Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, реферат
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Введение
Понятие и виды источников права
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Принятие законов. Правотворчество
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Законы как документы
Систематизация в праве
Заключение
Список литературы
Статьи закона различаются
также в зависимости от видов
юридических норм, которые в них
содержатся. В этом отношении
можно говорить о статьях регулятивного
или правоохранительного
Особо следует выделить
дефинитивные статьи. Это статьи, в
которых содержатся дефиниции
— определения юридических
В текстах законов
есть и статьи с оценочными понятиями.
Суть дела тут вот в чем.
Юридический язык, в
принципе, отличается точностью, определенностью.
Однако в тексте закона можно
найти и неопределенные выражения,
фразы общего характера. Подобные выражения
в одних случаях является показателем
юридической неотработанности текста,
неоправданного включения в него идеологических
положений, “теории”. В других же случаях
подобные выражения представляют собой
вполне оправданную конструкцию юридических
норм. Именно такой характер имеют понятия,
встречающиеся в законодательстве, - «особая
дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая
неосторожность» и т.д. Причем в законе
не расшифровывается, что такое «особая»,
«крупный», «грубая».
Здесь перед нами
– как раз так называемые оценочные
понятия. Закон предоставляет судебным
органам конкретно рассмотреть
все особенности данной ситуации
и решить, есть ли в данном случае
«особая дерзость», «крупный размер
ущерба», «грубая неосторожность»
или их нет. Так что приведенные
выражения, имеющие общий, не во всем
определенный характер, не являются недостатком
в юридических формулировках (как
может показаться на первый взгляд),
они ориентируют на то, чтобы судебные
органы с учетом особенностей той
или иной ситуации оценили фактическую
обстановку и конкретизировали общую
формулу закона.
Из других статей,
различаемых в зависимости от
особенностей их содержания, необходимо
сказать о статьях с
Систематизация в
праве
Законы, иные нормативные
юридические акты издаются в разное
время в связи с различными
обстоятельствами; нередко они бывают
несогласованными, противоречивыми. Все
это создает трудности при
использовании законов, снижает
эффективность
Систематизация —
это упорядочение действующих законов,
всех нормативных актов, приведение
юридических норм в упорядоченную,
согласованную систему. Существуют
две основные формы систематизации
в праве: а) кодификация и б)
инкорпорация.
Кодификация представляет
собой упорядочение юридических
норм в самом процессе правотворчества,
когда отменяются ранее действовавшие
законы, иные нормативные юридические
акты, юридические нормы
Инкорпорация представляет
собой внешнее упорядочение действующих
законов, иных нормативных юридических
актов, без переработки норм права,
когда законы, иные нормативные юридические
акты «просто» помещаются в единые
сборники (собрания) в хронологическом
или тематическом порядке.
Инкорпорация может
быть неофициальной, проводимой издательствами,
практическими органами, научными и
учебными заведениями. Это, например, издание
сборников «Жилищное
При официальной
инкорпорации сборники, иные издания
осуществляются от имени компетентных
государственных органов, они являются
формой официального опубликования
или переопубликования актов и, следовательно,
свидетельством достоверности и точности
помещенных в них юридических норм. На
них можно ссылаться при решении юридических
вопросов.
В Российской Федерации
в настоящее время из таких
собраний основное значение имеет «“Собрание
законодательства Российской Федерации»
(далее — Собрание законодательства).
Собрание законодательства является официальным
периодическим изданием, в котором публикуются
федеральные конституционные законы,
федеральные законы, акты палат Федерального
Собрания, указы и распоряжения Президента
Российской Федерации, постановления
и распоряжения Правительства Российской
Федерации, решения Конституционного
Суда Российской Федерации о толковании
Конституции Российской Федерации и о
соответствии Конституции законов, нормативных
актов Президента, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства.
Собрание законодательства
состоит из пяти разделов: первый раздел
— законы; второй раздел — акты палат
Федерального Собрания; третий раздел
— указы и распоряжения Президента;
четвертый раздел — постановления
и распоряжения Правительства; пятый
раздел — решения Конституционного
Суда (по указанным ранее вопросам).
Считаются официально
опубликованными юридические
«Собрание законодательства
Российской Федерации» (и упомянутые
издания, выпуск которых прекращен)
как издание официального опубликования
актов является документом хронологической
инкорпорации. Помещаемые в нем законы,
иные нормативные акты располагаются
в той очередности, в какой
они публикуются.
