Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность темы исследования.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- изложить сущность и содержание понятия источника права;

- охарактеризовать соотношение понятий источника и формы права;

- рассмотреть нормативный акт и судебный прецедент как источники права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5

1 Понятие и юридическая характеристика источника права………………… 6

1.1 Сущность и понятие источника права……………………………………... 6

1.2 Соотношение понятий форма права и источник права………………...… 7

2 Основные виды источников права………………………………………….. 11

2.1 Правовой обычай……………………………………………………........... 11

2.2 Нормативный правовой договор………………………………………….. 14

2.3 Правовая доктрина………………………………………………………… 17

2.4 Канонические тексты……………………………………………………… 19

2.5 Принципы права…………………………………………………………… 20

3 Нормативный правовой акт – основный источник права романо-гер-

манской правовой системы……………………………………………………. 22

4 Судебный прецедент – основной источник права англо-саксонской

правовой системы……………………………………………………………… 28

Заключение……………………………………………………………………... 31

Список использованных источников…………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Нормативный акт характеризуется такими признаками: утверждается или санкционируется  уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением; имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа; включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие; принимается в соответствии с определенной процедурой; имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования; придает воле народа официальный характер.

     Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями1). Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

     Если  нормативный акт (закон, подзаконный  акт) противоречит Конституции, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти.

     Конституция  определяет компетенцию различных  государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты.

     Нормативно-правовые акты как источники права имеют  организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками  права.

     Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше  координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

     Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

     В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт  в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

     Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы и подзаконные акты. Основание их классификации - юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов.

     В зависимости от этих же критериев  в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается  строгая иерархия, т. е. строгая система  расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

     Внизу этой иерархии находятся нормативные  акты, издаваемые местными органами государственной власти, вверху иерархии - нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые представительными высшими органами. Эти акты - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.

     Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов  имеет важнейшее значение для  упорядочения процессов правотворчества  и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

     Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.

     Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях.

     Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу.

     Во-вторых, в случае предварительной или  последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие  санкции, благодаря которым в  случае необходимости каждый отдельный  акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.

     Закон – это нормативный юридический  акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшею юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны1).

     Можно выделить следующие признаки закона.

     Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только представительным высшим органом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума.

     Во-вторых, закон обладает высшей юридической  силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

     В-третьих, закон как источник права, исходящий  от представительного высшего органа, выражающего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или  народа, тоже должен отражать волю и  интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей воли».

     В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

     В-пятых, закон принимается, изменяется и  дополняется в особом законодательном  порядке. Законодательная процедура  существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

     Будучи  весьма схожими, между собой по способу  формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

     В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют1).

     К конституционным законам относятся, прежде всего, сама Конституция; затем  законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в текст  Конституции, и, наконец, законы, необходимость  издания которых предусматривается самой конституцией. Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений.

     Любой правовой акт, любое действие (равно как и бездействие) органа публичной власти или его должностного лица должны соответствовать Конституции. Только так могут быть достигнуты основные цели любой Конституции – гарантировать права человека, поставив пределы публичной власти, и обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, ее демократическое функционирование2). 

     4 Судебный прецедент  – основной источник  права англо-саксонской  правовой системы 

     Следует отметить, что судебная практика является вторым по древности после обычая источником права. Например, в Скандинавии со второй половины XIV в. делопроизводство в судах стало письменным1).

     На  основе отделения судебной власти от исполнительной (королевской) еще по Великой хартии Вольностей 1215 г. в англосаксонской системе резко повысилось значение судов, что позволило судебной практике в конце концов подняться до уровня "общего права". Современные английские и американские суды имеют возможность своевременно осуществлять публикации своих решений. Строго периодически такие сборники публикаций выходят только с XIX в2).

     В настоящее время официальные  общегосударственные сборники судебной практики издаются в таких странах  с романо-германской семьей, как  Германия, Испания, Италия, Турция, Франция  и Швейцария.

     Под прецедентом понимается решение  судебного органа по конкретному  делу, которое рассматривается в  качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).

     При прецедентной  форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать  новые правовые  нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью.

     Прецедент предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного  усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

     Наличие судебного прецедента свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.

     Прецедент является тогда, когда дело требует  юридического решения, а необходимой  нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении весьма показательно выражение: закон – это то, что о нем говорят суды. При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено раннее». 

     Сущность  судебного прецедента заключается  в придании нормативного характера  решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi»1).

         Такая форма права является  преобладающим источником права  в странах с англо-саксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США, Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 других государств – членов содружества. Англо-саксонская правовая семья основывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в тех капиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие, настороженное отношение имущих слоев к высшей, прежде всего исполнительной, власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы2).

     В США судебные прецеденты создаёт  Верховный Суд, рассматривающий  дела имеющие общественно-политическое, конституционное значение. Решение  Верховного суда всегда аргументировано, обязательно, авторитетно, всегда публикуется. Судебный прецедент создаёт не любой суд - это неверное, хотя и распространенное мнение.

Информация о работе Источники права