Исторические корни принципа народного представительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1.Проанализировать историю возникновения парламентаризма
2.Выявить различия Государственных Дум 27 апреля 1906 г., 20 февраля 1907г., 1 ноября 1907 г.
3.Дать понятие статуса депутата Государственной Думы и характеристику основных элементов его структурообразующих;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические корни принципа народного представительства 6
1.1 Возникновение парламентаризма 6
1.2 Государственная Дума 27 апреля 1906 г., Государственная Дума 20 февраля 1907 г., Государственная Дума 1 ноября 1907 г. 8
Глава 2. Теоретические основы правового статуса депутата Государственной Думы 12
2.1 Статус депутата Государственной Думы 12
2.2 Гарантии депутата: депутатский иммунитет, депутатский индемнитет 16
Глава 3. Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата 24
3.1 Общие требования к депутатам Государственной Думы 24
3.2 Депутатский мандат 28
Заключение 31
Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa_KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение

Исследование  вопроса о правовом статусе имеет большое значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария.

 Правовой статус депутата Государственной Думы – это один из видов специальных статусов, которыми наделяются лишь определенные категории граждан ввиду особенности их положения и рода деятельности. Специальные статусы имеют свою специфику: дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные текущим законодательством, что выделяет депутатов Государственной Думы среди других государственных служащих и граждан Российской Федерации.

Выбор темы данной работы обусловлен личным интересом  к «фигуре» депутата Государственной  Думы.

Работая над  данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:

В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие  как Конституция Российской Федерации1, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»2, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 и другие;

Второй вид  источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные  пособия и учебники, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся правового статуса депутата Государственной Думы.

И, наконец, третий вид источников, наиболее используемый в курсовой работе – это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантов юридических факультетов.

Правовое  положение депутата Государственной  Думы регламентируется федеральным  законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", нормами  Конституции Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Актуальность. Депутат Государственной Думы – выборное лицо, которое защищает и представляет интересы народа, поэтому в своих же интересах мы должны знать и понимать, кто такие депутаты Государственной Думы, какими правами и обязанностями, гарантиями они обладают и как осуществляют защиту и обеспечение наших прав, свобод и интересов.

Цель  работы - раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Проанализировать историю возникновения парламентаризма

2.Выявить различия Государственных Дум 27 апреля 1906 г., 20 февраля 1907г., 1 ноября 1907 г.

3.Дать понятие статуса депутата Государственной Думы и характеристику основных элементов его структурообразующих;

4.Раскрыть гарантии депутата Государственной Думы

5.Выявить общие требования к депутатам Государственной Думы

6.Дать понятие и характеристику депутатского мандата

Объект  исследования – общественные отношения возникающие по поводу реализации статуса депутата Государственной Думы.

Предмет исследования – нормы права регулирующие статус депутата Государственной Думы.

Степень разработанности темы. В настоящее время в средствах массовой информации и других источниках часто обсуждается правомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличие гарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью, которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.

Структура работы. Работа в структурном плане состоит из 6 параграфов, семантически объединенных в 3 главы, введения и заключения. Приведен список используемых нормативно-правовых актов и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические корни принципа народного представительства

1.1 Возникновение парламентаризма

В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение – Государственная Дума. «Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма».4

Разработка  законопроекта об учреждении Думы и  положений о выборах в нее  была поручена Министерству внутренних дел, которое после отставки П.Д.Святополк-Мирского возглавил А.Г.Булыгин. Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав.

«17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором “даровал” населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян - четырехстепенные, рабочих - трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухступенные. Члены Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий».5

«Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты. Накануне заседаний первой сессии делегаты Государственной думы и Государственного совета были приняты в Георгиевском зале Зимнего дворца императором, который обратился к ним с речью. Среди прочего он сказал: «С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас». Царь выражал надежду, что думцы отдадут «все свои силы на самоотверженное служение отечеству, для выяснения нужд столь близкого Моему сердцу крестьянства, просвещения народа и развития благосостояния, памятуя, что для духовного величия и благоденствия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права». Местом заседаний Думы был определен старый Таврический дворец. И во второй половине дня 27 апреля после краткого молебна она приступила к работе и сразу же выказала свое крайне радикальное настроение».6

Таким образом, Государственная Дума обладала ограниченной компетенцией: она обладала лишь законодательными функциями.  Царь же обладал полнотой власти, он мог издавать угодные самодержавной власти указы, а также лично назначать министров и главу Совета министров.     

