Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Юридическая техника, ее связь с законодательной. Нормативные правовые акты, их структура и требования к ним.
Введение
Юридическая техника - есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик. [5, с.57]
Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их чистом, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.
Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается, что акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, не бывает.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Понятие юридической и законодательной техники ……………………
Структура нормативных правовых актов ………………………………
Требования, предъявляемые к создаваемым нормативным правовым актам ………………………………………………………………………..

Заключение ………………………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.45 Кб (Скачать)

    Структурными  элементами нормативно правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы. Преамбула – вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается. [3, ст.28]

    Примером  может служить преамбула настоящей  Конституции Республики Беларусь в которой отражено следующее:

    Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

    исходя  из ответственности за настоящее  и будущее Беларуси,

    сознавая  себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

    основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

    опираясь  на многовековую историю развития белоруской государственности,

    стремясь  утвердить права и свободы  каждого гражданина Республики Беларусь,

    желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового  государства,

    принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь. [1, преамбула]

    Текст нормативно правового акта в зависимости  от его вида может подразделяться на статьи и пункты, которые могут  объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как  правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

    Статьи  и пункты нормативного правового  акта – основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь  название, отражающее их содержание.

    Статьи  нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых  ставится точка. Название пишется строчными  буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами  с точкой и названия не имеют.

    Статьи  нормативного правового акта могут  подразделяться на части (абзацы) или  пункты. в свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.

    Главы нормативного правового акта – структурные  элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими  цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами  и размещается в центре строки.

    Разделы нормативного правового акта – структурные  элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы  обозначаются римскими цифрами и  должны иметь название, которое пишется  прописными буквами и размещается  в центре строки. [3, ст.28]

    Примером  может служить настоящая Конституция  Республики Беларусь в котором указаны разделы, главы, стать, части и другие структурные единицы нормативного правового акта:

    РАЗДЕЛ  VI

    ПРОКУРАТУРА. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 

    ГЛАВА 7

    ПРОКУРОТУРА

    Статья 126. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия совета Республики.

    Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным  прокурором. [1, ст. 37]

    Абзацы  нормативного правового акта – часть  текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

    Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначающиеся несколькими арабскими  цифрами с точкой после каждого  из них, первая из которых обозначает номер пункта.

    Часть нормативного правового акта – структурный  элемент нормативного правового  акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой  смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается  точкой, кроме последней части  подпункта, которая может заканчиваться  точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который  начинается с прописной буквы. при этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие – точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

    Если  часть является структурным элементом  пункта или подпункта, то первая часть  пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после  которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с  точками после каждой из них, после  которой следует строчная буква.

    Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме  пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового  акта, пунктов в статьях – сквозной для каждой статьи, подпунктов –  сквозной для каждого пункта.

    Нумерация структурных элементов должно быть единообразной для всего нормативного правового акта.

    Использование в нормативных правовых актах  указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными  им цифрами или иными обозначениями  допускается в исключительных случаях  и при наличии в нормативных  правовых актах специальных оговорок. [3, ст. 28]

    Особенности структуры имеют кодифицированные нормативные правовые акты, к которым  относятся кодексы, уставы, положения, законы. [10, с.107]

    Кодификация – форма систематизации действующего нормативного правового материала путем его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый, логически цельный нормативно правовой акт сводного характера. Такая процедура позволяет исключить повторения и противоречия в действующих нормативных актах, восполнить существующие в них пробелы и, по существу, является правотворческой деятельностью с той лишь разницей, что в проект создаваемого нормативного правового акта помимо новых норм включается и уже действующие, которые не утратили своего значения в процессе правоприменительной деятельности.

    Поскольку кодификация всегда связана с  переработкой уже действующих нормативных  правовых актов, устранением устаревших правоположений и созданием новых, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, то есть может быть только официальной. [7, с.195]

    Разделы кодифицированного нормативного правового  акта могут объединяться в Общую  и Особенную части. Общая часть  кодифицированного нормативного правового  акта должна содержать:

  1. Фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);
  2. Специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции);
  3. Иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части.

    Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать  нормы, которые обозначают вид и меру (правила) возможного и должностного поведения (юридические правила и обязанности); вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

    Отдельными  структурными элементами нормативного правового акта (его структурных  элементов) могут быть подстрочные  примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).

    Если  в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и тому подобное, то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные  элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения. [3, ст. 29, ст.30] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Требования, предъявляемые  к создаваемым  нормативным правовым  актам

    К требованиям, предъявляемым  к тексту нормативных  правовых актов относятся  следующие:

  1. Языковые.

    Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и  юридической терминологии. [3, ст.31]

  1. Терминология нормативно правового акта.   

    Терминология  нормативного правового акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний. Одни и те же термины в нормативных  правовых актах должны употребляться  в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения  терминов и их определений, используемых в нормативно правовом акте, в нем  помещается статья (пункт), разъясняющая их значение. [3, ст.32]

  1. Использование специальных обозначений.

    Специальные обозначения используются в нормативном  правовом акте только в том понимании, в каком они понимаются в соответствующей специальной области. В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте. [3, ст.33]

  1. Требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта.

    В тексте нормативного правового акта не допускается употребление просторечий  и экспрессивных форм разговорной  речи; в одном и том же смысле разных понятий (терминов); иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском  или русском языке; нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний  и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор; аббревиатур, кроме общеизвестных; ненормативной лексики. [3, ст.34]

  1. Сокращения и обобщенные понятия, употребляемые в нормативных правовых актах.

      Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами.

    Употребление  сокращенных наименований государственных  органов (организаций) допускается, когда  сокращенные наименования являются официальными, лишь в технических  нормативных правовых актах, ненормативных  правовых актах, а также в стенограммах, протоколах, служебных письмах, документах справочного характера и нетекстовых  приложениях к правовым актам.

    Обобщенные  понятия (слова, словосочетания), обозначающие государственные органы (организации), используются в нормативных правовых актах только в тех случаях, когда  имеется в виду любой из государственных  органов (организаций), на которые распространяется соответствующее обобщенное понятие. Для обозначения республиканских  органов государственного управления могут применяться обобщенные понятия, указывающие на область либо сферу  деятельности соответствующих республиканских  органов государственного управления.

    Если  в тексте нормативного правового  акта требуется неоднократно указать  наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то наименование этого государственного органа (организации) или понятие дается полностью  в положении, где оно используется в первый раз, при этом в скобках  указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих  положениях.

Информация о работе Юридическая техника