Исторические корни принципа народного представительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1.Проанализировать историю возникновения парламентаризма
2.Выявить различия Государственных Дум 27 апреля 1906 г., 20 февраля 1907г., 1 ноября 1907 г.
3.Дать понятие статуса депутата Государственной Думы и характеристику основных элементов его структурообразующих;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические корни принципа народного представительства 6
1.1 Возникновение парламентаризма 6
1.2 Государственная Дума 27 апреля 1906 г., Государственная Дума 20 февраля 1907 г., Государственная Дума 1 ноября 1907 г. 8
Глава 2. Теоретические основы правового статуса депутата Государственной Думы 12
2.1 Статус депутата Государственной Думы 12
2.2 Гарантии депутата: депутатский иммунитет, депутатский индемнитет 16
Глава 3. Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата 24
3.1 Общие требования к депутатам Государственной Думы 24
3.2 Депутатский мандат 28
Заключение 31
Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa_KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

«Права депутата Государственной думы:

1) участие депутата  Государственной Думы в заседаниях, в работе комитетов комиссий, парламентских, согласительных и  специальных комиссий, создаваемых Государственной Думой, а также в парламентских слушаниях;

2) внесение законопроектов  в Государственную Думу;

3) внесение парламентского  и депутатского запроса (запроса  Государственной Думы и депутата  Государственной Думы);

4) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

5) обращение  к соответствующим должностным  лицам с требованием принять  меры по немедленному пресечению  обнаружившегося нарушения прав граждан.

         Обязанности депутата Государственной Думы:

1) Соблюдать  этические нормы, правила утвержденные  Государственной Думой.

2) Представлять  декларацию о доходах и об  имуществе».17

Депутат Государственной  Думы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей и задач является представительство интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.

Кроме того депутат Государственной Думы является участником соответствующей фракции, в составе которой он был избран, и его задачей является посещение и участие в её заседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке единой программы по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

В качестве элемента правового статуса депутата Государственной Думы Б.А. Страшун, Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок прекращения или отрешения от исполнения должностных полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» деятельность депутата Государственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы

Еще одним очень  важным элементом правового статуса депутата Государственной Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.

Среди таких  гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитет, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»18.

В соответствии с вышесказанным, можно сделать  вывод, что под правовым статусом депутата Государственной Думы в  широком смысле следует понимать обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями. В узком смысле правовой статус депутата Государственной Думы складывается из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих сущность и содержание правового положения депутата, а именно из их прав, обязанностей, гарантий и форм депутатской деятельности, осуществляемой в соответствии с характером депутатского мандата.

 

 

 

2.2 Гарантии депутата: депутатский иммунитет, депутатский  индемнитет

«Под гарантиями депутатской деятельности следует  понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем  законодательном (представительном) органе государственной власти»

Иммунитет –  особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.

Иммунитет является одним из основных элементов статуса  депутата Государственной Думы, оказывает  важнейшую правовую гарантию его  деятельности, «призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости»19.

Таким образом, иммунитет депутата является «гарантией социально полезной деятельности, способствует осуществлению тех или иных обязанностей»20

Неприкосновенность  депутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий и заканчивается с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Он не может быть:

  1. привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

2) подвергнут  к личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

3) задержан, арестован,  подвергнут обыску (кроме случаев  задержания на месте преступления) или допросу.

Неприкосновенность  депутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно-процессуального права (который сводится к особому порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении тех или иных категорий лиц)»21.

Органом, полномочным  производить такие действия как  возбуждение уголовного дела и начала производства по делу об убийстве и административном правонарушении в отношении депутата Государственной Думы является Генеральный прокурор РФ. Орган дознания или следователь в 3-дневный срок сообщает о правонарушении Генеральному прокурору РФ, который испрашивает в недельный срок согласия палаты депутатов о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения.

Также законом  определено, что неприкосновенность депутата охватывает его переписку, используемые им средства связи и  принадлежащие ему документы.

Палата депутатов  также решает вопросы о направлении дела в отношении депутата Государственной Думы в суд для судебного слушания. В случае если палата принимает решение об отказе направления дела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.

