Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.
Введение
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
2. Понятие российского избирательного права
3. Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Список использованных источнико
Решения и действия (или
бездействие) избирательных комиссий
и их должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут
быть обжалованы в вышестоящую избирательную
комиссию (соответственно уровню проводимых
выборов) или в суд. Предварительное
обращение в вышестоящие
Наиболее серьезные нарушения при проведении выборов и референдума, затрагивающие права граждан, наказываются в уголовном порядке (ст. 141, 142 УК).
3. Правовые основы
создания и деятельности
Законодательство стран
с устойчивой демократической системой,
как правило, устанавливает требование
«серьезного отношения» к участию
в выборах. Объективно только партии,
ставящие перед собой прямую задачу
формирования политической воли большинства,
определяющие своей главной целью
участие в выборах, отвечают этому
требованию. Результаты выборов в
России свидетельствует о
В 1990 году была отменена ст. 6 Конституции СССР о монопольной роли КПСС в политической системе советского общества. Данный факт послужил началу формирования в стране политического плюрализма и многопартийности.
Политические партии представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Их правовой статус закрепляется Федеральным законом «О политических партиях», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данные законодательные акты относят к избирательным объединениям такие партии, которые удовлетворяют ряду требований.
Указанный Закон определяет
в ст. 3 политическую партию как общественное
объединение, созданное в целях
участия граждан Российской Федерации
в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и
политических акциях, в выборах и
референдумах, а также в целях
представления интересов
Согласно той же статье Закона политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;
руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
В ст. 11 Закона конкретизируются
положения ст. 32 Конституции применительно
к политическим партиям. Политическая
партия создается свободно, без разрешений
органов государственной власти
и должностных лиц. Политическая
партия может быть создана на учредительном
съезде политической партии либо путем
преобразования в политическую партию
общероссийской общественной организации
или общероссийского
Политическая партия
и ее региональные отделения подлежат
государственной регистрации в
соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации
юридических лиц и
Политическая партия,
ее региональные отделения и иные
структурные подразделения
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:
а) цели и задачи политической партии;
б) наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);
в) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
г) порядок учета членов политической партии;
д) порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
е) порядок избрания руководящих
и контрольно-ревизионных
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;
з) права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
и) порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
к) основания и порядок
отзыва выдвинутых политической партией
кандидатов, зарегистрированных кандидатов
в депутаты и на иные выборные должности
в органах государственной
Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста полной дееспособности, дающего полное право на доступ ко всем политическим правам – 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.
В. Швед высказывает мнение, что Федеральный закон «О политических партиях» регламентирует определенный правовой процесс, обусловленный фиксированными сроками проводимых мероприятий, предоставления в соответствующие органы пакетов документов, подготовленных в точном соответствии с его требованиями, и т.д10. В определенном смысле этот Закон можно представить как некую технологическую карту процесса создания, регистрации и деятельности политических партий. Поэтому при рассмотрении в Госдуме аналогичных законов целесообразно составлять на основе обсуждаемого законопроекта некую последовательность действий по реализации его требований с указанием сроков, наименования необходимых документов, их содержания и т.п. Выстраивание подобной последовательности с вариантами соответствующих документов позволит еще на стадии обсуждения законопроекта выявить его слабые места, противоречия и неясности.
Заключение
При любом демократическом
устройстве политические права и
свободы граждан представляют собой
важнейший политико-
Существенным условием
становления и развития демократического
правового государства в
Свободные, периодические,
справедливые и нефальсифицированные
выборы становятся обязательным атрибутом
современной российской государственности,
что объективно способствует повышению
роли и значения опосредующего их
избирательного права, образующего
юридический фундамент
Избирательное право
и сопутствующее ему
Политические партии представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Основная задача Федерального закона «О политических партиях» состоит в том, чтобы сформировать в Российской Федерации стройную правовую систему создания и деятельности политических партий в рамках концепции «демократизации страны». В то же время применение Закона на практике показало, что, с одной стороны, он способствует развитию наметившейся в российском обществе коммерциализации политических процессов, а с другой – становится, при необходимости, инструментом власти для «селекции» политических сил.
Список использованных источников
1 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000. С. 3.
2 Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004. С.38–39.
3 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000. С. 44.
4 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.//Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 4.
5 Веденеев Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. №2.
6 Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации.// Под общ. ред. Князева С., Кутафина О. М., 2003. С. 12.
7 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части 2 статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 г. «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.
8 Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4867.
9 Швед В. Правовой статус партий.// Выборы. Законодательство и технологии. 2002. №10.
10 Швед В. Правовой статус партий.// Выборы. Законодательство и технологии. 2002. №10.