Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Содержание

Введение
Понятие и виды источников права
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Принятие законов. Правотворчество
Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Законы как документы
Систематизация в праве
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

В теории права локальными нормативными актами называются также  юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации  и т.д. Краевая, областная администрация  субъектов Федерации (в некоторых  регионах — правительство) вправе принимать  постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может  издавать постановления и распоряжения. 

Общим для всех видов  подзаконных актов Российской Федерации  является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические  лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют  режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление  федерального Правительства имеет  большую юридическую силу, чем  аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации  города. 

Существуют также  локальные акты государственных  и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации  эти организации создают различные  правовые акты: приказы, издаваемые руководителем  организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено  подзаконных правовых актов и  в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем  муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных  органах власти. 

Общественные отношения  могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор  и обычай, санкционированный государством. 

Нормативный договор. Договор — эффективное юридическое  средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан  и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. 

С юридической точки  зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав и  обязанностей. В условиях становления  в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента  саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства. 

Особенность договора как подзаконного источника права  заключается в том, что стороны  могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом  или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что  правовое регулирование института  договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства — Гражданский  кодекс — посвятил договору три  главы. 

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном  случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический  приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ). 
 

 

Закон: его понятие  и роль в демократическом государстве 

Демократическое государство  представляет собой политическую организацию  власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве  современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо. 

В современной юридической  науке и практике термин «закон»  употребляют двояко — как юридический  нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке  парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический  документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения. 

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной  власти или непосредственно народом  и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 

Каковы характерные  признаки закона как ведущего источника  права? 

1.         Закон - это юридический документ, содержащий нормы права. 

2.         Закон является результатом правотворческой  деятельности высшего органа  государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа. 

3.         Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения  в обществе. 

4.         Закон обладает высшей юридической  силой, что проявляется в невозможности  его отмены другим органом,  кроме принявшего, а также в  том, что содержанию закона  не должны противоречить все  иные юридические документы. 

5.         Закон является фундаментальным  юридическим документом. Он служит  базой, основой, ориентиром нормотворческой  деятельности иных государственных  органов, судов. 

В государстве, имеющем  парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная  система, состоящая из нормативных  актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно  испытывает в законах. Это предъявляет  особые, повышенные требования к содержанию закона. В общем плане можно  сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим  неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в  основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую  базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для  законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в  законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и  полезности, справедливости и ориентированности  на свободу. 

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе. 

Содержание закона образуют первичные нормы, которые  в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. 

Рассматривая закон  как нормативный юридический  акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно 

·         от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым»  вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие  индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных  в первом разделе, это было распоряжение главы правительства); 

·         от интерпретационных актов, т. е. актов  толкования - актов, в которых дается только разъяснение действующих  норм, но не устанавливаются новые  или изменяются или отменяются действующие  нормы (такие акты в большинстве  случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»). 

Законы в демократическом  государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка. 

Законодательство  — это вся совокупность законов, действующих в стране. 

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых  формулировках нормативных актов  под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные  документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы  Президента РФ, нормативные постановления  Правительства). 

В настоящее время  нормативные указы Президента (а  также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся  к законодательной области, имеют  соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В  ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (пункт 5 статьи 3). 

  

Принятие законов. Правотворчество 

Законы «появляются  на свет» и включаются в действующее  законодательство в результате сложной  деятельности, которая в самом  общем виде называется правотворчеством (законотворчеством). 

Правотворчество (законотворчество) — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая  процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон. 

Главное звено в  правотворчестве (законотворчестве) —  принятие законодательным органом  проекта, в результате которого он становится законом — документом, имеющим  высшую юридическую силу. Особый характер носит правотворчество при проведении всенародных референдумов; здесь  закон принимается непосредственно  народом. 

Законность принимаемых  нормативных актов определяется в соответствии с правотворческой  компетенцией, т.е. кругом правомочий на принятие нормативных юридических  актов, предусмотренных Конституцией и другими законами. Монопольной  компетенцией на принятие законов обладают высший представительный орган страны — Федеральное Собрание (и высший представительный орган субъекта Федерации  по законам этого субъекта) —  и непосредственно народ путем  референдума. Правомочия на издание  нормативных актов, в том числе  и на издание законов, могут быть переданы другому органу в порядке  делегирования, т.е. передачи прав на принятие нормативных актов органу, который  в соответствии со своей собственной  компетенцией таких прав не имеет. Например, до 1 декабря 1992 г. Президенту РФ были делегированы права на принятие законодательных  актов по вопросам экономической  реформы. 

Нужно иметь в  виду, что высший представительный орган Российской Федерации —  Федеральное Собрание, его палаты, — наряду с законами принимает  иные акты, в том-числе по организационным  вопросам своей деятельности; они  по большей части именуются “постановлениями»,  “заявлениями”.  

Правотворческий процесс. Правотворчество – это сложный  и, как правило, длительный процесс, который осуществляется в определенной процедуре, в соответствии с которой  совершаются правотворческие действия. 

Основными правотворческими действиями при принятии законов (их называют также стадиями законотворческого  процесса) являются: 

1)      законодательная  инициатива, т.е. осуществление закрепленного  Конституцией за определенными  лицами права на предложение  об издании закона и на внесение  законопроекта в законодательный  орган; при этом законодательный  орган юридически обязан рассмотреть  предложение и законопроект; в  соответствии с Конституцией  РФ право законодательной инициативы  принадлежит Президенту Российской  Федерации, Совету Федерации,  членам Совета Федерации, депутатам  Государственной Думы, Правительству  Российской Федерации, законодательным  (представительным) органам субъектов  Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104); 
 

Особым правотворческим  действием на этой стадии является решение на основании законодательной  инициативы компетентного правотворческого органа о необходимости издания  закона - включение соответствующего предложения в план законопроектных  работ, выработка официального законопроекта; 

2)      принятие  подготовленного  законопроекта  в законодательном органе к  рассмотрению, а затем - обсуждение  законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого,  второго и т.д. чтения («чтение  закона» означает обсуждение  и поэтапное принятие его, «первое  чтение» — принятие проекта  в принципе, как основы будущего  закона; «второе чтение» — принятие  проекта как закона; «третье чтение»,  т.е. принятие после внесения  дополнительных поправок, редакционной  отработки); 

3)      принятие  законопроекта (обычно в результате  «второго чтения» и «третьего  чтения»); в соответствии с действующей Конституцией федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они нуждаются в одобрении верхней палатой — Советом Федерации (причем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет Федерации — а это должно быть сделано в течение пяти дней после принятия — не был в течение четырнадцати дней рассмотрен им); процесс принятия закона завершается подписанием закона Президентом Российской Федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламентом работы законодательного органа). 

Информация о работе Источники права