Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Юридическая техника, ее связь с законодательной. Нормативные правовые акты, их структура и требования к ним.
Введение
Юридическая техника - есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик. [5, с.57]
Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их чистом, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.
Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается, что акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, не бывает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие юридической и законодательной техники ……………………
Структура нормативных правовых актов ………………………………
Требования, предъявляемые к создаваемым нормативным правовым актам ………………………………………………………………………..

Заключение ………………………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

    Средства  юридической техники крайне разнообразны. Их можно подразделить на:

  1. Формально-атрибутивные (реквизиты документа);
  2. Логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);
  3. Языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые символы и прочее);
  4. Специально-юридические (юридические конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и так далее).

    Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область  юридического знания, поскольку эффективность  и действенность правовой нормы  напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими другими средствами, кроме языковых, выражена во вне быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени правотворца, а не то, что он хотел выразить. Следовательно юридическая техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы, на которой лежит ответственность за адекватное выражение суждений правотворца в текстах законодательных актов. [11, с.136]

    Юридическая техника подразделяется за законодательную и правоприменительную.

    Правоприменительная техника включает в себя следующее:

    Правоприменительная техника, являясь элементом юридической  техники, представляет собой систему  научно обоснованных и практически  сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовки и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов. [13, с.98]

  1. Правила построения и оформления правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений и других. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен. Он должен иметь определенное юридическое содержание, а также языковое и стилистическое единство и подобие с нормативными актами.

    Нередко используются унифицированные формы  правоприменительных актов в  виде утвержденных бланков, типовых  образцов (договоров, доверенностей, протоколов и других).

  1. Способы легализации документов, то есть придания им юридической силы. Среди таких способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение сделок, документов и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы загса, архивы, органы юстиции.
  2. Способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов.
  3. Способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности.
  4. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, надзорной и другой. [12, с.38]

    Законодательная техника, являясь основным элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) законов.  Подобное понимание законодательной техники является относительно устойчивым на протяжении длительного времени.

    Ряд авторов при определении законодательной  техники основное внимание уделяют  практической выработанности ее основных приемов. Так, И. К. Ильин и Н. В. Морозов считают, что законодательная техника является «совокупностью определенных, выработанных опытом и проверенных практикой, приемов и методов работы по подготовке и изданию различных правовых актов нормативного и ненормативного характера». Однако, по верному замечанию Д. А. Керимова, в законодательной технике тесно переплетаются элементы науки, практики и юридического мастерства. Поэтому исключать научную обоснованность приемов законодательной техники нельзя.

    Некоторые исследователи законодательной  техники включают в ее понятие  такие несвойственные законодательной  технике элементы, как, например, организацию  системы управления законодательным  процессом (в том числе планирование, координацию действий его участников), организацию системы обеспечения  законодательного процесса (информационного, документационного, технического и  так далее), процедурные правила. Такая позиция представляется неверной, поскольку неоправданно расширяет  понятие законодательной техники. [8, с.121]

    В законодательной технике выделяют следующие части:

  1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделения общих предписаний (общая часть) и конкретных предписаний (особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. Крупные акты обычно имеют вводную часть – преамбулу. Она необходима при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
  2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, регистрационный номер, подпись соответствующего должностного лица, печать.
  3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и так далее.
  4. Язык и стиль нормативного правового акта. Они во многом определяют эффективность правового регулирования, и важнейшие требования к ним состоят в следующем:
    • краткость, однозначность и доступность для понимания;
    • отказ от использования метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, заимствование из иностранных языков полностью освоенных слов;
    • формулирование норм в форме обязывающего, предписывающего и констатирующего способов, поскольку нормативным правовым актам присущи директивность и официальность стиля.
  1. Правила опубликования нормативных правовых актов. Они охватывают основные источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. последнее особенно важно для международных договоров и соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Данные правила определяют также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
  1. Приемы, способы и методы систематизации нормативных правовых актов распространяются на их учет, консолидацию, инкорпорацию и кодификацию. [6, с.48]

       

     

      
 

           
 
 
 

  1. Структура нормативно правовых актов

    Среди многочисленных форм (источников) права  важное место занимают нормативные  правовые акты. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Нормативно правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Он оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе «О нормативно правовых актах Республики Беларусь» под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением установленной законодательством республики Беларусь процедуры, содержащий обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. [7, с.188]

    Основным  нормативно правовым актом Республики Беларусь является Конституция. Согласно статье 137 настоящей конституции Республики Беларусь – конституция обладает высшей юридической силой. [1, ст. 137].

    Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей, определяющих их ведущее место в правовой системе.

    Во-первых, это акты правотворческой деятельности государственных органов, в некоторых  случаях – непосредственно народа (при референдуме), которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. [7, с. 189]

    Так, согласно статьям настоящей конституции  Республики Беларусь республиканские  и местные референдумы проводятся для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Они назначаются Президентом  Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. [1, ст.73, ст.74, ст.76, ст.77]

    Во-вторых, это официальные документы, в  которых содержатся общеобязательные правила поведения для неопределенного  круга лиц. Данным признаком нормативно правовые акты отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их часто называют. Если первые содержат в себе предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, то вторые содержат в себе предписания индивидуального характера. К тому же нормативные правовые акты адресованы неопределенному кругу  лиц, а индивидуальные – конкретным лицам и издаются по определенному  поводу (например, приказ о назначении на новую должность, о премировании, распоряжение органов государственного управления по конкретным вопросам, судебные решения и так далее). Нормативные  правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, то есть актов разъяснения (толкования) норм права. Они не содержат новых юридических  норм, а лишь разъясняют существующие.

    В-третьих, нормативно правовые акты принимаются в установленном законом порядке, что позволяет тщательно отработать содержательную часть правовых норм, сделать ее понятной и доступной для населения. [7, c. 189] 

    К основным разновидностям нормативно правовых актов, которые определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 года «О нормативно правовых актах Республики Беларусь» относятся:

  1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь;
  2. Решения референдумов;
  3. Законы;
  4. Декреты и указы Главы государства;
  5. Постановления палат Парламента;
  6. постановления правительства;
  7. Нормативные акты Конституционного Суда (заключения), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;
  8. Постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально;
  9. Регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, определяющие процедуру деятельности соответствующих органов;
  10. Инструкции, правила, уставы (положения), приказы;
  11. Решения органов управления и самоуправления. [12, с.42] 
 

    Накопленный богатейший опыт за всю историю человеческой цивилизации позволил выработать определенные требования к структуре нормативно правового акта, направленные на улучшение доступности и восприятия для профессиональных и непрофессиональных правопользователей. В тоже время «устойчивость во времени той или иной структурной особенности определяется степенью толерантности к общественно-политическому строю на разных этапах развития человеческого общества». [13, с.50]

    Структура нормативно правового  акта включает реквизиты. К обязательным реквизитам нормативно правового акта относятся:

  1. Вид акта (Закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и другие);
  2. Название, обозначающее предмет регулирования;
  3. Дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
  4. Подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативно правовые акты. [3, ст.26]

Информация о работе Юридическая техника