Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, реферат
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Введение
Понятие и виды источников права
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Принятие законов. Правотворчество
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Законы как документы
Систематизация в праве
Заключение
Список литературы
Курсовая работа
по Теории государства и права
на тему: Источники права
Введение
Понятие и виды источников
права
Нормативно-правовые
акты Российской Федерации
Закон: его понятие
и роль в демократическом государстве
Принятие законов.
Правотворчество
Действие закона
во времени, в пространстве и по кругу
лиц
Законы как документы
Систематизация в
праве
Заключение
Список литературы
Введение
«Закон стремится помочь жизни людей.
Но он может этого достигнуть только тогда,
когда сами граждане желают жить счастливо:
для повинующихся закону, закон — только свидетельство
их собственной добродетели»
Демокрит
В наше время теория
государства и права становится
более демократичной, чем в прошлые
годы, открытой для восприятия и
классического наследия прошлого, и
новейших идей (независимо от того, как
и где они появились). Она уделяет
все большее внимание материальным
и духовным потребностям человека,
его достоинству, правовому и
политическому мировоззрению, правам
и свободам человека и гражданина.
С восприятием идей правового
государства значительно
Любая теория, т. е. система
идей, понятий, суждений, приобретает
статус науки, когда поднимается
до выработки обобщенных и достоверных
объективных знаний об определенных
процессах и явлениях действительности,
предлагает систему способов, приемов
(механизм) использования этих знаний
в общественной практике. Наука включает
в себя творческую деятельность ученых
по получению истинных знаний, а
также всю сумму наличных знаний
как результат научного производства.
В отличие от других видов деятельности
наука обеспечивает приращение знаний,
открывает новые горизонты в соответствующей
сфере и тем самым стимулирует любую другую
деятельность.
Теория государства
и права как наука имеет
целью получение, обновление и углубление
обобщенных, достоверных знаний о
государстве и праве, стремится
познать устойчивые, глубинные связи
государственно-правовой жизни, определяющие
ее историческое движение.
Понятие «источник
права» существует много веков. Столетиями
его толкуют и применяют
Наряду с этим
источником права следует также
признать форму выражения
Развитие теории
государства и права в нашей
стране требует критического переосмысления
ряда ее фундаментальных категорий,
выхода на новый уровень исследований,
призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания.
К числу категорий, требующих
углубленной разработки, относится
категория «источники права».
Уровень научной
разработки данной проблемы, и прежде
всего общего понятия источника
права, явно недостаточен.[1] На протяжении
долгих лет подход советских ученых
к вопросу отличался тремя
особенностями.
Во-первых, известная
его недооценка. Достаточно сказать,
что за 35 послевоенных лет (1946-1981 гг.) были
опубликованы лишь две общетеоретические
работы по данной проблеме[2] и незначительное
число исследований источников права
в отдельных правовых системах, в отраслях
права и т.д.[3] Такое положение объяснимо:
признавая единство формы и содержания
в праве, советские ученые нередко вольно
или невольно отдавали приоритет исследованию
его социально-классовых аспектов.
Это объяснялось
второй особенностью подхода, состоявшей
в изучении данной проблемы, как
и права в целом, с позиций
противоборства двух систем. Закономерности
развития источников права выводились
из тезиса о диаметрально противоположной
классовой сущности буржуазного
и социалистического права. Естественно,
при таком подходе наиболее совершенную
систему источников права должна
была представлять наша страна и другие
социалистические страны. Что касается
противоположного лагеря, то в нем
выявлялись отступления от принципа
верховенства закона, кризис законности
и т.д.
Третьей особенностью
подхода к данному вопросу
являлись его ограниченность и непоследовательность.
Исследование проблем источников права
велось, как правило, в рамках проблематики
советского права. При этом, хотя применительно
к остальному миру признавалась множественность
источников права, сложившаяся в
ходе исторического развития, однако
в условиях советской правовой системы,
по существу, единственным источником
права признавался нормативный
акт. Поэтому понятие «система источников
права» обычно заменялось понятием «система
законодательства». Проблема роли источников
права в правовой системе вытеснялась
вопросом о соотношении системы
права и системы
Одной из причин недостаточной
теоретической разработки данной проблемы
являются многозначность и нечеткость
самого понятия источника права.
С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно «принадлежит
к числу наиболее неясных в теории права.
Не только нет общепризнанного определения
этого понятия, но даже спорным является
самый смысл, в котором употребляются
слова «источник права». Ведь «источник
права» - это не более как образ, который
скорее должен помочь пониманию, чем дать
понимание того, что обозначается этим
выражением.».[4] В самом деле, под источником
права понимают и материальные условия
жизни общества (источник права в материальном
смысле), и причины юридической обязательности
нормы (источник права в формальном смысле),
и материалы, посредством которых мы познаем
право (источник познания права). Кроме
того, ряд авторов - отечественных и зарубежных
- выделяют исторические источники права.
В условиях такой многозначности использование
данного понятия в качестве научной категории
связано с серьезными проблемами.[5]
В 60-е годы ряд
авторов предлагали заменить понятие
«источник права» понятием «форма права»,
которое, по их мнению, позволяло вести
исследование права более глубоко
и всесторонне.[6] Такая позиция
не получила широкой поддержки. В
частности, в отраслевых юридических
науках термин «источник права» сохранил
свое значение. Со временем и в теории
права происходит восстановление в
«правах гражданства» старого понятия.
