Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа
Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность темы исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изложить сущность и содержание понятия источника права;
- охарактеризовать соотношение понятий источника и формы права;
- рассмотреть нормативный акт и судебный прецедент как источники права.
Введение…………………………………………………………………………. 5
1 Понятие и юридическая характеристика источника права………………… 6
1.1 Сущность и понятие источника права……………………………………... 6
1.2 Соотношение понятий форма права и источник права………………...… 7
2 Основные виды источников права………………………………………….. 11
2.1 Правовой обычай……………………………………………………........... 11
2.2 Нормативный правовой договор………………………………………….. 14
2.3 Правовая доктрина………………………………………………………… 17
2.4 Канонические тексты……………………………………………………… 19
2.5 Принципы права…………………………………………………………… 20
3 Нормативный правовой акт – основный источник права романо-гер-
манской правовой системы……………………………………………………. 22
4 Судебный прецедент – основной источник права англо-саксонской
правовой системы……………………………………………………………… 28
Заключение……………………………………………………………………... 31
Список использованных источников…………………………………………. 33
Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).
Мусульманская правовая доктрина складывалась с VIII в. Именно тогда появились основные правовые школы. С XI в. мусульманские правители настаивали, чтобы в случае умолчания Корана или Сунны по данному казусу судьи руководствовались каким-либо толком и при вынесении решений и приговоров ссылались на комментарии той школы, на которую ориентировался халиф. С тех пор при отсутствии правового урегулирования какого-либо отношения судьи могли руководствоваться при вынесении приговора либо общими принципами мусульманского права, либо определенным доктринальным толком. Чаще всего в мусульманском праве в качестве доктринального источника выступают выводы Абу Ханифы1).
В
настоящее время юридические доктрины,
работы, мнения известных ученых-юристов
в большинстве стран не выступают в качестве
непосредственных источников права. Но
они являются источниками юридических
знаний, идейным источником права и играют
большую роль в развитии правовых систем,
правовой культуры любой страны2).
2.4 Канонические тексты
На определенных этапах развития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д.3).
Постепенно сфера действия норм церковного права за счет усиления светской власти сужалась. В настоящее время религиозные тексты потеряли всеобщую значимость как источников права, однако не утратили ее полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему распространенными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг.
Священные книги - различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных.
В
настоящее время
В основе мусульманского права лежат четыре источника:
1)
священная книга Коран,
2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманов;
4)
Кияс – рассуждения по
2.5 Принципы права
Некоторые авторы в качестве своеобразных источников права называют принципы права как исходные начала, отправные положения правовой системы. Они рассматриваются в качестве источников права в таких странах как Австрия, Германия, Греция, Испания2).
Возможность обращения к принципам права как его источникам нередко закрепляется в законодательном порядке, и в этом случае они приобретают нормативное значение, становятся нормами - принципами.
Если проанализировать Конституцию любого государства, то можно найти закрепленные в ней принципы правового демократического государства. Их соблюдение – важнейшее условие разумного правового регулирования, т.е. такого правового воздействия на общественные отношения, которое способствует прогрессивному развитию общества в силу учета объективно складывающихся закономерностей3).
К
таким важнейшим признакам
Как известно, принципы как источники права признаются в международных отношениях. В национальных правовых системах ряда стран принципы права выступают как его источники чаще всего при разрешении юридических дел на основе аналогии права. Обычно это принципы добросовестности, разумности, справедливости, равенства и т.п.
Принципы международного права – это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством.
Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.
В
связи закрепления некоторых принципов
в законодательном порядке возникает
проблема соотношения нормативных правовых
актов и принципов права как его источников.
Она возникает и потому, что в литературе
понятие принципов права рассматривается
далеко не однозначно. Нет единства взглядов
и в отношении их перечня. Одни правоведы
склонны видеть в принципах права нечто
высшее, стоящее «над правом», другие же
указывают на их обусловленность содержанием
самого права, подчеркивают, что принципы
вырабатываются практикой правового регулирования
социальной жизни. Нередко затронутые
вопросы трактуются весьма субъективно.
Все это указывает на необходимость, по
меньшей мере, дальнейшего специального
исследования проблемы значения принципов
права как его источников1).
3 Нормативный правовой акт – основный источник права романо-германской правовой системы
Анализ юридической литературы правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют равную значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
Одной
из главнейших особенностей романо-германской
правовой семьи является приоритетная
роль закона в системе источников
права. Доминирование данного
Различные страны романо-германской семьи объединены в настоящее время единой концепцией, согласно которой «первостепенная роль должна быть признана за законом»2).
Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права; это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
По сравнению с правовым обычаем и юридическим прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.
В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.
Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.
Принципиальное различие нормативно-правовых от индивидуальных актов их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых - предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу. И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Аналогичным образом обстоит дело в сфере применения норм не только уголовного права, но и других отраслей права.
Нормативно-правовые акты следует отличать от актов разъяснения или толкования правовых норм. Различие заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты устанавливают либо изменяют содержание правовых норм, то акты разъяснения или толкования, как видно из их названия, направлены, прежде всего, на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм.
Как уже было сказано, нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.
По юридической силе различают: законы - акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.
Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных органов.