Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Содержание

Введение
Понятие и виды источников права
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Принятие законов. Правотворчество
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Законы как документы
Систематизация в праве
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

Статьи закона различаются  также  в зависимости от видов  юридических норм, которые в них  содержатся. В этом  отношении  можно говорить о статьях регулятивного  или правоохранительного содержания.  

Особо следует выделить дефинитивные статьи. Это статьи, в  которых содержатся  дефиниции  — определения юридических понятий. Статья 334 ГК РФ так и названа —  «Понятие и основания возникновения  залога». Дефинитивные положения имеют  существенное значение для правильного  и единообразного понимания закона, внесения определенности в юридическое  регулирование. 

В текстах законов  есть и статьи с оценочными понятиями. Суть дела тут вот в чем. 

Юридический язык, в  принципе, отличается точностью, определенностью. Однако  в тексте закона можно  найти и неопределенные выражения, фразы общего характера. Подобные выражения  в одних случаях является показателем  юридической неотработанности текста, неоправданного включения в него идеологических положений, “теории”. В других же случаях подобные выражения представляют собой вполне оправданную конструкцию юридических норм. Именно такой характер имеют понятия, встречающиеся в законодательстве, - «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» и т.д. Причем в законе не расшифровывается, что такое «особая», «крупный», «грубая». 

Здесь перед нами – как раз так называемые оценочные  понятия. Закон предоставляет судебным органам конкретно рассмотреть  все особенности данной ситуации и решить, есть ли в данном случае «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность»  или их нет. Так что приведенные  выражения, имеющие общий, не во всем определенный характер, не являются недостатком  в юридических формулировках (как  может показаться на первый взгляд), они ориентируют на то, чтобы судебные органы с учетом особенностей той  или иной ситуации оценили фактическую  обстановку и конкретизировали общую  формулу закона. 

Из других статей, различаемых в зависимости от особенностей их содержания, необходимо сказать о статьях с диспозитивными (восполнительными) нормами, т.е. такими, которые установлены на случай, если данный вопрос не урегулирован договором, иным соглашением, заключенными самими субъектами. О диспозитивных нормах при рассмотрении классификации норм права уже говорилось. Статьи с диспозитивными нормативными положениями действуют лишь тогда, когда нет соответствующего договора, соглашения, по-иному решающих данный вопрос. В ГК РФ значительно число диспозитивных статей. Кроме ранее приведенного примера можно сослаться на п. 1 ст. 338, согласно которому «заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором». Если в договоре предусмотрено «иное»,  это «иное» и действует, а нормы закона не применяются. 

  

Систематизация в  праве 

Законы, иные нормативные  юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все  это создает трудности при  использовании законов, снижает  эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в  праве. 

Систематизация —  это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодификация и   б) инкорпорация. 

Кодификация представляет собой упорядочение юридических  норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие  законы, иные нормативные юридические  акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согласованную  систему и когда издается единый, сводный, юридически и логически  цельный, согласованный нормативный  акт — кодекс. 

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действующих  законов, иных нормативных юридических  актов, без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юридические  акты «просто» помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом  или тематическом порядке. 

Инкорпорация может  быть неофициальной, проводимой издательствами, практическими органами, научными и  учебными заведениями. Это, например, издание  сборников «Жилищное законодательство», «Нормативные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими  достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них  нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер. 

При официальной  инкорпорации сборники, иные издания  осуществляются от имени компетентных государственных органов, они являются формой официального опубликования  или переопубликования актов и, следовательно, свидетельством достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при решении юридических вопросов. 

В Российской Федерации  в настоящее время из таких  собраний основное значение имеет «“Собрание законодательства Российской Федерации» (далее — Собрание законодательства). Собрание законодательства является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства. 

Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат  Федерального Собрания; третий раздел — указы и распоряжения Президента; четвертый раздел — постановления  и распоряжения Правительства; пятый  раздел — решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам). 

Считаются официально опубликованными юридические акты, помещенные в свое время в «Ведомостях  Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» и в «Собрании актов  Президента и Правительства Российской Федерации», издание которых в  настоящее время прекращено. 