Депутаты Государственной  Думы не могут быть привлечены к  уголовной или административной ответственности за высказывание своего мнения, позиции, выраженных при голосовании или действиях, соответствующих статусу депутатов Государственной Думы, что не распространяется на публичные оскорбления или клевету и иные правонарушения.

Депутаты Государственной  Думы могут отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Все вышеперечисленные привилегии в отношении депутата Государственной Думы действительны только, если правонарушение было связано с его депутатской деятельностью.

Если правонарушение, уголовное  или административное, совершено  не в связи с осуществлением его  депутатской деятельности, то он не освобождается от ответственности  за совершенное, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года: нет необходимости запрашивать согласия палаты на привлечение его к ответственности и проведение следственных дел, но по совершению дознания, предварительного следствия или производства по административному нарушению для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты депутатов.

Таким образом, иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц при  исполнении ими своих обязанностей, привлечение депутата Государственной Думы к ответственности возможно только «с согласия верхней палаты парламента, которая, с одной стороны, позволяет устранить необоснованные обвинения в его адрес, а с другой – препятствует возможности уклониться от ответственности данного лица, виновного в совершении правонарушения».22

Депутатский индемнитет

Депутатский индемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его  труд и способствующих утверждению депутата как личности»23.

По объему социальных гарантий депутат Государственной Думы приравнивается к федеральному министру.

Социальные гарантии депутатов  государственной Думы закреплены в  ч. 2, 3 ст.2 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»:

1) ежемесячное денежное  вознаграждение, денежные поощрения  и иные выплаты, предусмотренные  настоящим Федеральным законом.

Ежемесячное денежное вознаграждение – заработная плата, получаемая всеми депутатами Государственной Думы независимо от занимаемой должности со дня их избрания в депутаты Государственной Думы.

Под «иными выплатами» в  законе понимаются:

а) материально обеспечение  деятельности Депутата Государственной  Думы, то есть выплата расходов, непосредственно связанных с исполнением депутатской деятельности;

б) возмещение депутату Государственной  Думы и членам его семьи расходов, связанных с переездом на место  осуществления своих депутатских  полномочий, на место его постоянного проживания ввиду прекращения его депутатских полномочий;

в) возмещение расходов, связанных  с проживание вне места постоянного  жительства в связи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;

г) денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной Думы равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения.

2) ежегодный оплачиваемый отпуск, который в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» составляет 42 календарных дней с выплатой пособия на лечение в размере их двойного ежемесячного денежного вознаграждения;

3) оплата пользования  депутатом Государственной Думы  воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

4) зачисление  времени осуществления полномочий  депутата Государственной Думы  в стаж государственной гражданской  службы, что в соответствии со  ст. 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"24 оказывает влияние на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, на назначение пенсии федеральных государственных служащих за выслугу лет и на определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу;

5) зачисление  времени осуществления полномочий  депутата Государственной Думы  в трудовой стаж, который в  дальнейшем будет учитываться  при определении права на отдельные  виды пенсий по государственному  пенсионному обеспечению. Трудовой стаж депутата Государственной Думы сохраняется в случае поступление на работу или на службу в течение 6 месяцев после прекращения своих полномочий;

6) медицинское,  санаторно-курортное обслуживание  депутатов и членов их семей  на основе ч.1 ст. 29 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» назначается в случае, если депутату Государственной Думы и членам его семьи было нанесено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления им своих полномочий. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы осуществляется Управлением делами Президента РФ в соответствии с Положением об Управлении делами Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 144425;

7) пенсионное  обеспечение, в том числе пенсионное  обеспечение членов их семей  в случае смерти депутата Государственной  Думы

Гражданин Государственной  Думы, не менее одного года исполнявший обязанности депутата Государственной Думы, в соответствии с ст. 29 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая назначается в соответствии с ч 2,3 ст. 29 вышеуказанного Федерального Закона;

8) обязательное  государственное страхование депутата  Государственной Думы за счет  средств федерального бюджета  на случай причинения увечья  или вреда здоровью. Так, депутату Государственной Думы ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию;

Информация о работе Исторические корни принципа народного представительства