Избирательное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.

Содержание

Введение
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
2. Понятие российского избирательного права
3. Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Список использованных источнико

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

Сравнительно новым  для нашего законодательства является понятие пикетирования. Его не было в прежних основных законах России, хотя мировая практика освоила его  как распространенную форму выражения  своего мнения небольшой группой  людей. Пикетирование может осуществляться не только движущимися людьми, но и  стоящими без движения, держащими  в руках и демонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды.

Органы милиции осуществляют охрану общественного порядка, предупреждают  и пресекают противоправные действия во время уличных мероприятий, привлекают правонарушителей к соответствующим  видам ответственности. Неправомерные  действия и решения органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных  лиц, ущемляющие право на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд на основании  ст. 46 Конституции России.

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию  в них со стороны должностных  лиц уголовно наказуемо (ст. 149 УК РФ).

3. Право на участие  в управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих представителей (ст. 32).

Сущность основного  политического права граждан: участвовать  в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе  органов государственной власти, управления, суда. Это право реализуется  через более конкретные права.

В ч. 2 статьи 32 перечислен ряд прав, конкретизирующих ч. 1. К  ним относятся право граждан  избирать своих представителей в  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, право  быть избранным в указанные органы, право участвовать в референдуме.

Право избирать заключает  в себе возможность принимать  решение по формированию данных органов, обязательное для государственных  органов, должностных лиц, граждан. Право избирать дает возможность  участвовать в управлении опосредованно, через представителей. Отдавая свое предпочтение программе политической партии, общественному движению, независимому кандидату, избиратели предопределяют направленность законодательства и  конкретной деятельности высших должностных  лиц.

Для права избирать и  быть избранным характерны периодичность  реализации и общие демократические  принципы избирательной системы. Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны в Конституции, в ст. 81 о выборах Президента. Эти выборы проводятся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Указанные принципы относятся  ко всем видам выборов. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции ст. 32 действует  во взаимосвязи со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Нормы международного права  определяют права избирать и быть избранными на подлинных периодических  выборах, производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права  при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Провозглашенные ст. 3 Конституции  свободные выборы предполагают также  добровольность участия в них  гражданина. Воля избирателя свободна, если имеются варианты выбора и возможность  беспрепятственного выражения своих  предпочтений посредством свободной  агитации в пользу определенного  кандидата или избирательного объединения. Российское законодательство определило организационные формы, посредством  которых кандидаты выдвигаются  партиями, избирательными блоками, общественными  объединениями, непосредственно избирателями.

Конституцией установлена  строгая периодичность выборов, являющихся высшим выражением власти народа. Попытка нарушить эту периодичность  должна оцениваться как посягательство на политические права граждан. При  свободных демократических выборах  проигравшие на выборах избиратели и кандидаты никак не ущемляются в своих правах. В этом случае действует выработанный историческим опытом механизм самосохранения демократии. В очередном избирательном цикле  прежняя политическая воля меньшинства  может стать юридически признанной волей большинства.

Действующее законодательство определяет право избирать как активное, право быть избранным – как  пассивное. Установлены равные права  и возможности быть зарегистрированным в качестве кандидата и получить определенную сумму государственного финансирования, свободно агитировать в свою пользу или в пользу своего объединения, иметь доступ к средствам массовой информации, учредителем или соучредителем которых является государство.

Особым политическим правом является право на участие  в референдуме. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме  Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. референдум Российской Федерации  – всенародное голосование граждан  Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Часть 3 статьи определяет правовые основания ограничений  в обладании правами, указанными в ч. 2. Недееспособность граждан, признанная судом, связанная со стойким психическим  заболеванием, исключает возможность  сознательной реализации политических прав. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда, не могут пользоваться правами, указанными в ч. 2, в силу самой  специфики наказания.

В ч. 4 ст. 32 Конституции  особо выделяется государственная  служба как важный институт непосредственного  участия граждан в управлении делами государства. Под государственной  службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению осуществления  полномочий государственных органов. Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральную  государственную службу, находящуюся  в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов  Российской Федерации, находящуюся  в их ведении.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 граждане России имеют равный доступ к государственной службе. Данное конституционное положение соответствует  п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющие государственным  языком, имеющие профессиональное образование  и отвечающие требованиям, установленным  законодательством для государственных  служащих.

