справедливость. Последняя напоминает моральные нормы в нашем представлении, которые не обеспечены законом.

Государство следует естественному праву  и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.

В установлении верховного правопорядка участвует  народ. В конституции выражается его воля. Кант вслед за Руссо  обозначает идею народного суверенитета. Народу принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение. Социальные революции, приводившие к смене одной общественно-экономической формации другой, всегда определяли не только новый характер государства, отражавший принципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично их них вытекающие проблемы прав человека, правового положения личности в обществе. Как отмечалось, крупным историческим шагом в этом направлении явилась буржуазная революция, которая устранила сословные ограничения для буржуазии и осуществлялась под идеологическим воздействием «юридического мировоззрения», сменившего теологическое мировоззрение средних веков.13 Такие революции совершались в рамках западноевропейского региона и охватывали Нидерланды, Италию, Францию, т.е. страны, внутри которых сложились социально-экономические предпосылки для устранения сословно-феодальных границ и утверждения капиталистического способа производства. Вместе с тем они были подготовлены теоретически учениями великих мыслителей: Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.

Антифеодальная  борьба революционного класса - буржуазии - опиралась на поиск новых форм взаимоотношений индивида и власти, на необходимость противопоставить феодальному произволу новые принципы, а именно принципы прав человека. Эти принципы были основаны на идее свободы личности, ее раскрепощении от жестокой феодальной регламентации всех сфер жизнедеятельности со стороны государства.

Политическое  и правовое мышление Нового времени, выступив против власти государства, подавляющей  человека, выдвинуло на первый план индивида с его притязаниями и  интересами, они должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы их удовлетворить.

Основные  притязания индивида к новой государственной  власти состояли в следующем: власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном  порядке должна осуществляться неотъемлемо  принадлежащая человеку свобода.

Из последнего постулата вытекает учение о естественных, неотчуждаемых правах человека, которые  стоят выше государственной власти и призваны стать ее ограничителем, удерживать ее от произвола и насилия. Раннебуржуазные теории господства права, правового государства, разделения властей опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них также характерна неотделимость прав человека от принципов правового государства.

В середине XIX в. происходит изменение взглядов на границы государственного вмешательства в жизни общества, хотя концепции неограниченной свободы индивида и невмешательства государства, отрицание его роли в оказании благ человеку сохранились до настоящего времени в неоконсервативных, либеральных теориях Д. Белла, Л. Линсета, Э. Шилса, Ф. Хайека, Р. Нозика, М. Фридмена и др. Все большее распространение получают теории, согласно которым роль правового государства не сводится только к охранительным функциям: оно обретает определенные (пока весьма ограниченные) социальные функции.14 В противовес первоначальным замыслам либеральных буржуазных идеологов, отстаивающих свободу конкуренции и недопустимость государственного вмешательства в процесс перераспределения собственности и ресурсов, правовое государство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.

В конце XIX - начале XX в. правовое государство и в теории и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравственность (забота об «общем благе»); ограничение всевластия (разделение властей, создание сдержек и противовесов). Анализируя условия становления идей и принципов правового государства, можно с уверенностью сказать, что само это понятие не могло бы сложиться без таких «облагораживающих» свойств, как права человека, как «человеческое измерение» государственности. Поэтому в своем становлении и развитии права человека и правовое государство неразделимы. И верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но, в конечном счете, - его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Б. Кистяковский подчеркнул это важнейшее свойство правового, государства отметив, что осуществление неотъемлемых прав человека и гражданина - непременное условие всякого политического, правового и социального прогресса. Поэтому оно должно быть основополагающим в любой теории, которая стремится выработать взаимоотношения личности и власти.15

П. Новгородцев, анализируя природу правового государства, подчеркивал, что она основана на свободе и правах человека и именно в этом качестве государство сохранило  практическую ценность необходимой  и целесообразной организации, оказывающей  человечеству элементарные, но независимые  услуги.16

Высокая ценность правового государства  состоит в том, что оно возникло на путях поиска свободы и в  свою очередь стремится быть гарантом этой свободы. «Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания в государственно-правовых формах»17.

Правовое  государство в современных условиях - высшая ступень развития свободы и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях. Формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, эффективной работой правоохранительных органов.

 

2.2. Пути формирования  правового государства в России. Закрепление основных признаков  государства в Конституции РФ 1993г.

В истории нашей страны судьба идеи правового государства складывалась очень непросто. После революции 1905-1907 гг. в России начался процесс  перехода к конституционному строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового  государства. Взгляды передовых  людей того времени были обращены к этой идее. Однако этот процесс  был прерван в октябре 1917 г., когда  в результате революции было создано  советское государство, сутью которого по Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура  пролетариата. А диктатура - это власть, опирающаяся на насилие. Вождь Октябрьской  революции В.И. Ленин дополнял эту  характеристику тем, что диктатура  пролетариата - это власть, не связанная  никакими законами. Естественно, что  в этих условиях идеи правового государства, господства права, связанности правом государства, верховенства закона не были востребованы. В Советском государстве  отвергался также и принцип разделения властей как буржуазный и непригодный для советской власти.

С конца 20-х гг. начала складываться административно-командная система  партийно-государственного руководства  страной, сопровождавшаяся бурным ростом бюрократизма и сосредоточением  в руках Сталина необъятной, неограниченной власти. Один из лидеров государства  Л.М. Каганович очень резко высказался тогда против идеи правового государства, и она надолго была предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в то время не было эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.

И только с конца 80-х гг. политическая и правовая мысль в России вновь  была обращена к идее правового государства, а затем поставлена задача его  формирования. Однако практические шаги по пути создания реальных, действующих  институтов правового государства  встречали сопротивление со стороны  привычных, сложившихся в течение  предыдущих десятилетий методов  государственного руководства и  стереотипов мышления. Для того чтобы  создать правовое государство, необходимо отказаться от них, осуществить реформирование всей системы государственной власти, совершенствование законодательства, преодолеть неуважение к праву, непонимание  его роли в жизни общества, его  социальной ценности, повысить значение суда. Для формирования правового  государства необходим высокий  уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных  лиц, преодоление правового нигилизма  и становление гражданского общества.

В Конституции РФ нашли свое признание  и нормативное закрепление все  три основных аспекта правовой государственности: гуманитарно-правовой (права и свободы  человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и  требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей) аспект.

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как  демократическое правовое государство  с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция  определяет РФ как социальное государство  и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена  правам и свободам граждан РФ, которые  сформулированы в соответствии с  нормами международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание  принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные  институты и положения, стали  развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный  суд Российской Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в  государственном механизме как  самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и  исполнительной. Принятая Верховным  Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в  нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Информация о работе Концепции правового государства