 

1.2 Государственная Дума 27 апреля 1906 г., Государственная Дума 20 февраля 1907 г., Государственная  Дума 1 ноября 1907 г.

I Государственная Дума.

Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих  коллизий был заложен в самом  устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы.

«Члены Думы рассмотрели ряд законопроектов: об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, о продовольственной помощи голодающим и др. Но царское правительство, не желая считаться с мнением представительного органа, практически все законопроекты отклонило. Более того, Думе было предъявлено обвинение в возбуждении революционных настроений в стране. Недовольный составом и характером ее деятельности,

Николай II в  начале июля 1906 года подписал указ о роспуске I Думы и назначил новые выборы».7

II Государственная Дума.

«Выборы во Вторую Государственную думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов — 98, трудовиков — 104, социал-демократов — 68, эсеров — 37, беспартийных — 50, октябристов — 44. Остальные голоса получили правые (националисты), представители регионально-национальных партий, казаки и некоторые мелкие политические объединения. Состав Второй думы отразил поляризацию сил в обществе, и хотя среди депутатов значительную группу составляли правые, перевес был на стороне левых, так как кадеты часто солидаризировались с ними. Аграрный вопрос опять оказался в фокусе внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок. Довольно быстро власти стало ясно, что ждать конструктивной работы от новой Думы не приходится. К тому же поступали сведения, что левые, прикрываясь депутатским иммунитетом, занялись откровенной антиправительственной деятельностью и вне стен Таврического дворца. Дума отказалась лишить депутатских полномочий социал-демократическую фракцию. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала, а затем предала суду группу думских социалистов. Через несколько часов последовало сообщение о роспуске представительства и был опубликован новый избирательный закон».8

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение  избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что “никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой”.

III Государственная Дума.

«Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников».9

Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении”, а 29 мая 1911 года было издано “Положение о землеустройстве”, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании  рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью  пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались “больничные кассы”, взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

«За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. П.А. Столыпин в общем был удовлетворен ходом государственных преобразований и осенью 1909 г . в интервью саратовской газете «Волга» еще раз подчеркнул стратегическую цель преобразований: «Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность... Эта великая задача наша — создание единоличного собственника, надежнейшего оплота государственности и культуры, — неуклонно проводится в жизнь».10

«Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа, с учетом, конечно, особенностей национального характера. Постепенно от самодержавного понимания развития России приходило понимание парламентаризма, в практику и правосознание внедрялись идеи независимого правосудия и вообще правового государства».11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы правового  статуса депутата Государственной Думы

2.1 Статус депутата  Государственной Думы

Понятие «правовой  статус» достаточно широко применяется  в науке права и законодательстве в настоящее время.

Слово ««статус»  переводится с латинского «status» как положение или состояние кого-либо (чего-либо)»12, характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупности определений, правовой статус – оформленное нормативными актами положение кого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета), его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия»13.

«Правовой статус депутата Государственной Думы есть правовое положение, урегулированное  Конституцией и законами Российской Федерации»14, к которым относятся такие законы, как Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации»15, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются отправными правовыми установлениями для анализа  статуса депутата Государственной  Думы, его правового положения.

Как уже было сказано ранее, правовой статус подразумевает под собой не только закрепление такового в нормах права в отношении, в нашем случае, депутата Государственной Думы, но и наличие «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной единицей должностного лица»16.

В настоящее  время не сложилось единого мнения о том, какие именно элементы входят в состав правового статуса того или иного субъекта, какова их иерархия.

Однако все  ученые-правоведы сходятся в том, что важнейшей составной элемент правового статуса должностного лица – депутата Государственной Думы является его компетенция: его права и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению, А.Ю. Якимова компетенция представлена «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового статуса и сама представляет систему, состоящую из элементов» таких как:

Информация о работе Исторические корни принципа народного представительства