При поступлении на государственную  службу, а также при ее прохождении  не допускается установление каких  бы то ни было прямых или косвенных  ограничений или преимуществ  в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно  других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых  отвечает требованиям по соответствующей  должности.

Конституционный принцип  равного доступа граждан Российской Федерации к государственной  службе не исключает ограничений  для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных  должностей. Ограничения установлены  Федеральным законом «Об основах  государственной службы Российской Федерации».

4. Право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления (ст. 33).

Статья 33 Конституции  конкретизирует связь гражданина и  государства. Она обеспечивает возможность  активного влияния гражданина на деятельность государства и органов  местного самоуправления. В истории  формирования демократии такая свобода  определялась как «право петиций». В демократическом государстве  граждане не просто пассивно исполняют  веления государства. Они выступают  как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действия государства  и предупреждающая ошибки и злоупотребления  властей.

Другой аспект права  граждан на обращения включает способы  защиты личностью своих прав посредством  жалоб, заявлений, ходатайств.

Реализация права на обращение исключает возможность  преследования со стороны государства  за массовые, групповые или индивидуальные обращения, поскольку согласно ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.

Обращаться могут трудовые коллективы, организации граждан  по партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не может  влиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют право обращения. Реализация данного права требует  индивидуальной подписи. Статья наиболее общим образом формулирует право  на обращение. Особый вид обращений  граждан в судебные органы в форме  обжалования – обращение за судебной защитой. Конституцией предусмотрено  право конституционной жалобы граждан.

Реализация этого права  отдельными гражданами, их обращения  в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждению  свободы передвижения и запрету  института прописки, защите избирательных  прав, права частной собственности.

 

2. Понятие российского  избирательного права

 

Попытки определить понятие  объективного избирательного права  уже неоднократно предпринимались  в отечественной правовой науке. При этом, как правило, они преимущественно  ограничивались констатацией того очевидного факта, что российское избирательное  право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Одни исследователи обозначают его  как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право  российских граждан и порядок  реализации этого права4. Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи, сравнивая избирательное право и законодательство с правовым обеспечением общественных отношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной и муниципальной власти, а также на выборные исполнительные должности5.

В целом, подобная оценка российского избирательного права  отражает его содержание, соответствует  функциональному назначению предписаний  избирательного законодательства в  механизме юридической регламентации  воспроизводства публичной политической власти посредством федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Являясь важнейшим гарантом осуществления избирательных прав граждан, современное российское избирательное  право ориентировано на создание надлежащих юридических предпосылок  реализации и защиты их избирательных (электоральных) возможностей не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период. Поэтому ограничение предмета избирательного права исключительно рамками общественных отношений, опосредующих организацию и проведение выборов, не учитывает то обстоятельство, что вне временных интервалов избирательного процесса также обнаруживаются отношения, имеющие важное, с юридической точки зрения, значение для обеспечения практического осуществления избирательных прав граждан Российской Федерации.

В первую очередь среди  них можно назвать отношения, связанные с организацией постоянного  учета избирателей, внедрением и  функционированием автоматизированных систем накопления, хранения и обработки  данных об избирателях и результатах  их волеизъявления, созданием постоянно  действующей государственной системы  правового обучения избирателей  и организаторов выборов основам  избирательных технологий, обеспечением непрерывного характера деятельности избирательных комиссий в межвыборный  период.

Конечно, складывающиеся в период между выборами общественные отношения по поводу реализации избирательных  прав граждан имеют вспомогательный  характер в системе социальных институтов, замыкающихся на механизм их осуществления. Однако, это не дает оснований для  исключения их из сферы интересов  избирательного права. Более того, поступательное развитие законодательства о выборах  свидетельствует, что в современных  условиях оно все активнее распространяет свое влияние на отношения, прямо  не задействованные на опосредование  организации и проведения выборов, но являющиеся необходимой составной  частью единой системы социальных связей, обеспечивающих стабильный, устойчивый характер функционирования режима поддержания  и осуществления избирательных  прав граждан. Вместе с тем, расширенный  подход к определению сферы действия норм избирательного права и законодательства может иметь место только в  тех случаях, когда включаемые в  предмет их правового регулирования  отношения в той или иной степени  обусловлены потребностями реализации и защиты избирательных прав граждан и имеют прямо или косвенно своей целью формирование выборных органов и должностных лиц.

Информация о работе Избирательное право в России