Избирательное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.

Содержание

Введение
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
2. Понятие российского избирательного права
3. Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Список использованных источнико

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

Решения и действия (или  бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут  быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное  обращение в вышестоящие избирательные  комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения  по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются  не позднее чем в десятидневный  срок. При этом вышестоящая избирательная  комиссия вправе принять самостоятельное  решение по существу жалобы. Жалобы на действия Центральной избирательной  комиссии рассматривает Верховный  Суд Российской Федерации.

Наиболее серьезные  нарушения при проведении выборов  и референдума, затрагивающие права  граждан, наказываются в уголовном  порядке (ст. 141, 142 УК).

 

3. Правовые основы  создания и деятельности политических  партий в России

 

Законодательство стран  с устойчивой демократической системой, как правило, устанавливает требование «серьезного отношения» к участию  в выборах. Объективно только партии, ставящие перед собой прямую задачу формирования политической воли большинства, определяющие своей главной целью  участие в выборах, отвечают этому  требованию. Результаты выборов в  России свидетельствует о преимуществах  партийной организации избирателей  перед иными организационными формами.

В 1990 году была отменена ст. 6 Конституции СССР о монопольной  роли КПСС в политической системе  советского общества. Данный факт послужил началу формирования в стране политического  плюрализма и многопартийности.

Политические партии представляют собой одну из самых  многочисленных групп коллективных субъектов современного российского  избирательного права. Их правовой статус закрепляется Федеральным законом  «О политических партиях», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данные законодательные  акты относят к избирательным  объединениям такие партии, которые  удовлетворяют ряду требований.

Указанный Закон определяет в ст. 3 политическую партию как общественное объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и  политических акциях, в выборах и  референдумах, а также в целях  представления интересов граждан  в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно той же статье Закона политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

политическая партия должна иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  Российской Федерации, при этом в  субъекте Российской Федерации может  быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч  членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов  Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения  численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных  региональных отделениях численность  каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные  подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

В ст. 11 Закона конкретизируются положения ст. 32 Конституции применительно  к политическим партиям. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном  съезде политической партии либо путем  преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского  общественного движения. Отметим  здесь существенный пробел – Закон  не дает ответа на вопрос о минимуме численности участников общих собраний или конференций, предшествующих государственной  регистрации партии. В Законе лишь постоянно подчеркивается соответствие численности партии и ее региональных отделений требованиям пункта 2 статьи 3, но не говорится о правомочности  проводимых собраний.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в  соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом специального порядка государственной  регистрации политической партии и  ее региональных отделений. Регистрацию  политических партий осуществляет Министерство Юстиции РФ. Ряд специалистов в  области избирательного права отмечают при этом, что благодаря Закону неизмеримо усилился административный ресурс Министерства юстиции РФ, которое  получило в процессе регистрации  политических партий единоличное право  «казнить и миловать» по своему усмотрению9. Об этом свидетельствует информация о ходе регистрации партий и критические публикации, появившиеся по этому поводу в средствах массовой информации. Не случайно на встрече с министром юстиции Юрием Чайкой 28 сентября 2002 года Владимир Путин заметил, что задача Минюста не только регистрировать или отказывать в регистрации партиям, но и помогать им в соответствии с Законом. Этого, к сожалению, не хватает.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют  на основании устава политической партии и в соответствии с ним (ст. 21 Закона).

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

а) цели и задачи политической партии;

б) наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);

в) условия и порядок  приобретения и утраты членства в  политической партии, права и обязанности  ее членов;

г) порядок учета членов политической партии;

д) порядок создания, реорганизации  и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

е) порядок избрания руководящих  и контрольно-ревизионных органов  политической партии, ее региональных отделений и иных структурных  подразделений, срок полномочий и компетенцию  указанных органов;

ж) порядок внесения изменений  и дополнений в устав политической партии и ее программу;

з) права политической партии, ее региональных отделений  и иных структурных подразделений  в области управления денежными  средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и  порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

и) порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков  кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления;

к) основания и порядок  отзыва выдвинутых политической партией  кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности  в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Членами политической партии могут  быть граждане Российской Федерации, достигшие  возраста полной дееспособности, дающего  полное право на доступ ко всем политическим правам – 18 лет. Не вправе быть членами  политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также  граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

В. Швед высказывает мнение, что Федеральный закон «О политических партиях» регламентирует определенный правовой процесс, обусловленный фиксированными сроками проводимых мероприятий, предоставления в соответствующие органы пакетов  документов, подготовленных в точном соответствии с его требованиями, и т.д10. В определенном смысле этот Закон можно представить как некую технологическую карту процесса создания, регистрации и деятельности политических партий. Поэтому при рассмотрении в Госдуме аналогичных законов целесообразно составлять на основе обсуждаемого законопроекта некую последовательность действий по реализации его требований с указанием сроков, наименования необходимых документов, их содержания и т.п. Выстраивание подобной последовательности с вариантами соответствующих документов позволит еще на стадии обсуждения законопроекта выявить его слабые места, противоречия и неясности.

 

 

Заключение

 

При любом демократическом  устройстве политические права и  свободы граждан представляют собой  важнейший политико-юридический  институт, объективно выступающий мерилом  достижений данного общества, его  «визитной карточкой», показателем  зрелости, цивилизованности.

Существенным условием становления и развития демократического правового государства в Российской Федерации является юридическое  обеспечение обязательного (императивного) проведения выборов как единственного  допустимого легитимного способа  делегирования власти народа представительным государственным органам и органам  местного самоуправления.

Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом  современной российской государственности, что объективно способствует повышению  роли и значения опосредующего их избирательного права, образующего  юридический фундамент формирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.

Избирательное право  и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает  особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно  претендуют на самостоятельное предназначение в российской публично-правовой системе  России.

Политические партии представляют собой одну из самых  многочисленных групп коллективных субъектов современного российского  избирательного права. Основная задача Федерального закона «О политических партиях» состоит в том, чтобы  сформировать в Российской Федерации  стройную правовую систему создания и деятельности политических партий в рамках концепции «демократизации  страны». В то же время применение Закона на практике показало, что, с  одной стороны, он способствует развитию наметившейся в российском обществе коммерциализации политических процессов, а с другой – становится, при необходимости, инструментом власти для «селекции» политических сил.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ (в ред. от 08.12.2004).
  3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4867.
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части 2 статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 г. «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.
  5. Веденеев Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. №2.
  6. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2000.
  7. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004.
  8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.//Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 2004.
  9. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. 2003. №3.
  10. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000.
  11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2000.
  12. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации.// Под общ. ред. Князева С., Кутафина О. М., 2003.
  13. Правовые аспекты создания политических партий и их участие в избирательном процессе.// Материалы семинара-совещания с представителями общероссийских политических общественных объединений. М., 2002.
  14. Скоков А.М. Строев А.М. Общество, государство и право России. М., 2006.
  15. Швед В. Правовой статус партий.// Выборы. Законодательство и технологии. 2002. №10.

1 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000. С. 3.

2 Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004. С.38–39.

3 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000. С. 44.

4 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.//Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 4.

5 Веденеев Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. №2.

6 Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации.// Под общ. ред. Князева С., Кутафина О. М., 2003. С. 12.

7 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части 2 статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 г. «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.

8 Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4867.

9 Швед В. Правовой статус партий.// Выборы. Законодательство и технологии. 2002. №10.

10 Швед В. Правовой статус партий.// Выборы. Законодательство и технологии. 2002. №10.


Информация о работе Избирательное право в России