Собрание законодательства
(как и ранее «Ведомости» и
другие издания) издается по годам; на
каждом выпуске обозначаются порядковый
номер и дата издания. Например, часть
первая ГК РФ помещена в выпуске
Собрания законодательства №32 от 5 декабря
1994 г.
Вместе с тем, несмотря
на порядковый номер выпуска, во всех
номерах выпусков дается единая, сплошная
нумерация страниц. Кроме того, каждому
акту присваивается очередной номер
под рубрикой «статья», т.е. акты помещаются
в статьях, имеющих порядковый номер.
Так, первой части ГК РФ в выпуске
№ 32 Собрания законодательства от 5 декабря
i994 г. отведены страницы 4570-4702. Кодекс обозначен
«своей статьей» — статья 3301. Все
это и обеспечивает приведение издаваемых
законов, иных актов в единую систему,
создает удобства в пользовании
ими, быстрое нахождение нужного
законодательного текста.
Официальная инкорпорация
действующего российского законодательства
осуществляется по хронологическому признаку.
Но все же основную роль в официальной
инкорпорации призваны играть тематические
собрания, т.е. такие сборники, в которых
законы, иные нормативные юридические
акты расположены по предметному
признаку — отраслям права, сферам
народного хозяйства. Такие собрания
издавались и в целом по Союзу,
и в республиках, в том числе
в России.
Наиболее высоким
по уровню тематическим
При инкорпорации нормативных
актов используются особые технические
приемы (в том числе их публикация
в виде «расшивных тетрадей», «вклеек»,
позволяющих оперативно вносить
в сборники изменения и дополнения).
Заключение
В свете вышеизложенного
можно сделать вывод, что формы
(источники) права имеют исключительно
большое значение для укрепления
законности в правовом государстве.
Совершенство названных форм (источников)
напрямую зависит от уровня теоретических
представлений о них и от качества
по существу всех видов юридической
практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации
по улучшению форм права, а практика должна
умело реализовать предложения ученых
в целях создания гибкой, динамичной и
эффективно функционирующей системы источников
права. От качества этой системы права
зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные
пути усовершенствования форм (источников)
права в современном
Во-вторых, назрела
потребность в подготовке и издании
специального закона об основных формах
права. В этом акте надлежит подчеркнуть,
что сведение форм права только к
нормативно-правовым актам неоправданно.
В законе желательно с максимальной
определенностью выразить отношение
государства к прецедентному, обычному
и договорному праву.
В-третьих, в нем
полезно нормативно зафиксировать
«фундамент» регулятивной системы
государства, главную форму права.
Так В.М. Баранов полагает, что
в правовом государстве главной
формой права должен быть признан
не нормативно-правовой акт вообще,
а только один из них - Конституция.
При этом Конституция государства
не может ограничиваться «цементированием»
лишь правовых актов. Все правовые акты
и иные формы действующего права
Российской Федерации, противоречащие
Конституции, не должны иметь юридической
силы.
Право настолько
уникальный, сложный и общественно
необходимый феномен; что на протяжении
всего времени его
Список литературы
1. Александров
Н.Г. Понятие источника права.//
2. Зивс
С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981 г.
3. Зивс
С.Л. Развитие формы права в современных
империалистических государствах. М.,1960
г.
4. Зыкин
И.С. Обычай в советской правовой
доктрине. //Сов. государство и право. 1981
г.№3.
5. Кечекьян
С.Ф. О понятии источника права.//Ученые
записки МГУ. Вып.116. М.,1946 г.
6. Мицкевич
А.В. Акты высших органов
Советского государства. М.,1967 г.
7. Муромцев
Г.И. Источники права (
8. Общая
теория права. Н. Новгород, 1993 г.
9. Поленина
С.В. Теоретические проблемы системы советского
законодательства. М.,1979 г.
10. Проблемы теории
государства и права. М.: Юрид.литература,
1987 г.
11. Пяткина С.А. О
теории источников права в английской
юриспруденции.//Ученые записки ВНИИСХ.
1969 г. Вып.19.
12. Смолярчук В.И.
Источники советского трудового права.
М.,1975 г.
13. Тихомиров Ю.А.
Закон и формирование
14. Философский энциклопедический словарь. М., 1983 г.
15. Шебанов А.Ф. Форма советского права. М.,1960 г.