Исторические корни принципа народного представительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1.Проанализировать историю возникновения парламентаризма
2.Выявить различия Государственных Дум 27 апреля 1906 г., 20 февраля 1907г., 1 ноября 1907 г.
3.Дать понятие статуса депутата Государственной Думы и характеристику основных элементов его структурообразующих;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические корни принципа народного представительства 6
1.1 Возникновение парламентаризма 6
1.2 Государственная Дума 27 апреля 1906 г., Государственная Дума 20 февраля 1907 г., Государственная Дума 1 ноября 1907 г. 8
Глава 2. Теоретические основы правового статуса депутата Государственной Думы 12
2.1 Статус депутата Государственной Думы 12
2.2 Гарантии депутата: депутатский иммунитет, депутатский индемнитет 16
Глава 3. Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата 24
3.1 Общие требования к депутатам Государственной Думы 24
3.2 Депутатский мандат 28
Заключение 31
Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa_KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

9) обязательное  государственное страхование депутата  Государственной Думы за счет  средств федерального бюджета  в случае гибели депутата; если  гибель наступила вследствие  телесных повреждений или причинения  иного повреждения иного повреждения  его здоровью в связи с осуществлением им парламентских полномочий, то выплачиваются страховые суммы;

10) жилищно-бытовое  обеспечение депутатов Государственной  Думы, не имеющих жилой площади  в городе Москве в соответствии  со ст. 34 Федерального Закона «О  статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» получают в трехмесячный срок служебное жилое помещение (квартира с мебелью) на время осуществления своих полномочий. Оплата жилья производится средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Государственной Думы, оплата коммунальных услуг депутат Государственной Думы осуществляет за счет собственных средств. По истечению исполнения своих полномочий депутат Государственной Думы обязан освободить занимаемое им служебное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения его полномочий. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством;

11) депутату  Государственной Думы, работавшему  до избрания депутатом Государственной  Думы по трудовому договору, после  прекращения его полномочий предоставляется  прежняя работа (должность), а при  ее отсутствии другая равноценная  работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации;

12) военнослужащие, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел,  Государственной противопожарной  службы, органов прокуратуры, органов  налоговой полиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий депутата Государственной Думы ему предоставляется прежняя должность или с его согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.

Таким образом, иммунитет и индемнитет Депутат Государственной Думы – важнейшие элементы статуса депутата Государственной думы. Обладание привилегиями, перечисленными и рассмотренными в данном параграфе, обеспечивают парламентарию нормальные условия работы, беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом его прав и обязанностей, «выступает как социально-правовая гарантия высокого и действительно независимого положения депутата Государственной Думы»26.

 

Глава 3. Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата

3.1 Общие требования  к депутатам Государственной  Думы

Первое требование, которое  Конституция предъявляет к депутатам, - это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение у депутата гражданства Российской Федерации влечет погашение его депутатского мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время Конституцией не предусмотрено никаких последствий для депутатского мандата, которые бы вытекали из наличия, появления или обнаружения у депутата иного гражданства или иных гражданств. Конституция не возражает против того, чтобы лицо, у которого кроме российского гражданства имеется иное гражданство или иные гражданства, могло быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе. Однако действующий избирательный закон, регулирующий выборы в Государственную Думу, стоит на иной позиции.

Второе конституционное  требование - достижение установленного Законом возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год. Из текста Конституции можно сделать вывод, что этот возраст должен быть достигнут не позднее дня голосования, именно в этот день лицо может быть избрано депутатом.

Третье требование - наличие активного избирательного права. В самой Конституции это требование целостным образом не сформулировано. «Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».27 Согласно ч. 3 статьи 32 Конституции РФ, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно ч. 3 ст. 5, гражданин РФ, проживающий  или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами  ее территории, обладает равными с  иными российскими гражданами правами на выборах депутатов Государственной Думы, а российские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оказывать ему содействие в реализации его избирательных прав. И эта норма стала уже во многом декларативной. «Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства».28 Запрет избрания в Государственную Думу российских граждан, не состоящих в иностранном гражданстве, но имеющих право постоянно проживать за границей, никакой основы в Конституции не имеет. Так как, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции, государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, среди прочего, от места жительства.

Конституция не определяет, может ли выдвигаться  и регистрироваться кандидатом в  депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной  кампании не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно, в случае если соответствие требованиям в день голосования гарантировано, ибо речь идет о требованиях не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Соответственно часть 2 ст. 5 ФЗ № 128-ФЗ 25 июля 2006 г. о выборах депутатов Государственной Думы установила, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день голосования.

