Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Содержание

Введение
Понятие и виды источников права
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Принятие законов. Правотворчество
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Законы как документы
Систематизация в праве
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

>          путем санкционирования, когда государственные  органы, например суды, в том или  ином виде одобряют социальные  нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу. 

  

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды  источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. 

Наиболее древней  формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в  привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих  и феодальных обществах обычаи санкционировались  решениями суда по поводу отдельных  фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним  в тексте законов. 

Сущность судебного  прецедента заключается в придании нормативного характера решению  суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение  или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. 

В недавнем прошлом  в советской правовой науке прецедент  как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее  время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения  о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для  этого необходимы независимый суд  и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания  в том направлении, при котором  станет возможным их правотворчество. 

Нормативный акт  — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет  ряд неоспоримых преимуществ. 

1.         Нормативный акт может быть  издан оперативно, в любой своей  части изменен, что позволяет  относительно быстро реагировать  на социальные процессы. 

2.         Нормативные акты, как правило,  определенным образом систематизированы,  что позволяет легко осуществлять  поиск нужного документа для  применения или реализации. 

3.         Нормативные акты позволяют точно  фиксировать содержание правовых  норм, что помогает проводить  единую политику, не допускать  произвольного толкования и применения  норм. 

4.         Нормативные акты поддерживаются  государством, им охраняются. В случае  нарушения положений нормативных  актов нарушители преследуются  и наказываются на основании  закона. 

Все источники права  могут быть классифицированы на две  группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием  разграничения юридических актов  и означает лишь то, что юридические  документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные  государством. Нормативно-правовые акты: 

а) дифференцированы, поскольку механизм государства  имеет разветвленную структуру  органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом  иных функций, которые реализуются  с помощью издания юридических  актов; 

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; 

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам  исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках, 

Как видно из изложенного, в любом современном государстве  источники права (и прежде всего  законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и  прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических  актов, устанавливающих определенный, правовой режим. 

Итак, нормативный  акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). 

 

Нормативно-правовые акты Российской Федерации 

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В  самом общем виде иерархическую  систему нормативно-правовых актов  России можно представить следующим  образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные  акты министерств и ведомств. 

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной  власти субъектов Федерации. 

Рассмотрим эти  виды нормативно-правовых актов подробнее. 

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе  нормативных актов Российского  государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. 

Текст Конституции  РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют  значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов  государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и некоторые другие. 

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации  Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации  для одобрения. Закон считается  одобренным, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение  четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и  обнародовании. 

Особая группа федеральных  законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов. 

Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден  Государственной Думой в окончательной  редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном  Конституцией РФ. Федеральные конституционные  законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение  семи дней после их подписания Президентом  РФ. 

Для всех видов законов  официальной является публикация полного  их текста в «Российской газете»  или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные  конституционные законы и федеральные  законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в  самом законе не установлен иной порядок  его вступления в силу. 

В соответствии с  Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие  законы не могут противоречить федеральным  законам. В этом проявляется принцип  единства правовой регламентации и  правового режима на территории всего  государства. 

Правовое регулирование  в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств  и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами. 

Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место  и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования  указов выступают основные направления  внутренней и внешней политики. В  случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы  относительно быстро принимаются и  вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами  или Правительством. 

Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство  Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления  и издает распоряжения. Решения, имеющие  нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. 
 

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства  могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях  и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями  Правительства. Поэтому издание  любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих  органов, хотя на практике часто бывает по-иному. 

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и  инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам  и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц. 

Нормативные акты министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы  и иные законные интересы граждан, а  также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции РФ и публикуются  не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. 

Регистрация в Минюсте  РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы  граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством  РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом  борьбы юристов многих поколений  за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений. 

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после  дня их официального опубликования  в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти». 

Нормативные акты органов  государственной власти субъектов  Федерации. Локальные нормативные  акты. Органы власти и управления субъектов  Федерации, решая задачи, которые  встают перед ними, и согласно своей  компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих  регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее  даты вступления в силу. 

Информация о работе Источники права