Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:40, курсовая работа
Юридическая техника, ее связь с законодательной. Нормативные правовые акты, их структура и требования к ним.
Введение
Юридическая техника - есть совокупность правил, приемов и специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик. [5, с.57]
Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их чистом, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.
Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. В связи с этим отмечается, что акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований. Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, не бывает.
Введение…………………………………………………………………………..
Понятие юридической и законодательной техники ……………………
Структура нормативных правовых актов ………………………………
Требования, предъявляемые к создаваемым нормативным правовым актам ………………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …………………………………………..
Структурными элементами нормативно правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы. Преамбула – вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается. [3, ст.28]
Примером
может служить преамбула
Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),
исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,
опираясь на многовековую историю развития белоруской государственности,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая
обеспечить гражданское согласие, незыблемые
устои народовластия и
принимаем
настоящую Конституцию –
Текст нормативно правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи и пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Статьи
и пункты нормативного правового
акта – основные структурные элементы
нормативного правового акта, содержащие
законченные нормативные
Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.
Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. в свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты – на подпункты, части или абзацы; подпункты – на части или абзацы.
Главы нормативного правового акта – структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
Разделы нормативного правового акта – структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки. [3, ст.28]
Примером
может служить настоящая
РАЗДЕЛ VI
ПРОКУРАТУРА.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ
ГЛАВА 7
ПРОКУРОТУРА
Статья 126. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия совета Республики.
Нижестоящие
прокуроры назначаются
Абзацы нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначающиеся несколькими арабскими цифрами с точкой после каждого из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Часть
нормативного правового акта – структурный
элемент нормативного правового
акта, состоящий из абзаца (нескольких
абзацев) и представляющий собой
смысловое единство. Часть начинается
с прописной буквы и
Если
часть является структурным элементом
пункта или подпункта, то первая часть
пункта, подпункта, как правило, начинается
с арабской цифры с точкой, после
которой следует прописная
Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях – сквозной для каждой статьи, подпунктов – сквозной для каждого пункта.
Нумерация
структурных элементов должно быть
единообразной для всего
Использование
в нормативных правовых актах
указанных в настоящей статье
структурных элементов с
Особенности
структуры имеют
Кодификация – форма систематизации действующего нормативного правового материала путем его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый, логически цельный нормативно правовой акт сводного характера. Такая процедура позволяет исключить повторения и противоречия в действующих нормативных актах, восполнить существующие в них пробелы и, по существу, является правотворческой деятельностью с той лишь разницей, что в проект создаваемого нормативного правового акта помимо новых норм включается и уже действующие, которые не утратили своего значения в процессе правоприменительной деятельности.
Поскольку кодификация всегда связана с переработкой уже действующих нормативных правовых актов, устранением устаревших правоположений и созданием новых, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, то есть может быть только официальной. [7, с.195]
Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части. Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:
Особенная
часть кодифицированного
Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).
Если
в нормативном правовом акте приводятся
таблицы, графики, карты, схемы, перечни,
иллюстрации и тому подобное, то
они должны оформляться в виде
приложений, а соответствующие структурные
элементы нормативного правового акта
должны иметь ссылки на эти приложения.
[3, ст. 29, ст.30]
3. Требования, предъявляемые к создаваемым нормативным правовым актам
К требованиям, предъявляемым к тексту нормативных правовых актов относятся следующие:
Текст
нормативного правового акта излагается
лаконично, простым и ясным языком,
исключающим различное
Терминология нормативного правового акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний. Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативно правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение. [3, ст.32]
Специальные обозначения используются в нормативном правовом акте только в том понимании, в каком они понимаются в соответствующей специальной области. В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте. [3, ст.33]
В
тексте нормативного правового акта
не допускается употребление просторечий
и экспрессивных форм разговорной
речи; в одном и том же смысле
разных понятий (терминов); иноязычных
заимствований при наличии
Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами.
Употребление
сокращенных наименований государственных
органов (организаций) допускается, когда
сокращенные наименования являются
официальными, лишь в технических
нормативных правовых актах, ненормативных
правовых актах, а также в стенограммах,
протоколах, служебных письмах, документах
справочного характера и
Обобщенные
понятия (слова, словосочетания), обозначающие
государственные органы (организации),
используются в нормативных правовых
актах только в тех случаях, когда
имеется в виду любой из государственных
органов (организаций), на которые распространяется
соответствующее обобщенное понятие.
Для обозначения
Если в тексте нормативного правового акта требуется неоднократно указать наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то наименование этого государственного органа (организации) или понятие дается полностью в положении, где оно используется в первый раз, при этом в скобках указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях.