История государства Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной .
Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Основные черты абсолютизма во Франции………………………………6
2. Государственный строй Франции в период абсолютизма……………….8
3. Общественный строй во Франции в период абсолютизма……………...13
4. Правовая система и судопроизводство Франции периода абсолютизма………………………………………………………………..16
5. Кризис французского абсолютизма………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

текст франц.doc

— 146.50 Кб (Скачать)


Содержание

    

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Основные черты абсолютизма во Франции………………………………6
  2. Государственный строй Франции в период абсолютизма……………….8
  3. Общественный строй во Франции в период абсолютизма……………...13
  4. Правовая система и судопроизводство Франции периода абсолютизма………………………………………………………………..16
  5. Кризис французского абсолютизма………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованной литературы………………………………………...30

 

Введение

Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной1.

Возникновение абсолютизма  как новой формы монархии во Франции  вызвано глубинными изменениями, которые  произошли в сословно-правовой структуре  страны. Эти изменения были вызваны, прежде всего, зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

При абсолютизме центральные  органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной  администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем - они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - наследный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль. С одной стороны, формирование национальной абсолютной монархии было прогрессивным явлением по сравнению с феодальной анархией предшествующей эпохи. Стала развиваться экономика, окончательно консолидировалась французская нация, активнее стали развиваться капиталистические производственные отношения. С другой стороны, формирование абсолютизма во Франции сопровождалось ухудшением положения народных масс2.

Характерной чертой права «абсолютной» Франции был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях, что также повлияло на судьбу абсолютизма в стране3.

Все выше изложенное и  повлияло на выбор темы моей работы, целью которой является рассмотрение абсолютизма во Франции.

Задачами настоящей работы является:

- дать характеристику  основным чертам французского  абсолютизма;

- рассмотреть государственный  и общественный строй в период  абсолютизма во Франции;

- рассмотреть особенности  правовой системы и судопроизводства  Франции в период абсолютизма.

Методологической основой  данной работы стал широкий спектр способов научного исследования: системный анализ, сравнительно-правовой анализ, исторический, логический методы исследования.

Структура и объем  работы: состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 1. Основные черты абсолютизма во Франции

Французское королевство, возникшее в IX веке с распадом франкской державы Королингов внесло существенное изменение в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса4.

 Начиная с XVI века формируются новые прогрессивные капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Появляется мануфактура в судостроении, в горном деле, в металлургии, в книгопечатании. Образовались крупные экономические центы в Париже, Марселе, Лионе, Бордо.

Развитие товарно-денежных отношений привело к формированию единого общенационального рынка, а зарождение капиталистических  отношений вызвало важные сдвиги в социальной структуре общества. Наряду с основным классом эксплуататоров- феодалов появился новый класс эксплуататоров - буржуазия, основу которого составляли купцы, ростовщики, мануфактуристы. В этот период возрастает внешняя торговля Франции с древне-европейскими странами5.

Но сдвиги      в    сторону   капитализма  медленно меняли характер французского общества. Феодальные производственные отношения были по-прежнему господствующими.

В этот период происходит перевод части крестьянской повинности в соответствующие денежные платежи.

Многие буржуа покупают должности в королевских судах  или административных    органах,    которые   передаются по наследству (эдикт 1604 г.).  Некоторые    должности     давали     право     носить дворянский титул. Правительство Франции шло на это, так как постоянно нуждалось в средствах. Король передает значительную часть налоговых поступлений привилегированным сословиям в виде жалований, субсидий, пенсий. Королевский фиск становится важнейшим инструментом эксплуатации крестьянства. И дворянство, желая увеличить доходы, постоянно требует от короля увеличения налогообложения.

 К началу XVI века Франция предстает единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия.

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться6.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые  интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой  борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

Значимую роль в становлении  существующего строя во Франции  сыграл первый министр Людовика XIII - Ришелье. В период с 1624- 1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной7. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма.

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления  Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма  во Франции являлось то, что король - наследный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль8:

- вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;

- нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное  развитие в недрах феодализма стало  невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты.

 

2. Государственный строй Франции в период абсолютизма

С укреплением абсолютизма  вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля. Уже в XVI в. Генеральные штаты, образованные в 1302 году,  где каждое сословие - духовенство, дворянство и «трете сословие», - были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов, практически перестают функционировать9. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской  власти в XVI—XVII вв. выступил Парижский  парламент, который к этому времени  превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать и отклонять королевское законодательство10.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Отзыв был возможен лишь за должностное преступление и только в судебном порядке.

В период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена религиозных войн, правительство, с целью привлечения влиятельной знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном аппарате, которые впоследствии стали достоянием отдельных аристократических семей.

Проблемы, возникшие при  формировании старого государственного аппарата, были решены путем создания новой системы государственных  органов. Важнейшие посты в новой  системе занимали лица, назначаемые  правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные  органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления11.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный,      коррумпированный    и    дорогостоящий.

Неоднократной перестройке  подвергалась и система королевских  советов, выполнявших совещательные  функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий)12. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Информация о работе История государства Франции