«Собрание законодательства Российской Федерации» (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубликования  актов является документом хронологической  инкорпорации. Помещаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются  в той очередности, в какой  они публикуются. 

Собрание законодательства (как и ранее «Ведомости» и  другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть  первая ГК РФ помещена в выпуске  Собрания законодательства №32 от 5 декабря 1994 г.  

Вместе с тем, несмотря на порядковый номер выпуска, во всех номерах выпусков дается единая, сплошная нумерация страниц. Кроме того, каждому  акту присваивается очередной номер  под рубрикой «статья», т.е. акты помещаются в статьях, имеющих порядковый номер. Так, первой части ГК РФ в выпуске  № 32 Собрания законодательства от 5 декабря i994 г. отведены страницы 4570-4702. Кодекс обозначен  «своей статьей» — статья 3301. Все  это и обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании  ими, быстрое нахождение нужного  законодательного текста. 

Официальная инкорпорация действующего российского законодательства осуществляется по хронологическому признаку. Но все же основную роль в официальной  инкорпорации призваны играть тематические собрания, т.е. такие сборники, в которых  законы, иные нормативные юридические  акты расположены по предметному  признаку — отраслям права, сферам народного хозяйства. Такие собрания издавались и в целом по Союзу, и в республиках, в том числе  в России.  

 Наиболее высоким  по уровню тематическим собранием  является Свод законов, который  отличается тщательным отбором  законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов (издание Свода законов СССР и РСФСР было осуществлено в конце 1970-х — начале f980-x годов). В настоящее время в России намечается подготовка и издание Свода российского законодательства. 

При инкорпорации нормативных  актов используются особые технические  приемы (в том числе их публикация в виде «расшивных тетрадей», «вклеек», позволяющих оперативно вносить  в сборники изменения и дополнения). 
 

  

Заключение 

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. 

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве  России? Во-первых, при улучшении  форм права надо полнее учесть юридические  традиции России, взять лучшее из дореволюционной  правовой системы. 

Во-вторых, назрела  потребность в подготовке и издании  специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к  нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение  государства к прецедентному, обычному и договорному праву. 

В-третьих, в нем  полезно нормативно зафиксировать  «фундамент» регулятивной системы  государства, главную форму права. Так В.М. Баранов полагает, что  в правовом государстве главной  формой права должен быть признан  не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства  не может ограничиваться «цементированием»  лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права  Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической  силы.  

Право настолько  уникальный, сложный и общественно  необходимый феномен; что на протяжении всего времени его существования  научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы  правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. 

Список литературы

1.      Александров  Н.Г.  Понятие источника права.//Ученые  труды ВИЮН. вып.VIII, М.,1946 г. 

2.      Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981 г. 

3.      Зивс С.Л. Развитие формы права в современных империалистических государствах. М.,1960 г.  

4.      Зыкин  И.С.  Обычай в советской правовой  доктрине. //Сов. государство и право. 1981 г.№3.  

5.      Кечекьян С.Ф. О понятии источника права.//Ученые записки МГУ. Вып.116. М.,1946 г. 

6.      Мицкевич  А.В.  Акты  высших  органов   Советского  государства. М.,1967 г. 

7.      Муромцев  Г.И. Источники права (теоретические  аспекты проблемы).//Правоведение, 1992 г. № 2. 

8.      Общая  теория права. Н. Новгород, 1993 г.  

9.      Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.,1979 г. 

10.  Проблемы теории  государства и права. М.: Юрид.литература, 1987 г. 

11.  Пяткина С.А. О теории источников права в английской юриспруденции.//Ученые записки ВНИИСХ. 1969 г. Вып.19. 

12.  Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М.,1975 г. 

13.  Тихомиров Ю.А.  Закон и формирование гражданского  общества.//Советское государство  и право. 1991 г. № 8.  

14.  Философский  энциклопедический словарь. М., 1983 г. 

15.  Шебанов А.Ф. Форма советского права. М.,1960 г.

Информация о работе Источники права