Избирательное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.

Содержание

Введение
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
2. Понятие российского избирательного права
3. Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Список использованных источнико

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

Суммируя изложенное можно предложить следующее определение  российского избирательного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление  и защиту права граждан (в установленных  законом случаях – иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру  реализации этого права в процессе организации и проведения выборов  и в межвыборный период6.

Такой взгляд на избирательное  право Российской Федерации идентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет охватить рамками его  содержания весь комплекс отношений, связанных  с избирательными правами граждан, отражает его роль в обеспечении  конституционного режима формирования представительных институтов публичной  политической власти.

Представляя собой относительно самостоятельное явление юридической  действительности, российское избирательное  право имеет достаточно сложное  внутреннее строение, которое вполне может быть объектом системно-структурного анализа. В этом плане система  избирательного права выглядит как  совокупность элементов, отражающих объективное  рассредоточение образующих его  норм по отдельным внутренним «ячейкам», обусловленное различием их служебных  функций в реализации и защите избирательных прав граждан.

Система избирательного права включает в себя общую и  особенную части. Критерием их разграничения  служит масштаб действия образующих их норм. Общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие  универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня его реализации. Что же касается особенной части, то она охватывает собой правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых имеет обязательное значение только при проведении конкретных видов выборов.

В свою очередь и общая, и особенная части избирательного права включают в себя отдельные  правовые институты, под которыми можно  понимать совокупность норм избирательного права, регулирующих обособленные в  рамках единого предмета правового  регулирования группы тяготеющих друг к другу отношений, связанных  с реализацией избирательных  прав граждан.

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового  регулирования избирательных отношений. Принципы избирательного права следует  систематизировать по трем основным группам. Это, во-первых, принципы организации  и проведения выборов; во-вторых, принципы участия граждан России в выборах; в-третьих, принципы, дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.

Развитие современного российского избирательного законодательства, практика его применения, перспективы  развития на рубеже XXI века, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».

Принятые Законы утвердили  демократические принципы избирательного права граждан России. Всеобщий и  равный характер этого права выразился  в возможности с 18 лет участвовать  в выборах без какой-либо дискриминации по признакам пола, расовой, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии со ст. 17, 19, 60 Конституции. Содержание Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» шире его названия. Конкретные правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают возможность быть внесенным в список избирателей, знакомиться с этим списком, оспаривать как в соответствующей избирательной комиссии, так и в суде правильность списка.

С появлением в нашем  обществе граждан, получивших статус вынужденных  переселенцев, возникли случаи отказа внесения их в списки избирателей. Конституционный  Суд Российской Федерации подтвердил безусловное право этой категории  граждан быть внесенными в списки избирателей при условии соблюдения ими правил регистрации по месту  пребывания7.

Провозглашенные ст. 3 Конституции  свободные выборы предполагают также  добровольность участия в них  гражданина. Воля избирателя свободна, если имеются варианты выбора и возможность  беспрепятственного выражения своих  предпочтений посредством свободной  агитации в пользу определенного  кандидата или избирательного объединения. Российское законодательство определило организационные формы, посредством  которых кандидаты выдвигаются  партиями, избирательными блоками, общественными  объединениями, непосредственно избирателями.

Наряду с этим ст. 40 Федерального закона «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания» предусматривает право  каждого гражданина Российской Федерации, обладающего активным избирательным правом и достигшего на день выборов 21 года, выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу для баллотировки на выборах депутатов Государственной Думы.

Право на свободу предвыборной агитации выражается в проведении публичных  предвыборных собраний и встреч с  избирателями, в дебатах и дискуссиях, митингах, шествиях, использовании  средств массовой информации (ст. 45 Федерального закона «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Согласно законодательству предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и  прекращается за один день до дня выборов (ст. 23 -25, 26 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации»). Это имеет существенное значение для интеллектуального и эмоционального состояния избирателей. В обществе с демократической избирательной  системой такое состояние – чрезвычайно  важный фактор. Практика проведения выборов  свидетельствует об огромном значении эмоциональной поддержки большинства, выражающейся в состоянии доверия, симпатии либо страха, агрессии, при  формировании выборных институтов государственной  власти.

В период подготовки к  выборам в Государственную Думу группа депутатов ее прежнего созыва и Верховный Суд Российской Федерации  попытались оспорить в Конституционном  Суде Российской Федерации конституционность  ст. 5, 32-39 Федерального закона «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Был подвергнут сомнению, в частности, принцип исключения при распределении  депутатских мандатов избирательных  объединений, получивших менее пяти процентов голосов. Определением Конституционного Суда Российской Федерации 20 ноября 1995 г. в запросе было отказано, поскольку  принципы избирательной системы  конкретизируются законодательством8. Данное определение принято в соответствии с принципами правового государства, поскольку принцип стабильности законодательства не может быть нарушен в процессе конкретной избирательной кампании. Для России с ее огромной территорией и многомиллионной численностью населения избирательный барьер в пять процентов вряд ли может рассматриваться как излишне завышенный. В настоящий момент принята поправка к данному закону об увеличении избирательного барьера до 7%.

Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. провозгласил наряду с законодательством о  выборах все демократические  принципы и гарантии избирательного права. Закон детально регламентировал  процедуру реализации инициативы проведения референдума Российской Федерации  ее гражданами. На основании ст. 9 Закона необходимо создание инициативной группы в количестве не менее 100 человек  для сбора подписей в поддержку  инициативы о проведении референдума  Российской Федерации. Право на создание инициативной группы принадлежит отдельному гражданину, группе граждан, общероссийскому  общественному объединению, устав  которого предусматривает участие  в выборах федеральных органов  государственной власти и зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть  месяцев до обращения с инициативой  о проведении референдума Российской Федерации. Закон подробно регламентирует процедуру оформления ходатайства  инициативной группы и порядок ее регистрации той избирательной  комиссией, на территории которой проживает  большинство членов инициативной группы.

Зарегистрированная инициативная группа должна собрать не менее двух миллионов подписей граждан Российской Федерации при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов  из них (ст. 8). Закон устанавливает  особую процедуру назначения референдума  Президентом Российской Федерации.

Референдум считается  состоявшимся, если Центральная комиссия референдума признает, что в голосовании  приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие  в референдуме (ст. 37).

В ст. 3 Закона определен  исчерпывающий перечень вопросов, которые  граждане не могут выносить на референдум Российской Федерации. К ним относятся  изменения статуса субъектов  Федерации, досрочное прекращение  или продление срока полномочий Президента, Федерального Собрания или  каждой из его палат либо отмена их выборов (формирования). Также не выносятся на референдум вопросы  принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения  внутренних финансовых обязательств государства, введения, изменения и отмены федеральных  налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. Из числа вопросов, выносимых  на референдум, исключаются вопросы  о принятии чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и  безопасности населения, амнистии и  помиловании.

Закон во исполнение ст. 2, 5, 7, 17-61 Конституции запрещает вынесение  на референдум вопросов, ограничивающих или отменяющих общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Президент Российской Федерации  избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность  Президента Российской Федерации более  двух сроков подряд (ст. 81 Конституции).

Согласно ст. 102 Конституции  назначение выборов Президента относится  к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Ввиду важности обеспечения  непрерывности деятельности Президента и своевременного (в установленные  сроки) проведения его выборов Федеральный  закон о выборах Президента Российской Федерации подробным образом  регулирует процедуру назначения выборов  главы государства. Согласно ст. 4 этого  Закона днем выборов Президента Российской Федерации является первое воскресенье  после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Таким образом, Совет Федерации  должен назначить выборы не произвольно, а на определенное число. Если же Совет  Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, согласно Закону они проводятся Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Особый порядок назначения выборов Президента применяется  при досрочном прекращении его  полномочий, как, было например, в 2000 году, в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции Российской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные  выборы Президента на первое воскресенье  перед истечением трех месяцев с  момента досрочного прекращения  исполнения полномочий Президентом. В  случае, если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  в последнее воскресенье перед  истечением трех месяцев со дня отрешения  Президента от должности.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81). Такие  ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных  Конституцией Российской Федерации  на главу государства.

Положение о занятии  должности Президента Российской Федерации  одним и тем же лицом не более  двух сроков подряд направлено на обеспечение  ротации, т.е. периодического замещения  должности Президента различными лицами. Подобные положения содержатся и  в конституциях других государств, в частности США (поправка XXII к  Конституции; вступила в силу в 1951 г.). Они препятствуют установлению чрезмерной единоличной власти, долгосрочному  укреплению во властных структурах сторонников  одной политической партии либо политического  направления, определяемого президентом  государства, который находится  на своем посту в течение длительного  срока.

В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» определены наиболее существенные стороны  избирательной системы при выборах  Президента Российской Федерации.

Избранным считается  кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании.

Если ни один из более  двух кандидатов на должность Президента не был избран, то Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации назначает  повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов  избирателей. По итогам повторного голосования  избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число  голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, по отношению  к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при  условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Правам избирателей  и кандидатов в депутаты корреспондируют  гарантирующие их обязанности государства. К ним относятся определенные законодательством сроки и очередность  выборов, виды установленной документации, процедуры заполнения бюллетеней и  голосования. Создание таких учреждений, как независимые избирательные  комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией, также является гарантией избирательных прав граждан наряду с судебной защитой. В качестве одной из гарантий признан институт международных наблюдателей.

Информация о работе Избирательное право в России