Концепции правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. На протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, принципы и этапы развития правового государства.
1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5
1.2. Этапы развития правового государства………………………………….7
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14
2.2. Пути формирования правового государства в России. Закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г……………….20
Заключение …………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………

Работа содержит 1 файл

концепции правового государства.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

Все эти положения нашли  свое отражение в творчестве таких  представителей Средневековья, как  Ф. Аквинский, М. Падуанский, Р. Туллий, благодаря которым можно сделать вывод о возрождении идей достоинства человека, неотчуждаемости естественных прав, народного суверенитета, борьбы народа против тирании, приоритета естественного права над государством. Теоретические разработки нашли практическое отражение в законодательстве того времени: в Великой хартии вольностей (ст. 61), Золотой булле 1222 г. (ст. 31), в Привилегии унии 1287 г. и Ассизах (ст. 24).

Дальнейшее развитие государства  связано с усилением средневековых  городов и ростом абсолютизма. Самостоятельность  города, выражающаяся в собственной  юрисдикции и самоуправлении, создавала  благоприятные условия для значительного  ослабления вассальных отношений, доминирования  односторонних актов государственной  власти договорному началу, развития прав союзов. Право становится основным регулятором общественных отношений  в эпоху Ренессанса и в Новое  время. Для того периода характерно отрицание юридической ответственности  главы государства4.

В первой половине XIX в. наряду с теорией правового государства  ученые уделяли внимание вопросам формирования ответственного правительства, юридической  ответственности государства и  чиновников "за виновное превышение власти", взаимной ответственности  государства и личности и т.д., разрабатывали передовые идеи, востребованные их временем.

Третий этап развития теории правового государства связан с  именами К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Г. Аренса и других. Вместе с разработкой положений теории правового государства они уделяли внимание таким вопросам, как формирование ответственного правительства, ограничение государственного вмешательства в жизнь общества, независимость судей и безопасность правосудия, признание основных гражданских прав, верховенство законов, наличие народного представительства и его участие в законодательной власти.

В первой половине XIX в. наряду с теорией правового государства  ученые уделяли внимание вопросам формирования ответственного правительства, юридической  ответственности государства и  чиновников "за виновное превышение власти", взаимной ответственности  государства и личности и т.д., разрабатывали передовые идеи, востребованные их временем.

С учетом исторических данных, общественной и государственной  практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие  принципы правового государства:

Приоритет права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство  всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой;

в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов;

г) наличие в государстве  необходимых для выражения и  действия права форм и процедур (конституции  и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).

Принцип правовой защищенности человека и гражданина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки. Это:

1) равенство сторон  и взаимная ответственность государства  и гражданина;

2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой  статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Поскольку  презюмируется, что правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства  права и закона5.

4. Принцип правового  разграничения деятельности различных  ветвей государственной власти.

Из определения правового  государства можно выделить два  главных принципа (две стороны  сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание  посредством права политической  власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения  (формально-юридическая сторона)6.

Первый принцип нашел свое конституционное  закрепление в ст. 2 Конституции  РФ, где сказано, что "человек, его  права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство  должно последовательно исполнять  свое главное предназначение - гарантировать  каждому гражданину возможность  всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как  возможность отправления функций  государственной власти становится вторичной, производной.

Сегодня политико-правовой наукой в  виде естественных признается система  гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных  пактах о правах человека 1966 г. и  других международных актах.

Второй принцип воплощается  в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают  сами права и свободы человека, т.е. реальное осуществление первого  принципа.

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных)7.

3. Федерализм также может внести  свой вклад в дело ограничения  государственной власти. Как своеобразное  государственное устройство, федерация  дополняет горизонтальное разделение  власти еще и разделением ее  по вертикали и тем самым  становится средством ограничения  государственной власти, системой  сдержек и противовесов.

4. Как способ ограничения политической  власти выступает верховенство  закона и его господство в  общественной жизни.

5. Взаимная ответственность государства  и личности - это тоже способ  ограничения политической власти8.

Итак, правовое государство - это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы  человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом.

 

 

Глава 2. Исторический опыт и современность  концепции развития правового государства

2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства.

Идея  правового государства восходит к античности и сформировалась в  лоне естественно правовых воззрений. Она включает те прогрессивные представления  о цивилизованном государстве, несовместимом  с произволом и насилием которые  начали формироваться еще в древних  государствах-полисах, достигших в  тот период (IV - V вв. до н. э) высоких ступеней политического и культурного развития. Характерно, что развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимы от становления понятий прав человека, явившихся, в конечном счете, тем центральным звеном, вокруг которого и во имя, которого развивались и выстраивались принципы правового государства. Еще Платон в работах «Государство» и «Законы» отмечал, что идеальным может быть государство, которое строится на началах законности, а не усмотрения правителей. Сократ, Аристотель, Цицерон считали справедливой лишь такую форму жизни, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Они рассматривали власть закона как сочетание силы и права.9 В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позднее - в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. В этот период идеи правового государства были развиты в работах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.

Так, Локк обосновал незыблемость естественных прав человека и идею необходимости  разделения властей в государстве. К естественным правам он относил  права на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его  результаты. Им были разработаны концепции  естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, законности восстания против тирана и т.д.

Локк  становил пределы власти государства - естественные права граждан. Главное, при этом, чтобы организация самой власти препятствовала беззаконию и обеспечивала свободу. Для этого как раз и нужен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (ведающую международными отношениями).10 В дальнейшем Ш. Монтескье вместо федеративной власти включил в триаду ветвей власть судебную, т.е. сформулировал принцип разделения властей, который используется и по сей день. Монтескье считал, что три вида власти должны быть рассредоточены в различных государственных органах, т.к. соединение всей полноты власти в руках одного органа (лица) приведет к злоупотреблениям. Верховенство права при таком разделении властей обеспечивается системой сдержек и противовесов, при этом значительная роль отводится независимым судам.11 Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом. Следует оговориться, что сам термин «правовое государство» появился только в XIX в. в трудах немецких ученых К.Велькера, Р. фон Моля, О.Майера и, прежде всего, К. фон Роттека. Кант же использовал понятие «правовое гражданское общество», в котором должен верховенствовать правовой закон.

Информация о работе Концепции правового государства