Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:22, реферат
Организация русской адвокатуры основывалась на следующих принципах:
1) совмещение правозаступничества с судебным представительством;
2) относительная свобода профессии;
3) формальное отсутствие связи с магистратурой;
4) сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;
5) договорное определение суммы гонорара.
Введение
1.Предпосылки возникновения института адвокатуры. Становление и развитие адвокатуры в европейских государствах.
2.Этапы развития института адвокатуры в России
3.Разработка и принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации
Заключение
Концепция судебной реформы
призывала привлекать адвокатов
к участию в правотворческом
процессе как независимых экспертов.
Их знание судебной практики и постоянное
общение с гражданами небесполезны
для прогнозирования
Предполагалось расширить
Таковы были основные идеи
реформирования адвокатуры в конце
XX — начале XXI вв. Однако Федеральный
закон «Об адвокатской
Трудности юридического оформления института адвокатуры обусловлены несколькими факторами.
Прежде всего, тем, что совершенствование адвокатской деятельности должно вписываться в канву судебно-правовой реформы. Кроме того, несомненно, что деятельность адвокатуры подлежит нормативному регулированию лишь в строгих пределах (понятие, принципы, гарантии). В остальном же она должна определяться внутрикорпоративными правилами и стандартами — уставами, кодексами адвокатской этики. И самое важное — Закон об адвокатуре должен нормативно оформить складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества — самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов в области права, на которую возложена публично-правовая обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи. Такой подход к социальному и правовому статусу адвокатуры многим казался непривычным и потому неприемлемым.
За время проведения судебно-правовой реформы в России было подготовлено свыше 20 вариантов проекта Закона об адвокатуре. В связи с перспективами принятия нового Закона развернулись бурные дискуссии1. Разногласия наметились даже между руководителями объединений адвокатов2, что не позволило прийти к единодушному мнению относительно принципов устройства адвокатуры.
В 1992 г. на парламентских
слушаниях в Верховном Совете
обсуждались два проекта
В январе 1995 г. Президент
РФ внес в Государственную Думу законопроект
«Об адвокатуре в Российской Федерации».
Коллегии адвокатов определялись как
негосударственные, независимые, самоуправляемые
некоммерческие организации профессиональных
юристов, добровольно объединившиеся
для оказания квалифицированной
юридической помощи физическим и
юридическим лицам и
На вопрос, почему появление нового
Закона так затянулось, одни правоведы
отвечали, что «основные положения
действующего закона не устарели и
проверены многолетней
Другие юристы отмечали: когда действующий
закон устарел, а новый никак
принять не удается, это значит, на
его пути стоят чьи-то достаточно
мощные интересы. Действительно, существуют
несовпадающие интересы адвокатов
и некоторых категорий граждан
— их реальных и потенциальных
доверителей, не однородны и мнения
самих адвокатов — интересы разнятся
уже внутри адвокатской корпорации.
Не во всем идентичны взгляды рядовых
адвокатов и руководителей
В 1998 г. некоторые положения законопроекта начала дорабатывать рабочая группа из представителей Президента РФ, Государственной Думы и Правительства. В октябре 1999 г. проект был принят в первом чтении, в ноябре — одобрен Советом Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по государственному строительству высказал мнение, что многие положения проекта противоречат Конституции РФ, и предложил вернуть его в первое чтение. Эта позиция нашла поддержку в заключении Правового управления Государственной Думы. 12 апреля 2000 г. проект был возвращен к процедуре первого чтения.
25 мая 2001 г. Президент
РФ В. Путин внес в
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, ч го в соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации и с общепризнанными принципами и нормами международного права в Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., устарело и не отражает перемен, происходящих в обществе. В Положении не учтены современные тенденции развития адвокатуры, связанные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги.
В соответствии с пояснительной
запиской президентский проект Федерального
закона «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации»
в ходе осуществления в Российской
Федерации судебной реформы был
призван обеспечить правовое регулирование
вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия
органов самоуправления адвокатов
с государственными органами, должностными
лицами и гражданами, гарантировать
их независимость как
На данный законопроект было получено заключение Правительства Российской Федерации, которое в целом его поддерживало. Правительством был сделан ряд замечаний. В частности, предлагалось исключить для адвокатов, их организаций и объединений льготы по тарифам, налогам, сборам, а также положение об установлении для них ставки арендной платы, оплаты коммунальных услуг и услуг связи на уровне ставок, предусмотренных для судов общей юрисдикции.
В первом чтении за предложенный Президентом
законопроект проголосовали 382 депутата,
что свидетельствовало о
От положений действовавшего
на тот момент законодательства о
регулировании института
— вводил нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры, понятия «адвокат», его полномочий и прав;
— гарантировал независимость адвоката и адвокатской деятельности;
— расширял права адвоката при оказании юридической помощи, предоставлял ему возможность самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ;
— признавал права адвоката па выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);
— расширял возможности граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь;
— определял органы адвокатского самоуправления и их основные функции;
— увязал независимость
адвоката с требованием об оказании
квалифицированной, в том числе
в некоторых случаях
Необходимость принятия Закона признавалась повсеместно, но единого мнения относительно того, каким же ему все-таки быть, не было. Определенная часть общества, в том числе многие руководители адвокатских объединений, были настроены против президентского варианта.
VI Чрезвычайный съезд
адвокатов 25 мая 2001 г. поддержал
отдельные концептуальные
Вызывало сожаление участников съезда и то, что подавляющее число адвокатов страны до внесения нового проекта закона в Государственную Думу не принимали участия в его подготовке. Не направлялся он для обсуждения и в адвокатские объединения.
При дальнейшей работе над
законопроектом его концепция в
целом была сохранена, но были учтены
многие из отмеченных представителями
адвокатуры замечаний. 26 апреля 2002 г. Федеральный
закон «Об адвокатской
Нормативно-правовые акты и литература
Основная
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 (111) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. Том 1 (часть первая): Универсальные договоры. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 1994.
Информация о работе История становления и развития института адвокатуры