Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Юридическая техника, ее связь с законодательной. Нормативные правовые акты, их структура и требования к ним.
Введение
Юридическая техника - есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик. [5, с.57]
Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их чистом, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.
Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается, что акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, не бывает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие юридической и законодательной техники ……………………
Структура нормативных правовых актов ………………………………
Требования, предъявляемые к создаваемым нормативным правовым актам ………………………………………………………………………..

Заключение ………………………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

     Обжалование или опротестование не влечет за собой  признания акта управления незаконным. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответствующий акт лишается юридической силы. В случае неудовлетворения их акт продолжает действовать. Подача жалобы или протеста является оспариванием законности акта. Оспаривание - это лишь высказывание предположения о дефектности акта. Оно может быть аргументированным и может быть без достаточных доказательств. Оспаривание способствует поиску доказательств «за» и «против».

     Оспаривание может осуществляться любым лицом, если нет оговорки в нормах права. Отменить акт вправе только компетентный орган (должностное лицо). Вывод об отмене должен быть юридически четко обоснован. До отмены акта невозможно говорить о его недействительности, несмотря даже на очевидную юридическую несостоятельность. [9, с.84] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Таким образом, проделав курсовую работу можно  сделать следующие выводы:

  1. Юридическая техника – это система средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности. Она является основой для процессов издания или отмены юридических актов, внесения в них изменений, поскольку необходимо совершенствование законодательства в целях наиболее адекватного регулирования общественных отношений. Законодательная техника, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) законов.
  2. Методы и правила юридической техники представляют собой научно-техническую базу юридической техники, то самое научно-техническое знание, которое появляется в результате преломления знания теоретического через призму практических потребностей. Методы юридической техники можно рассматривать как активные, деятельные составляющие ее научно-технической базы, то есть собственно познание. Правила юридической техники – это производные от методов элементы, в которых воплощены уже познанные, исторически и практически подтвержденные методологические закономерности юридической техники, выраженные в форме конкретных требований деятельности по выработке формы правового акта. С помощью приемов осуществляется рубрикация текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок. Приемы также направлены на формулирование непосредственно норм права.
  3. Нормативно правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Он оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
  4. Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей, определяющих их ведущее место в правовой системе. Во-первых, это акты правотворческой деятельности государственных органов, в некоторых случаях – непосредственно народа (при референдуме), которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Во-вторых, это официальные документы, в которых содержатся общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц. Данным признаком нормативно правовые акты отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их часто называют. Если первые содержат в себе предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, то вторые содержат в себе предписания индивидуального характера. К тому же нормативные правовые акты адресованы неопределенному кругу лиц, а индивидуальные – конкретным лицам и издаются по определенному поводу.
  5. Структура нормативно правового акта включает реквизиты, вид акта, название, обозначающее предмет регулирования, дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер, подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативно правовые акты;
  6. К требованиям актов государственного управления относятся:

    Организационные требования, предусматривающие, чтобы каждый акт управления был реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. Технические требования которые включают конкретность изложения, логическая последовательность изложения, отсутствие противоречий, изложение решения простым, четким и ясным языком делает акт доступным для исполнения. Немаловажным является название правового акта. Оно должно четко отражать предмет правового регулирования. Наиболее значимыми являются юридические требования. Рассматриваемые требования имеют правовой характер. Все они содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления. Круг требований довольно велик. Это объясняется широкой сферой государственного управления и многообразием задач, решаемых при помощи издания правовых актов управления.

    Развитие  законодательства - одно из важнейших  направлений реформы правовой системы. От его состояния зависит наличие  связей между всеми элементами правовой системы, а также между ней  и иными социальными системами (экономической, политической и др.).Анализ состояния законодательства помогает более предметно выявить как позитивные черты ,так и недостатки всех элементов правовой системы, очертить пути их дальнейшего реформирования.

    Одним из важнейших принципов развития национального законодательства является строгое соответствие правовых актов  управления положениям Конституции  страны. В условиях реформирования социально-политического строя Беларуси необходима переориентация всего массива  правовых актов в соответствии с  Конституцией, формирования ряда принципиально  новых правовых институтов. Правовые акты, однако, должны не только следовать  конституционным нормам, но и обеспечивать реализацию ее положений. Конечной целью  реформы законопроектной деятельности является превращение ее в эффективный  инструмент гражданского общества с  социально ориентированной рыночной экономикой.

    Совершенствование законодательства в Республике Беларусь призвано содействовать и его  стабилизации. Стабильность законодательства зависит от качества принимаемых  юридических документов, их жизнеспособности, полноты и совершенства решений  регламентируемых ими вопросов. 

    Список  использованной литературы

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдума 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 4-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009;
  2. Закон «Об обращении граждан» 6 июня 1996 г. N 407-XIII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996 г., N 21, ст.376) В редакции Закона от 1 ноября 2004 г. N 340-З (Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 2/1089);
  3. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» : Закон Респ. Беларусь, от 10 января 2000 г. (в ред. Закона от 2 июля 2009г.) // Ведомости Нац. собрания Республики Беларусь, 2009 г., №161;
  4. Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» : Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. (в ред. Законов от 28 июня 2008 года) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998;
  5. Александров А. С. Юридическая техника – судебная лингвистика – грамматика права // Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В. М. Баранова.-Н. Новгород, -2000;
  6. Бабаев В. К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева.-М., 2006;
  7. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2010;
  8. Керимов Д. А. Законодательная техника: Научно-метод. и уч. пособие. – М., 2000
  9. Крамник А. Н. Курс административного права Республики Беларусь. –Мн.: Тесей, 2002;
  10. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В. В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристь, 2006;
  11. Муромцев Г. И. Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия // Проблемы юридической техники: Сб. статей. – Новгород, 2000;
  12. Основы права: учебник /Г. А. Василевич, А. В. Барков, Т. С. Бойко.; Под общ. ред. Г. Б. Шишко. – 3-у изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2009;
  13. Херлок Е. С. Исторический экскурс в теорию права, М., 1997;
  14. Юридическая техника: вопросы теории и истории. Материалы межвузовской научно-теоритической конференции 17 июня 2005 года / Под ред. Д. И. Луковской. СПб., 2005;
  15. www.consultant.ru

Информация о работе Юридическая техника