Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Актуальность. На протяжении множества веков, тысячелетий, начиная с самого момента зарождения общества, деления его на классы, люди пытались создать идеальное государство, которое удовлетворяло бы всех. В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, принципы и этапы развития правового государства.
1.1 Понятие и принципы правового государства………………………….…5
1.2. Этапы развития правового государства………………………………….7
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства………………………………………………………………………14
2.2. Пути формирования правового государства в России. Закрепление основных признаков государства в Конституции РФ 1993г……………….20
Заключение …………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное
Первый принцип нашел свое конституционное
закрепление в ст. 2 Конституции
РФ, где сказано, что "человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью". Правовое государство
должно последовательно исполнять
свое главное предназначение - гарантировать
каждому гражданину возможность
всестороннего развития личности. Речь
идет о такой системе социальных
действий, при которой права человека
и гражданина являются первичными,
естественными, в то время как
возможность отправления
Сегодня политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.
1. Государственную власть
2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных)7.
3. Федерализм также может внести
свой вклад в дело ограничения
государственной власти. Как своеобразное
государственное устройство, федерация
дополняет горизонтальное
4. Как способ ограничения
5. Взаимная ответственность
Итак, правовое государство - это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом.
Глава 2. Исторический опыт и современность концепции развития правового государства
2.1 Концепции происхождения, пути формирования и развитие правового государства.
Идея правового государства восходит к античности и сформировалась в лоне естественно правовых воззрений. Она включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием которые начали формироваться еще в древних государствах-полисах, достигших в тот период (IV - V вв. до н. э) высоких ступеней политического и культурного развития. Характерно, что развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимы от становления понятий прав человека, явившихся, в конечном счете, тем центральным звеном, вокруг которого и во имя, которого развивались и выстраивались принципы правового государства. Еще Платон в работах «Государство» и «Законы» отмечал, что идеальным может быть государство, которое строится на началах законности, а не усмотрения правителей. Сократ, Аристотель, Цицерон считали справедливой лишь такую форму жизни, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Они рассматривали власть закона как сочетание силы и права.9 В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позднее - в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. В этот период идеи правового государства были развиты в работах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.
Так, Локк обосновал незыблемость естественных прав человека и идею необходимости разделения властей в государстве. К естественным правам он относил права на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты. Им были разработаны концепции естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, законности восстания против тирана и т.д.
Локк становил пределы власти государства - естественные права граждан. Главное, при этом, чтобы организация самой власти препятствовала беззаконию и обеспечивала свободу. Для этого как раз и нужен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (ведающую международными отношениями).10 В дальнейшем Ш. Монтескье вместо федеративной власти включил в триаду ветвей власть судебную, т.е. сформулировал принцип разделения властей, который используется и по сей день. Монтескье считал, что три вида власти должны быть рассредоточены в различных государственных органах, т.к. соединение всей полноты власти в руках одного органа (лица) приведет к злоупотреблениям. Верховенство права при таком разделении властей обеспечивается системой сдержек и противовесов, при этом значительная роль отводится независимым судам.11 Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом. Следует оговориться, что сам термин «правовое государство» появился только в XIX в. в трудах немецких ученых К.Велькера, Р. фон Моля, О.Майера и, прежде всего, К. фон Роттека. Кант же использовал понятие «правовое гражданское общество», в котором должен верховенствовать правовой закон.