Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, реферат
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Введение
Понятие и виды источников права
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Принятие законов. Правотворчество
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Законы как документы
Систематизация в праве
Заключение
Список литературы
В теории права локальными
нормативными актами называются также
юридические документы, содержащие
нормы права, принимаемые субъектами
управления на предприятии, в организации
и т.д. Краевая, областная администрация
субъектов Федерации (в некоторых
регионах — правительство) вправе принимать
постановления, распоряжения, приказы.
Глава администрации по вопросам,
отнесенным к его компетенции, может
издавать постановления и распоряжения.
Общим для всех видов
подзаконных актов Российской Федерации
является то обстоятельство, что они,
наряду с законами, служат источником
законности, т. е. граждане и юридические
лица, выполняя нормы права, содержащиеся
в подзаконных актах, укрепляют
режим законности и правопорядка
государства. На принимаемые правовые
решения ориентируются
Существуют также
локальные акты государственных
и негосударственных учреждений
и организаций различных форм
собственности. Для законного оформления,
юридической
Общественные отношения
могут быть урегулированы и такими
источниками права, как договор
и обычай, санкционированный
Нормативный договор.
Договор — эффективное
С юридической точки
зрения, договор, как правило, представляет
собой соглашение двух или нескольких
лиц об установлении, изменении или
прекращении гражданских прав и
обязанностей. В условиях становления
в Российской Федерации рыночной
экономики роль договора как инструмента
саморегулирования значительно возрастает.
Свобода и равенство сторон предполагают
свободное вступление в договорные отношения
без какого-либо административного диктата.
Содержанием договора поэтому являются
взаимоустановленные юридические права
и обязанности. Договор заключается на
следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии
(независимости) сторон и их свободного
волеизъявления; 3) имущественной ответственности
за нарушение обязательства.
Особенность договора
как подзаконного источника права
заключается в том, что стороны
могут заключить как
Условия договора должны
соответствовать нормам, содержащимся
в законодательстве. В противном
случае он может быть признан утратившим
юридическую силу. Вместе с этим
законодатель установил юридический
приоритет договора над законом,
принятым после заключения договора
(п. 2 ст. 422 ГК РФ).
Закон: его понятие
и роль в демократическом государстве
Демократическое государство
представляет собой политическую организацию
власти, основанную на принципах разделения
властей, соблюдения прав человека, верховенства
права во всех сферах жизни. В большинстве
современных государств главным источником
права является закон. Этимологически
слово «закон» происходит от древнерусского
слова «кон», которое означало границу,
предел чего-либо.
В современной юридической
науке и практике термин «закон»
употребляют двояко — как юридический
нормативный акт высшего органа
власти, принятый в особом порядке
парламентом (или с помощью плебисцита),
и как нормативный акт (юридический
документ) любого органа государства,
который содержит юридические нормы,
обязательные правила поведения.
Закон — это обладающий
высшей юридической силой нормативный
акт, принятый в особом порядке высшим
представительным органом государственной
власти или непосредственно народом
и регулирующий наиболее важные общественные
отношения.
Каковы характерные
признаки закона как ведущего источника
права?
1.
Закон - это юридический документ,
содержащий нормы права.
2.
Закон является результатом
3.
Закон регулирует наиболее
4.
Закон обладает высшей
5.
Закон является
В государстве, имеющем
парламентскую систему, формируется,
естественно, и законодательная
система, состоящая из нормативных
актов парламента (законов, статутов
и т. д.). Чем выше степень цивилизованности,
развитости и гуманности общества,
тем большую потребность оно
испытывает в законах. Это предъявляет
особые, повышенные требования к содержанию
закона. В общем плане можно
сказать, что содержание закона должно
быть правовым, т. е. соответствующим
неотъемлемым, неотчуждаемым естественным
правам человека. Такие права в
основном зафиксированы в авторитетных
международно-правовых документах ООН,
которые составляют юридическую
базу правовой защиты каждого человека
в отдельности и человеческой
цивилизации в целом и служат
юридическим императивом для
законодателей любых
Верховенство закона
во всех сферах жизни общества означает
невозможность произвольного
Содержание закона
образуют первичные нормы, которые
в отдельных случаях получают
дальнейшую конкретизацию и развитие
в подзаконных актах.
Рассматривая закон
как нормативный юридический
акт — источник права, необходимо
отличать его от иных правовых актов,
а именно
·
от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих
не нормы права, а индивидуальные
предписания по конкретным, «разовым»
вопросам, например, назначение на должность,
поручение передать имущество (такие
индивидуальные предписания иногда
встречаются в законах, посвященных,
скажем, приватизации, управленческим
вопросам; в примерах, приведенных
в первом разделе, это было распоряжение
главы правительства);
·
от интерпретационных актов, т. е. актов
толкования - актов, в которых дается
только разъяснение действующих
норм, но не устанавливаются новые
или изменяются или отменяются действующие
нормы (такие акты в большинстве
случаев имеют другие наименования,
например, «постановление», «разъяснение»).
Законы в демократическом
государстве должны занимать первое
место среди всех источников права,
быть основой всей правовой системы,
основой законности, крепкого правопорядка.
Законодательство
— это вся совокупность законов,
действующих в стране.
Необходимо, однако,
иметь в виду, что в некоторых
формулировках нормативных
В настоящее время
нормативные указы Президента (а
также постановления
Принятие законов.
Правотворчество
Законы «появляются
на свет» и включаются в действующее
законодательство в результате сложной
деятельности, которая в самом
общем виде называется правотворчеством
(законотворчеством).
Правотворчество (законотворчество)
— это специальная деятельность
компетентных органов, завершающая
процесс правообразования, в результате
которой приобретает юридическую силу
и вступает в действие закон.
Главное звено в
правотворчестве (законотворчестве) —
принятие законодательным органом
проекта, в результате которого он становится
законом — документом, имеющим
высшую юридическую силу. Особый характер
носит правотворчество при
Законность принимаемых
нормативных актов определяется
в соответствии с правотворческой
компетенцией, т.е. кругом правомочий на
принятие нормативных юридических
актов, предусмотренных Конституцией
и другими законами. Монопольной
компетенцией на принятие законов обладают
высший представительный орган страны
— Федеральное Собрание (и высший
представительный орган субъекта Федерации
по законам этого субъекта) —
и непосредственно народ путем
референдума. Правомочия на издание
нормативных актов, в том числе
и на издание законов, могут быть
переданы другому органу в порядке
делегирования, т.е. передачи прав на принятие
нормативных актов органу, который
в соответствии со своей собственной
компетенцией таких прав не имеет. Например,
до 1 декабря 1992 г. Президенту РФ были делегированы
права на принятие законодательных
актов по вопросам экономической
реформы.
Нужно иметь в
виду, что высший представительный
орган Российской Федерации —
Федеральное Собрание, его палаты,
— наряду с законами принимает
иные акты, в том-числе по организационным
вопросам своей деятельности; они
по большей части именуются “
Правотворческий процесс.
Правотворчество – это сложный
и, как правило, длительный процесс,
который осуществляется в определенной
процедуре, в соответствии с которой
совершаются правотворческие
Основными правотворческими
действиями при принятии законов (их
называют также стадиями законотворческого
процесса) являются:
1) законодательная
инициатива, т.е. осуществление
Особым правотворческим
действием на этой стадии является
решение на основании законодательной
инициативы компетентного правотворческого
органа о необходимости издания
закона - включение соответствующего
предложения в план законопроектных
работ, выработка официального законопроекта;
2) принятие
подготовленного
3) принятие
законопроекта (обычно в