Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение истории становления и развития государственной службы в России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи исследования:
- определить сущность государственной службы;
- выявить понятие и принципы государственной службы;
- изучить зарождение государственной службы в Киевской Руси и ее развитие в Московском государстве;
Введение
1 Сущность и содержание государственной службы
1.1 Понятие и виды государственной службы
1.2 принципы государственной службы
2 Развитие и становление государственной службы в России
2.1 Зарождение государственной службы в Киевской Руси и ее развитие в Московском государстве
2.2 Укрепление государственной службы в Императорской России
2.3 Государственная служба в Советский период
2.4 Государственная служба в Современной России
Заключение
Список используемой литературы
- Принципы государственной службы - значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.
- Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы современной
государственной службы закрепляются
в различных законодательных
и других нормативных правовых актах:
Конституции РФ, федеральных и
других законах, указах Президента РФ,
постановлениях Правительства РФ, конституциях,
уставах и иных законодательных
и нормативных актах субъектов
РФ. Они реализуются
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
- федерализм,
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Принципами гражданской службы являются:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы;
- доступность информации о функционировании гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
- укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы.
Теперь рассмотрим несколько принципов по отдельности:
Принцип законности означает, что организация и деятельность аппарата государственного управления регулируются правовыми нормами и осуществляются в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих, отношений. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, являющиеся составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Принцип законности предусматривает обязанность исполнительных органов Российской Федерации соблюдать правовые условия договоров с ее субъектами, а равно Конституцию, законодательные и иные нормативные акты, принятые в республиках, краях, областях, городах федерального значения в пределах их компетенции. Он исходит из того, что все органы исполнительной власти и их должностные лица надлежащим образом реализуют свои права и обязанности, обеспечивают государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ). В структуру принципа законности входят принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан. Граждане должны относиться с вниманием к мерам и решениям, принимаемым государством и его служащими.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Согласно этому положению граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Указанная конституционная норма соответствует ст. 25 « Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Принцип равного доступа
к государственной службе означает
равное право граждан на занятие
любой государственной
Принцип профессионализма и
компетентности государственных служащих
является ведущим началом при
организации и функционировании
государственной службы. Это не только
одно из основных требований, определяющих
формирование и практическую деятельность
персонала, но и необходимое правовое
условие, без выполнения которого невозможно
получение права на осуществление
должностных полномочий. Принцип
профессионализма и компетентности
государственных служащих характеризуется
следующими общими признаками: компетентность
государственных служащих — знание
ими дела, наличие необходимого профессионального
образования, навыков в работе, изучение
и освоение передового опыта; систематическое
качественное выполнение служащими
различных операций, принятие решений,
стабильность служебных отношений,
ощущение устойчивости служебной деятельности,
пользы и качественности выполняемой
работы; сменяемость работников аппарата,
что обеспечивает динамизм в системе
государственной службы, приток в
нее новых идей, совершенствование
методов управления, более широкую
связь с населением, пресечение застоя,
консерватизма, бюрократизма, снижения
чувства ответственности; сочетание
сменяемости управленческого
Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой несекретной информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. Государственная служба должна организовываться и осуществляться на принципе гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Это благоприятно влияет на общественное мнение, под воздействием которого работа, как всего государственного аппарата, так и государственного служащего (персонала) может улучшиться. Принцип гласности в осуществлении государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой — потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач. Для обеспечения гласности в системе государственной службы необходимо: создать механизм учета мнения граждан; сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц, управленческих структур; обеспечить гласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации.
Принципы государственной
службы являются, по сути, основой
правового статуса служащих, обеспечивая
их правовую поддержку и
2.Развитие и становление государственной службы в России
2.1 Зарождение государственной
службы в Киевской Руси и
ее развитие в Московском
Государственная служба в России имеет прочные исторические корни, которые уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.
Закладывание основ
В XI-XII вв.многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писцами.
Таким образом, древни истоки слов «служба», « служилые люди» - собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя.
Князь заботился о содержании, «кормлении» дружины, которая обеспечивалась за счет военной добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и т.п. С XII в. дружинники стали обрастать собственностью, им давались волости в «кормление» и управление.
Эта система «кормления» издавна прижилась на русской земле и сегодня мы являемся порой свидетелями ее удивительной «живучести» в многоликом обличье ( взяточничество, коррупция в сфере госслужащих, нелегитимная приватизация государственной собственности, лоббирование и т.п.).
Постоянное отслоение значительной части дружины, отход от практической управленческой и военной деятельности ( к хозяйственной ) вызвали потребность в формировании профессионального слоя вольных наемных слуг( служащих). Таким образом, в XII-XIII вв. произошел переход от «военной демократии» к княжеской, дворцово-вотчинной системе управления. В состав княжеской и вотчинной администрации («княжий двор») входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие служивые должностные лица ( воеводы, наместники, посадники, тысяцкие и др.). Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре ( т.е. земельная аристократия, крупнейшие феодалы; в XI-XIV вв. ближайшие советники князя, позже - в XV- XVII вв. боярство стало официальным званием вплоть до его отмены в XVIII в Петром Первым). Остальные должности занимали дворяне ( люди княжеского двора).
В период татаро-монгольского нашествия и ига ( 1237 г.- 1480 г.) Северо-Восточная Русь попала в зависимость от Золотой Орды – хотя управление и сохранилось в руках русских князей, однако они вынуждены были получать от хана Золотой Орды разрешение княжить - ярлык (специальную грамоту на княжение).
Подлинное выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу, сопровождающееся появлением многочисленного слоя государственных служащих, произошло в XV-XVII вв. со становлением централизованного русского государства и формированием самодержавия (царства). Общественная система в период Московского государства была создана уже не на принципах подданства. Великий князь, а затем царь рассматривался как наместник Бога на земле. Власть его была полной и беспрекословной.
В процессе становления Московского государства, в XIV-XV вв. произошло слияние дворов удельных князей с двором великих князей московских и создание Государева двора. Это некое подобие единого госаппарата, а затем как объединение высших государственных служащих, как институт высшего слоя «служилых людей» просуществовало довольно долго, до начала XVIII в., т.е на протяжение всего периода существования Московского государства. « Государев двор делился на чины: думные (члены Боярской думы), высшие придворные чины (дворецкие, казначеи, кравчие, постельничие, ловчие, сокольничие, ясельничие), московские чины (стольники, стряпчие, «большие» дворяне, дьяки, шатерничие, жильцы) и «выбор из городов» (представители дворян из уездных корпораций)».
Информация о работе История становления и развитие государственной службы в России