История государства Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной .
Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Основные черты абсолютизма во Франции………………………………6
2. Государственный строй Франции в период абсолютизма……………….8
3. Общественный строй во Франции в период абсолютизма……………...13
4. Правовая система и судопроизводство Франции периода абсолютизма………………………………………………………………..16
5. Кризис французского абсолютизма………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

текст франц.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Сочетание различных  учреждений, созданных в различные  периоды, представляло центральные  органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

Во главе органов  государственного управления стоял  Генеральный контролер финансов, он же являлся министром финансов, и четыре государственных секретаря, курировавших военные, иностранные, морские  дела и дела двора. Значение и влияние  Генерального контролера финансов определяла его компетенция, куда входили сбор и распределение денежных и иных ресурсов королевства, а также контроль и проверка должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, финансы, государственные работы по строительству портов, крепостей, дорог и т.д.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались королем  в узком кругу лиц. Этот круг назывался  Малым королевским советом. Структура  аппарата Генерального контролера походила на систему министерства13.

В период абсолютизма территория Французского королевства имела многоступенчатое деление, куда входили женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства и др.

Основной опорой для  всего государственного устройства являлись финансы, которые в основной своей массе формировались из налогов. Для увеличения денежных средств, поступающих  в казну     государства,   король  был  наделен  правом самостоятельно вводить новые налоги и различные сборы. Регулярно увеличивались  косвенные налоги на основные продукты и другие товары потребления. Следует отметить налоги на соль, табак, бумагу и др.

Установленная во Франции  откупная система налогов делала положение податных сословий особенно тяжелым. Суть системы заключалась  в том, что правительство передало право сбора налогов частным лицам - откупщикам, которые еще до начала сборов выплачивали ему всю сумму налогов. Затем откупщики собирали  с  населения   налоги   в   свою   пользу   со значительным превышением. Откупщиками, как правило, были богатые буржуа. В случае необходимости помощи для сборов налогов посылались войска. При этом были расстрелы, избиения, облавы и т.д.

Несмотря на объединение  Франции и ликвидацию раздробленности, продолжали существовать внутренние таможни. Фискальные меры позволяли правительству  собирать значительные средства от пошлин не только за счет границ, но и внутри страны. В пользу короля взимались судебные платежи, штрафы, различные сборы, средства от продажи прав на производство определенных видов продукции (таких как порох, соль) и т.д.

При абсолютизме создается разветвленная полиция: в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная полиция, проводившая предварительное расследование14.

Особое внимание уделялось  укреплению полицейской службы в  Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие15.

 

3. Общественный строй во Франции в период абсолютизма

Возникновение абсолютизма  как новой формы монархии во Франции  вызвано глубинными изменениями, которые  произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием  в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее  в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.)16.

Более тесной стала связь  духовенства с королевской властью  и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском 1 и  римским папой, король получил право  назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место  в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделкам дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение17.

Дворянство предоставлялось  также в результате пожалования  специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к «выскочкам», получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги18.

Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне  имели ряд важных общесословных  привилегий: право на титул, на ношение  определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями (так называемые синекуры), были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимуще-ственное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль и т.д.

Подавляющую массу населения  во Франции в XVI—XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация, В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся  вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. Практически исчезли серваж, формарьяж, «право первой ночи». Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Исключительно тяжелой  и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские  сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих19.

 

4. Правовая система и судопроизводство Франции периода абсолютизма

Характеризуя основные звенья государственного механизма  абсолютной монархии необходимо отметить основные черты существующего в  рассматриваемый период права. В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, то есть население подчинялось тем нормам, которые сложились на территории его проживания20. Появление этого принципа можно объяснить, во-первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Происходила замена племенных обычаев местными. Здесь необходимо подчеркнуть, что в период феодально-раздробленного государства источником права являлись обычаи.

Рассматривая  общее  правовое построение во Франции   можно   заключить,   что   вплоть  до ликвидации   абсолютной монархии она  не   знала единой  правовой   системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писанного права» На ней действовало римское право, приспособленное с учетом обычаев к новым условиям. Территория севера Франции считалась «страной обычного права», так как территориальные обычаи являлись там основным источником права21.

Рассматривая общее  правовое построение во Франции можно  заключить, что вплоть до ликвидации абсолютной монархии она не знала  единой правовой системы.

В период формирования централизованного  государства в форме сословно-представительной монархии предпринимались попытки  систематизации и записи обычаев. Сборник  этих обычаев был составлен в 70-х годах XIII века и был назван «Учреждения Людовика Святого». В XIV – XV вв. появляются сборники обычаев отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.

С усилением королевской  власти главным источником права  становятся королевские ордонансы, т. е. указы короля, имеющие силу закона по всей территории Франции.

Наибольшее развитие получило гражданское право и  уголовное право.

Если говорить о наиболее важных законах в области гражданского права, то, прежде всего, необходимо отметить издание в 1673 г. ордонанса о торговле (Кодекс Савари). Этот ордонанс юридические регламентировал такие новые институты, как торговые товарищества, векселя, несостоятельность, что имело важное значение для роста и развития торгового капитала.

В 1681 г. также по инициативе Кольбера появляется морской ордонанс, который охватывал весь комплекс вопросов морского торгового права, вопросы мореплавания, а также  некоторые положения международного права (например, о военной добыче на море).

Следует также отметить ордонанс 1731 г. о дарениях и ордонанс 1735 г. о завещаниях, требовавшие обязательное нотариальное оформление этих актов.

В период абсолютизма  была завершена цеховая и государственная  регламентация производства и торговли. Производственную деятельность, внутрицеховые отношения регламентировали уставы: отношения между мастерами и подмастерьями, между мастерами и учениками; оплату труда; продолжительность рабочего дня; ответственность за недоброкачественную продукцию; порядок получения звания мастера и др. Уставы ограничивали внутри конкуренцию (определяемое количество товаров, продаваемых в течение дня, запрещалось рекламировать свои товары и подрывать репутацию товаров других мастеров данного цеха). При Людовике XIV была введена строгая государственная опека над деятельностью цехов и мануфактур: специальные чиновники следили за соблюдением стандартов22.

Но ни отдельные ордонансы, ни влияние римского права, ни деятельность выдающихся французских юристов (Дюмулена, Луазеля, Потье и др.) не затронули основ феодальной собственности и сословного неравенства, не решили проблему унификации права.

В области семейного  права некоторые изменения предусматривал ордонанс 1639 г., который отменял согласие родителей на вступление в брак при  достижении сыновьями 30 лет, а дочерями — 25 лет.

Информация о работе История государства Франции