История государства Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной .
Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Основные черты абсолютизма во Франции………………………………6
2. Государственный строй Франции в период абсолютизма……………….8
3. Общественный строй во Франции в период абсолютизма……………...13
4. Правовая система и судопроизводство Франции периода абсолютизма………………………………………………………………..16
5. Кризис французского абсолютизма………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

текст франц.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Жена по-прежнему оставалась недееспособной за исключением двух случаев: она могла вступать в  договорные отношения лишь для выкупа мужа из плена и в отсутствии супруга  наделять приданым своих дочерей.

Источниками уголовного права Франции рассматриваемого периода были многочисленные законы и нормы сборников кутюмов. Такая многочисленность норм уголовного права и их противоречивость способствовали судебному произволу, как в вопросах квалификации состава преступлений, так и в избрании мер наказания. Преступления делились на три основных разряда: 1) преступления против государства (измена, посягательства на особу короля или членов его семьи, посягательства на безопасность государства); 2) преступления против религии (ереси, атеизм, богохульство, колдовство и др.); 3) преступления против частных лиц.

Французское феодальное уголовное право, на которое известное  влияние оказало уголовное право  римской империи, было основным; в  нем не были четко разработаны  такие понятия, как рецидив, соучастие, отягчающие или смягчающие вину обстоятельства. Не учитывалась вменяемость обвиняемого, его возраст: наказывались дети, психически больные. Существовало по отдельным составам объективное вменение: наказанию подвергался не только виновный, но и члены его семьи (например, при посягательстве на особу короля). Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека.

Наказания отличались жестокостью (смертная казнь, каторжные работы, членовредительские, бичевание кнутом, тюремное заключение) и неравенством, что давало возможность широкого судебного произвола23.

Смертная казнь полагалась за многие преступления: измена, мятеж, оскорбление величества, богохульство, ересь, колдовство, святотатство, подделка монет, убийство, дуэль, кровосмешение, квалифицированная кража и т. д. Как правило, по тяжким преступлениям дополнительным наказанием была конфискация имущества.

В 1776 г. был издан ордонанс, который под угрозой уголовного наказания запретил собрания рабочих, подмастерьев и учеников. Сурово наказывалось нищенство и бродяжничество, преследовались безработные. В период абсолютизма широко практиковалась и внесудебная расправа.

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к  своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.

В судопроизводстве сосуществовали24:

- королевские суды;

- сеньориальные суды;

- городские суды;

- церковные суды и др.

В период абсолютизма  все более ограничивалась феодальная, городская и церковная юрисдикция. В 1788 г. был издан эдикт, который лишил феодальную юрисдикцию почти всякого значения. Согласно эдикту в области уголовных дел сеньориальные суды могли производить лишь предварительное расследование, а в отношении гражданских — обращение к сеньориальным судам было для сторон необязательным.

Ордонансы 1560 г. и 1566 г. касались компетенции городских судов, которые  сохраняли лишь право рассмотрения дел о правонарушениях маловажного  характера.

В конце XVII в. в ведении церковных судов остались только дела, нарушающие церковный устав.

Таким образом, в руки королевских судов перешла практически  как уголовная, так и гражданская  юрисдикция феодальных, городских и  церковных судов.

Система судебных учреждений отличалась большой сложностью.

Наряду с высшими  судами (парламент, счетная палата, палата косвенных налогов, монетный двор), существовал ряд так называемых «обыкновенных судов» (судов общей подсудности: бальи, президиалы, прево).

Президиальный суды появились  в середине XVI в., заменившие в ряде местностей суды бальи и сенешалов. В отношении сохранившихся судов  бальи и сенешалов президиальные  суды являлись апелляционными инстанциями.

Существовали еще и  исключительные (специальные) суды: торговые, финансовые, морские, таможенные и др. При Генрихе II для борьбы с кальвинизмом был создан чрезвычайный трибунал — «Огненная палата».

Замещение судебных должностей происходило как правило путем  их покупки и передачи по наследству.

В деятельность судов вмешивался королевский совет — высший орган управления. Ведь абсолютный монарх считался источником правосудия, а судьи рассматривались лишь как его представители. Король мог изъять дело из обыкновенной подсудности и передать его на рассмотрение королевского совета (право эвокации), мог создавать особые комиссии для разбирательства отдельных дел; имел право заключать в тюрьму любое лицо без объяснения причин ареста и без ограничения его срока.

Уголовное судопроизводство носило следственный (розыскной) характер, процедура которого была окончательно определена ордонансом 1670г. Согласно этому закону уголовное дело могло быть возбуждено по доносу, инициативе прокурора, по усмотрению судебных органов. Уголовное дело начиналось с предварительного расследования, задачей которого являлось обнаружение и собирание доказательств виновности подозреваемого. Следствие проводил следственный судья под контролем прокурора. Защита на этой стадии не допускалась. Следственные действия (допрос свидетелей, осмотры и т. д.) фиксировались в письменных протоколах. В заключение этой стадии обвиняемому предъявлялись собранные по делу доказательства (в том числе и показания свидетелей). В ходе предварительного следствия для получения признания обвиняемого широко применялась пытка25.

В целях получения  данных о соучастниках осужденного  могли подвергнуть пытке и  после оглашения приговора. В 1784 г. пытка была отменена.

По окончании предварительного следствия дело поступало в суд, заседание которого происходило  негласно. На второй стадии процесса рассмотрение дела происходило лишь по материалам предварительного следствия: свидетели на суд не вызывались, их показания просто зачитывались. Докладчиком на суде обычно являлся следственный судья, который сообщал об обстоятельствах дела и полученных в результате следствия данных. После доклада оглашалось письменное заключение прокурора и допрашивался обвиняемый.

Различалось три вида приговоров: обвинительный, оправдательный и об оставлении в подозрении (когда  материалы дела не позволяли придти к определенному выводу о вине или невиновности подсудимого). Приговор мог быть обжалован в апелляционном порядке, как со стороны обвиняемого, так и по инициативе прокурора и потерпевшего.

Что касается судопроизводства по гражданским делам, то оно было регламентировано ордонансом 1667 г.

Гражданские дела рассматривались  публично с участием прокурора; было также установлено обязательное участие в суде так называемого  ходатая по делам. Дело докладывалось  членом-докладчиком, которому поручалось до суда всесторонне исследовать дело. Согласно ордонансу 1566г. отдавалось в процессе предпочтение письменным доказательствам.

Документы, составленные официальным порядком, признавались достоверными. Сторона могла их оспаривать, заявляя об их подлоге. Первоначально такое заявление подлежало рассмотрению в уголовном порядке; в дальнейшем ордонанс 1737 г. предписал рассматривать споры о подлоге в порядке гражданского судопроизводства.

Документы, составленные неофициально, считались достоверными в случае их признания ответчиком. Если такого признания не было, доказательства достоверности таких документов подлежали представлению стороны, на них сославшейся.

Во французском судопроизводстве окончательно закрепляется так называемая формальная теория доказательств, состоящая скорее в подсчете доказательств, чем в их оценке. Так, показания некоторых лиц рассматривались как половинные или даже в размере одной четвертой нормального свидетельского показания26.

 

5. Кризис французского абсолютизма

Во второй половине XVIII в. все население Франции по-прежнему подразделялось на три сословия, причем первые два — духовенство и дворянство — сохраняли все свои старинные привилегии. Буржуазия, крестьянство, плебейские массы городов принадлежали к третьему сословию. При этом отмечалось резкое различие в социальном положении и  уровне жизни27.

Во второй половине XVIII в. как в городе, так и в деревне  почти не прекращались народные волнения. В одной Нормандии, где, по признанию  местного парламента, голод заставлял  целые деревни переходить «на пищу животных», крестьянские восстания вспыхивали шесть раз в течение небольшого периода — с 1752 по 1768 г. В годы феодальной реакции крестьянские волнения усилились, особенно в Пуату, Визилё, районе Севеннских гор, в Виварё, Жеводане.

Движения городского населения были тоже довольно часты. Взрывы недовольства низов городского населения отмечались в 1770 г. в Руане и Реймсе, в 1775 г.— в Дижоне, Версале, Сен-Жермене, Понтуазе, Париже, в 1782 г. — в Пуатье. В XVIII в. в связи с ростом капиталистической мануфактуры массовое движение часто приобретало форму стачечной борьбы.

Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил  во Франции был возможен лишь при  условии глубоких революционных  преобразований. Но французский абсолютизм уже представлял собой в это время реакционную силу. Поэтому даже те мероприятия правительства, которые, по видимости, были направлены на развитие промышленности, не достигали цели. Поддержка абсолютизма банкирами, откупщиками и некоторыми другими элементами верхушки буржуазии, равно как и покровительство абсолютизма этим элементам, не изменяли существа абсолютной монархии как государства, охранявшего классовые интересы привилегированных землевладельцев. Одним из признаков упадка абсолютизма являлась его неспособность завершить формирование политического и административного единства страны. Сосредоточение власти в руках провинциальных интендантов не устранило во Франции чудовищной административной «чересполосицы». Административная терминология соответствовала запутанности административных порядков. Наряду с понятием «интендантство» употреблялись термины «генеральство» и «провинция», причем понятие «провинция» применялось тогда и к генеральствам, и к интендантствам, и к военным округам28. Четкого разделения на административные округа, таким образом, во Франции не существовало даже в конце XVIII в. Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата, и только некоторые области пользовались кое-какими, притом неодинаковыми, правами самоуправления.

Неодинаково управлялись  и города. Выборность мэров была по большей части уничтожена; короли продавали должности мэров. Руководство  в судебных трибуналах сенешальств  и бальяжей (судебных округов, издревле носивших название сенешальств на Юге  и бальяжей на Севере) перешла к интендантам. Суд совершался не только на основе королевского законодательства, но и на основе особых для каждой области законов и обычаев, имевших различное историческое происхождение. В условиях бесправия широких масс народа и судебно-административного хаоса допускались невероятные злоупотребления.

Официально во Франции  признана была лишь католическая церковь. Ряд правительственных и церковных  мероприятий, последовавших за отменой  Нантского эдикта (1685 г.), укреплял полновластное господство католицизма. Протестанты подвергались преследованиям. Крещение и браки признавались только в тех случаях, когда они совершались католическим духовенством. Члены семьи протестанта, не подчинявшиеся этому требованию, лишались по закону всех гражданских прав. Церковная аристократия отстранила низшее духовенство от участия в церковных ассамблеях и в органах местного самоуправления — провинциальных штатах.

Армия рассматривалась  наряду с церковью и судом как  важнейшая опора трона. Она формировалась  путем вербовки, срок службы устанавливался договором. При Людовике XVI в армии были проведены реформы, имевшие немаловажное военное значение. Но в то же время командный состав армии приобрел более отчетливо выраженный сословный, кастовый характер. По военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин в пехоте или кавалерии, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях. Исключались, следовательно, не только выходцы из третьего сословия, но и лица, дворянская родословная которых насчитывала менее 100 лет.

Об упадке французского абсолютизма свидетельствовали  и неудачи внешней политики, приходящиеся главным образом на время самостоятельного правления Людовика XV (1723—1774гг.). Сам король, пессимистически оценивая ближайшие перспективы абсолютистской Франции ввиду безнадежного состояния финансов и нарастающего протеста народных масс, говорил: «после нас хоть потоп», и все свое время отдавал развлечениям. Внешняя политика Франции в это время определялась дальнейшим обострением колониальных и торговых противоречий с Англией, но была авантюристической и принесла правящим кругам большие разочарования. Сначала Франция втянулась в войну за Австрийское наследство (1740—1748гг.), в которой она выступала вместе с Пруссией против англо-австрийского союза. Война принесла Фридриху II богатую провинцию Силезию, Франции же не дала ничего в Европе и ослабила ее позиции в колониях. Несмотря на Ахенский мир 1748 г., положивший конец этой войне, англо-французская борьба в Индии и Северной Америке фактически не прекратилась. Англичане своими каперскими действиями наносили огромные потери французскому торговому флоту. Вооруженные столкновения между французами и англичанами, возобновившиеся в 1653—1654 гг. в Канаде, в долине Огайо и в Индии, также шли успешно для англичан. Поэтому правительство Людовика XV пыталось решить исход борьбы с Англией не в колониях, а на территории Европы, что уже само по себе было грубым просчетом. Вступив в союз с Австрией против Пруссии, опиравшейся на помощь Англии, Людовик XV втянул свою страну в Семилетнюю войну (1756—1763), которая окончательно расстроила финансы Франции и закончилась для нее крупными потерями в колониях29.

Информация о работе История государства Франции