Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.
Введение
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
2. Понятие российского избирательного права
3. Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Список использованных источнико
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: «Избирательное право в России»
Содержание
Введение
1. Политические права и свободы
в системе основных прав
2. Понятие российского
3. Правовые основы создания и
деятельности политических
Заключение
Список использованных источников
Введение
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Их важной разновидностью являются политические права личности, которые в свою очередь являются краеугольным камнем политической системы страны.
В настоящий момент российские демократические институты и российская политическая система находятся в стадии формирования. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.
Цель работы – охарактеризовать современную политическую систему России. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать политические права человека в современной России;
выявить черты и особенности современного российского избирательного права;
проанализировать условия регистрации и осуществления деятельности политических партий в России.
Работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
1. Политические права и свободы в системе основных прав человека
Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы правового статуса человека и гражданина1:
1. Гражданские права.
2. Политические права.
3. Экономические права.
4. Социальные права.
5. Культурные права.
В историческом контексте
современные исследователи
В отечественной литературе
подвергнута справедливой критике
концепция иерархии прав по степени
их значимости. В частности, отмечаются
«зигзаги восприятия роли социально-экономических
прав», попытки объявить их «социалистическим
изобретением», неизвестным «цивилизованным
странам». Эти права якобы лишены
качеств «юридических возможностей,
защищаемых судом». Смягченным вариантом
такого подхода является оттеснение
на второй план социально-экономических
прав как прав иного порядка в
сравнении с личными
Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические – наиболее распространенное основание их классификации.
Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику3:
а) это права в сфере политики (политика – область деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;
б) поскольку в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы – это права граждан России. Например, право каждого на объединение получило в настоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
в) поскольку политические
права и свободы связаны с
сознательным участием гражданина в
политических отношениях, обладание
этими правами обусловлено
Конституция Российской Федерации в ст. 30-33 закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.
1. Право на объединение (ст. 30).
Предусмотренное этой статьей
право означает беспрепятственную
возможность граждан
Согласно Международному
пакту о гражданских и
Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.
В ч. 2 ст. 22 Международного
пакта о гражданских и
Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения является политическая партия. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Вопросы, затрагивающие
интересы общественных объединений, в
предусмотренных Законом
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Свобода деятельности общественных
объединений заключается также
в том, что им гарантируется
Статьей 144 УК предусматривается
уголовная ответственность за воспрепятствование
законной профессиональной деятельности
журналистов, ст. 239 – за организацию
объединения, деятельность которого сопряжена
с причинением вреда здоровью
граждан или с иными
2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).
Право каждого гражданина
на мирные публичные мероприятия
и встречи является особым проявлением
фундаментального конституционного положения
о свободе публичного изъявления
требований и интересов, мысли и
слова, необходимой гарантией
В соответствии с ч. 1 ст.
20 Всеобщей декларации прав человека «каждый
человек имеет право на свободу
мирных собраний и ассоциаций». Конкретизация
этого основополагающего
Практика государств
с развитыми институтами
Применяемые нормы союзного законодательства кратко сводятся к следующему:
о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации (мероприятия) делается заявление исполнительной власти, с заявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего возраста уполномоченные трудовых коллективов, органов кооперативных и иных общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан;
заявление подается в письменной форме не позднее, чем за десять дней до намечаемой даты проведения. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятий или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления;
исполнительный орган власти рассматривает заявление и сообщает о принятом решении не позднее, чем за пять дней до времени проведения мероприятия. Он вправе предложить обратившимся с заявлением иное время и место проведения. Решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган. Исполнительный орган обеспечивает необходимые условия для проведения мероприятия;
мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении мероприятия организаторы и иные участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок. Участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба;
государственные и общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и демонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка;
исполнительный орган
запрещает мероприятие, если цель его
проведения противоречит Конституции
либо угрожает общественному порядку
и безопасности граждан. Мероприятие
должно быть прекращено по требованию
представителей органов власти, если
не было подано заявление, либо принято
решение о запрещении этого мероприятия,
а также при нарушении порядка
его проведения, возникновении опасности
для жизни и здоровья граждан,
нарушении общественного
Представительные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения этих мероприятий с учетом местных условий. Этот порядок не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством и их уставами.