Запрещается одновременное  нахождение лица в составе обеих  палат Федерального Собрания. Это  естественно вытекает из смысла двухпалатной структуры парламента, предполагающего  в качестве общего правила раздельную работу палат и определенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями другой. Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или по какому-либо законному основанию вошел в состав другой, его полномочия в первой палате прекращаются, если он не отказался от мандата в другой палате. Каждый депутат Государственной Думы независимо от того, баллотировался он в общефедеральной части федерального списка кандидатов или в региональной группе, представляет весь российский народ. Это прямо вытекает из положений ч. 2 ст. 1 ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который конкретизирует конституционные положения, не выходя за их рамки.

Парламентарий осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты.

Нет необходимости  доказывать, какое огромное значение имеет компетентность депутатов  для их эффективной работы и деятельности Федерального Собрания в целом. И, тем не менее, до настоящего времени допускается отождествление понятий «компетентность» и «профессионализм», хотя последние является лишь составной частью первого.

Компетентность  депутатов слагается из их общей  и специальной подготовленности. Общая подготовленность включает в  себя образование, культурный уровень, жизненный опыт, гражданскую смелость, чувство нового и т. д. Специальная подготовленность слагается из глубокого знания правового статуса, основных прав и форм организации и деятельности парламента; необходимого знания депутатами своих прав и обязанностей, форм своей деятельности; уровня политической и парламентской культуры. Архиважным в этом наборе является умение делать законы. Кроме того, депутаты обязаны основательно знать государственное (конституционное) право России и зарубежных стран, опыт работы зарубежных парламентов».29

Таким образом, Законом определены общие требования к депутатам Государственной  Думы, которым они должны соответствовать  на день голосования, так как эти  требования отнесены не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Депутатский мандат

(Возникновение,  прекращение и срок действия  мандата депутата Государственной  Думы)

 «Мандат — документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами30».

Федеральный закон  «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации»31 устанавливает, что к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей. Подсчетом суммы голосов избирателей за списки и числа голосов избирателей занимается Центральная Избирательная Комиссия.

Не допускаются  к распределению депутатских  мандатов федеральные списки кандидатов, набравшие менее 6, но не менее 5 или менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей; в первом случае им дается один, а во втором случае два депутатских мандата.

«Такое снижение законодателем барьера, который  должны преодолеть списки кандидатов для того, чтобы быть допущенными к распределению мандатов делает невозможным представление в парламенте «малых» партий и партий оппозиции»32.

Срок действия мандата депутата Государственной  Думы соответствует сроку действия его полномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы.

В ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» установлены основания досрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения его полномочий:

1) депутат Государственной  Думы вправе сложить свои полномочия  по собственной воле путем  подачи письменного заявления;

2) избрание или  назначение депутата Государственной  Думы на должность, не совместимую  со статусом депутата Государственной  Думы;

3) утрата или приобретение депутатом Государственной Думы гражданства иностранного государства, так как это противоречит ч. 3 ст.1 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» и ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,в соответствии с которыми депутатом может является только гражданин Российской Федерации, не имеющий ни второго гражданства, ни вида на жительство, иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

4) вступления  в законную силу судебных решений:  обвинительного приговора в отношении  депутата Государственной Думы, ограничение его дееспособности или признание его недееспособными; признание депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим, считается основанием для досрочного прекращения его полномочий;

5) полномочия  депутата Государственной Думы  прекращаются в случае его смерти.

«Мандат – основополагающий, решающий принцип правового статуса  выборного должностного лица»33. Он как влияет, так и зависит от форм деятельности депутата Государственной Думы, поэтому многие ученые сходятся во мнении, что «несмотря на преимущество свободного мандата, такие, как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимость мнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютно нереальна»34.

Частично это связано  с зависимостью депутата от партии, по спискам которой он баллотировался в парламент. Именно партии предписывают депутату линию его политического поведения в парламенте, поскольку обладают всеми средствами принуждения в отношении депутатов, если последние отступают от этой линии.

Таким образом, не приходится говорить о независимости депутата, имеющего свободный мандат, поскольку  депутаты находятся в полной зависимости  от политических партий. Имея свободный  мандат, депутат становится полностью  неподконтрольным избирателям своего округа и полностью зависимым от партийной линии или интересов поддержавшей его на выборах группы. «Решение этой проблемы заключается в уходе от крайностей императивного и свободного мандатов и разработке смешанной модели депутатского мандата, совмещающей положительные стороны обоих его видов»35

Информация о работе Исторические корни принципа народного представительства