Концепции правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. На протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, принципы и этапы развития правового государства.
1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5
1.2. Этапы развития правового государства………………………………….7
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14
2.2. Пути формирования правового государства в России. Закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г……………….20
Заключение …………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

концепции правового государства.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, принципы  и этапы развития правового государства.

1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5

1.2. Этапы  развития правового государства………………………………….7

Глава 2. Исторический опыт и современность  концепции развития правового государства

2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14

2.2. Пути формирования правового  государства в России. Закрепление  основных признаков государства  в Конституции РФ 1993г……………….20

Заключение …………………………………………………………………….30

Список источников и литературы……………………………………………33

 

 

Введение

Актуальность. На протяжении множества веков,  тысячелетий,  начиная  с  самого  момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать  идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Юридическая наука всегда выдвигала  и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права  в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства.

Истоки зарождения этой концепции  обнаруживается еще с древнегреческих  времен в трудах философов Платона  и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке.

Правовое государство является тем «идеальным типом» государства, к становлению которого стремится  прогрессивное человечество. Оно  вбирает в себя лучшее, что есть в богатой мировой теории и  практике государственного строительства  и права. Какие-то его черты уже  давно реализованы в постиндустриальных странах, другие - в стадии воплощения, третьи - разрабатываются. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства  необязательно означает отмену его  специфики, своеобразия формы правления  и государственного устройства. Правовым государством может быть и президентская, и парламентская республики.

Путь к правовому государству  долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства  сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком  дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.

Степень научной разработанности. Исследованием данной темы занимались такие ученые как: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк,   Ш. Л. Монтескье, К.Велькер, Р. фон Моль, О.Майер, К. фон Роттека, Кант, Ж.Ж. Руссо, Козлихин И.Ю., Нерсесянц В.С., Новгородцев П.Д., Кистяковский Б., и др.

Объект курсовой работы - общественные отношения направленные на изучение исторический опыт и современность концепции правового государство.

Предметом исследования – нормативно-правовые акты, в которых закреплены и воплощены признаки правового государства.

Цель работы рассмотреть взгляды ученых и философов на идею правового государства в их историческом развитии и определить современное состояние этих идей, их воплощение в нашей стране.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и принципы правового государства
  • проследить этапы развития правового государства
  • определить концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства.
  • рассмотреть пути формирования правового государства в России и закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г.

В работе использовались следующие  методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, синтез, дедукция, сравнение.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

Глава 1. Понятие, принципы  и этапы  развития правового государства.

1.1 Понятие и принципы правового государства

Правовое  государство - многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим  началом любого правового государства  является его связанность правом.

Правовое  государство - это такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует  о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование  являлось антиподом правового государства1.

Экономической основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса.

Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности, ее чести и достоинства.

В общинном сознании укрепилось представление, будто  движение к демократии это, прежде всего  политическая борьба. Увы, все не так  просто. Можно принять прекрасную конституцию и хорошие законы, избрать мудрого и просвещенного  президента, профессиональный и компетентный парламент, но если народ не готов к демократии, не способен обстраивать свою жизнь в соответствие с ее нормами и принципами - механизм народовластия будет давать сбои.

Наиболее  важные аспекты демократического правления  сконцентрированы в понятии «правовое государство», которое покоится на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Каждый из этих принципов закреплен в конституции, и потому они могут рассматриваться как конституционные основы правовой государственности.

Формирование  правового государства гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что  связывает воедино все меры в  области развития и применения права, придает им общую направленность.

Правовое  государство не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить  гуманистические начала в его  взаимоотношениях с личностью, но и  практический инструмент обеспечения  и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и  ведомственностью, форма осуществления  самоуправления и народовластия. При анализе содержательной части взаимоотношений правового государства и личности на первом месте должны быть право и закон. Так, В.Н.Кудрявцев и Е.А.Лукашева отмечают, что ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.2

История становления и развития государственности  неотделима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой  формации. На ранних этапах развития государственности  в зависимости от социально-классовой  принадлежности человек либо получал  возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного  лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге неразвитой государственности, низкого уровня культуры общества. Установление формального правового  равенства явилось важнейшим  историческим прорывом к свободе, праву, нравам человека, которые открыли  путь новому этапу развития государственности - правовому государству.

 

1.2. Этапы развития правового  государства

В развитии правового государства  можно выделить ряд этапов:

1. Разработка фрагментарных  положений теории правового государства  в политико-правовой мысли Древней  Греции, Древнего Рима в Средние  века - до XVI в. (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.).

2. Обоснование концептуальных  положений теории правового государства  в Новое время, в период буржуазных  революций, в период смены традиционных  государств государствами конституционными - XVI - XVIII вв. (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье,  И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.).

3. Становление теории  правового государства как целостной  философской и политико-юридической  концепции в первой половине XIX в. (К.Т. Велькер, Р. Фон Моль, Ф.Ю. Шталь, Р. Гнайст, Л. Штайн и др.).

Первый этап характеризуется  появлением отдельных положений  теории правового государства. Мыслители  Древнего мира понимали важность взаимозависимости человека, общества и государства. Они считали, что справедливый закон, умеренное принуждение и дифференциация ответственности способны обеспечить такое распределение собственности, труда и управления, при котором сгладятся социальные противоречия и усилится единство распадающегося общества3.

Для греческого и римского государства было характерно правовое ограничение властных органов любого уровня, существование конкретных, работающих механизмов привлечения  к ответственности представителей государства, признание и защита со стороны государства естественных прав своих граждан (но еще не человека). В Средние века слабость светской власти способствовала созданию благоприятных  условий для усиления церковной. В эпоху Ренессанса и Нового времени  отрицалась юридическая ответственность  главы государства. Право становилось  основным регулятором общественных отношений.

В Средние века, когда  критерием допустимого поведения  была Библия, ее официальное толкование, а наказание рассматривалось  как самоцель, искупление за грех, тенденция  рассматривать ответственность  как кару еще более усилилась. Слабость светской власти способствовала созданию благоприятных условий  для усиления власти церковной. Церковь  не только выступает как религиозно-культурная организация, но и становится крупнейшим собственником земли, на которой  работает огромное количество людей, формируется  собственная казна. Кроме того, в  ее организации просматриваются  римские традиции: власть папы абсолютна, четкие задачи развития (войны с  неверными, организационные реформы  и т.д.), огромная территория, не ограничивающаяся рамками отдельного государства, собственная  юрисдикция и т.д. Верховной становится сила божественного закона под охраной  церкви, и в таких условиях монарх вынужден был действовать как  исполнитель, в установленных пределах и под угрозой реализации религиозной  или "народной" санкции.

Информация о работе Концепции правового государства