Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа
Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность темы исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изложить сущность и содержание понятия источника права;
- охарактеризовать соотношение понятий источника и формы права;
- рассмотреть нормативный акт и судебный прецедент как источники права.
Введение…………………………………………………………………………. 5
1 Понятие и юридическая характеристика источника права………………… 6
1.1 Сущность и понятие источника права……………………………………... 6
1.2 Соотношение понятий форма права и источник права………………...… 7
2 Основные виды источников права………………………………………….. 11
2.1 Правовой обычай……………………………………………………........... 11
2.2 Нормативный правовой договор………………………………………….. 14
2.3 Правовая доктрина………………………………………………………… 17
2.4 Канонические тексты……………………………………………………… 19
2.5 Принципы права…………………………………………………………… 20
3 Нормативный правовой акт – основный источник права романо-гер-
манской правовой системы……………………………………………………. 22
4 Судебный прецедент – основной источник права англо-саксонской
правовой системы……………………………………………………………… 28
Заключение……………………………………………………………………... 31
Список использованных источников…………………………………………. 33
Нормативный акт характеризуется такими признаками: утверждается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением; имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа; включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие; принимается в соответствии с определенной процедурой; имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования; придает воле народа официальный характер.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями1). Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.
Если нормативный акт (закон, подзаконный акт) противоречит Конституции, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти.
Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые
акты как источники права имеют
организационно-технические и
Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.
Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.
В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы и подзаконные акты. Основание их классификации - юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов.
В
зависимости от этих же критериев
в каждой стране, а точнее, в каждой
правовой системе устанавливается
строгая иерархия, т. е. строгая система
расположения, соподчиненности нормативно-
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти, вверху иерархии - нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые представительными высшими органами. Эти акты - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях.
Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу.
Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.
Закон – это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшею юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны1).
Можно выделить следующие признаки закона.
Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только представительным высшим органом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.
В-третьих,
закон как источник права, исходящий
от представительного высшего
В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
Будучи весьма схожими, между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.
В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют1).
К
конституционным законам
Любой
правовой акт, любое действие (равно как
и бездействие) органа публичной власти
или его должностного лица должны соответствовать
Конституции. Только так могут быть достигнуты
основные цели любой Конституции – гарантировать
права человека, поставив пределы публичной
власти, и обеспечить демократическое
и рациональное устройство этой власти,
ее демократическое функционирование2).
4
Судебный прецедент
– основной источник
права англо-саксонской
правовой системы
Следует отметить, что судебная практика является вторым по древности после обычая источником права. Например, в Скандинавии со второй половины XIV в. делопроизводство в судах стало письменным1).
На основе отделения судебной власти от исполнительной (королевской) еще по Великой хартии Вольностей 1215 г. в англосаксонской системе резко повысилось значение судов, что позволило судебной практике в конце концов подняться до уровня "общего права". Современные английские и американские суды имеют возможность своевременно осуществлять публикации своих решений. Строго периодически такие сборники публикаций выходят только с XIX в2).
В настоящее время официальные общегосударственные сборники судебной практики издаются в таких странах с романо-германской семьей, как Германия, Испания, Италия, Турция, Франция и Швейцария.
Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью.
Прецедент
предоставляет судье или
Наличие судебного прецедента свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.
Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении весьма показательно выражение: закон – это то, что о нем говорят суды. При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено раннее».
Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi»1).
Такая форма права является преобладающим источником права в странах с англо-саксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США, Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 других государств – членов содружества. Англо-саксонская правовая семья основывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в тех капиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие, настороженное отношение имущих слоев к высшей, прежде всего исполнительной, власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы2).
В
США судебные прецеденты создаёт
Верховный Суд, рассматривающий
дела имеющие общественно-