При употреблении понятия
«источник права» обычно под ним
стали понимать юридический источник
права (источник права в формальном
смысле). Поэтому весьма распространен
прием, когда в выражении «источники
права» между этими словами в
скобках добавляется уточнение -
«формы».
Понятие и виды источников
права
В научной и учебной
литературе источниками права традиционно
считают нормативные правовые акты,
санкционированные обычаи и судебные
(или административные) прецеденты.
Вместе с тем в последние годы
источником права стали называть
не только внешнюю форму выражения
права, но и социальные предпосылки
(общественные отношения), субъекта правотворчества
(государство), его деятельность, организационные
формы принятия нормативного правового
акта (акт волеизъявления, правотворческое
решение).
Возникшее терминологическое
неудобство можно было разрешить, заменив
термин «источник» (в смысле форма
права) непосредственно термином «форма
права». Для того, чтобы уяснить понятие
формы права, необходимо хотя бы в самых
общих чертах остановиться на категории
«форма» - одной из центральных и сложнейших
в философии. Парной категорией для нее
выступает философская категория - «содержание»
(определенная сторона целого, представленного
в единстве всех составных элементов объекта,
его свойств, связей, состояний, тенденций
развития). Форма есть способ существования,
выражения и преобразования содержания.
Различают внутреннюю
и внешнюю форму явления. Когда
термин «форма» употребляется для
обозначения внутренней организации
содержания, то он связан с понятием
структуры.
При относительном
единстве содержания и формы, первое
представляет собой подвижную, динамичную
сторону целого, а форма охватывает
систему устойчивых связей предмета.
Возникающее порой в ходе развития
несоответствие содержания и формы
в конечном счете разрешается «сбрасыванием»
старой и возникновением новой формы,
адекватной развивающемуся содержанию.[7]
В праве категорией
формы охватываются два значения:
а) правовая форма; б) форма самого права.
Правовая форма -
вся правовая реальность. В этом
случае речь идет о правовых явлениях,
опосредующих экономические, политические,
бытовые и иные фактические отношения.
Понятие правовой (юридической) формы
применимо, когда раскрывается связь
права (или любого правового явления)
с иными социальными
Форма права - это
форма именно права как отдельного
явления, и соотносится она только
с содержанием права. Ее назначение
- упорядочить содержание права,
придать ему свойства государственно-властного
характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю
формы права.
Внутренняя форма
права - это структура и связи.
К ней относят систему права,
горизонтальную и вертикальную структуры
соподчиненности всех ее элементов.
Относительно внешней формы права
в современной отечественной
юридической литературе не сформировалось
единого понимания, что вероятнее
всего связано с неоднозначной
трактовкой различными авторами уже
самого содержания права. Иногда, к
примеру, полагают, что содержание права
составляет государственная воля, а
форма права - это юридические
нормы. Думается, однако, что более
близки к истине те ученые, которые
содержанием права признают не государственную
волю (это - сущность его!), а юридические
нормы, и в этой связи формой именуют
источники права. Правовая норма
это не форма права, а самое
право.[8]
Как уже отмечалось
в юридической литературе, термин
«источник» в смысле формы выражения
норм права получил широкое
Источники права - обстоятельства,
питающие появление и действие права.
Термин «источник права» юриспруденции
известен давно. Еще римский историк
Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником
всего публичного и частного права. Слово
«источник» в этой фразе употреблено в
смысле корня, из которого выросло могучее
дерево римского права.
Принято выделять: а)
источник права в материальном смысле;
б) источник права в идеальном
смысле (ранее это называлось - в
«идеологическом смысле»); в) источник
права в юридическом (формальном)
смысле.
Источником права
в материальном смысле являются развивающиеся
общественные отношения. К ним относятся
способ производства материальной жизни,
материальные условия жизни общества,
система экономико-
Под источником права
в идеальном смысле понимают правовое
сознание.
Когда же говорят
об источниках в юридическом смысле,
то имеют в виду различные формы
(способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под источниками
права в юридическом смысле понимаются
формы выражения, объективизации нормативной
государственной воли. Это и есть
внешняя форма права в истинном
значении термина. Форма права показывает,
каким способом государство создает,
фиксирует ту или иную правовую норму
и в каком виде (реальном образе) эта норма,
принявшая объективный характер, доводится
до сознания членов общества. Следовательно,
внешнюю форму права можно определить
как способ существования, выражения и
преобразования правовых норм.
Отдельные ученые (Н.Г.
Александров, Л.Р. Сюкияйнен) относят к
источникам права в формальном смысле
деятельность государства по установлению
правовых норм либо административные
и судебные прецеденты. При этом формы
выражения таких норм рассматриваются
как формы, а не как источники права.
Источники права - это
исходящие от государства или
признаваемые им официально-документальные
способы выражения и
Источникам права
характерны те же самые особенности,
о которых говорилось в отношении
юридических норм и правоотношений,
в том числе – точность
понятий (закон, указ и т. д.). Источникам
права присущ, как и позитивному
праву в целом, официальный, публичный
характер, они признаются государством,
что и предопределяет поддержку
содержащихся в них норм со стороны
государства, их государственную
Официальный, публичный
характер источникам права практически
придается двумя путями:
>
путем правотворчества, когда
нормативные документы