Источники конституционного права России и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права России и их виды.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
Провести юридический анализ иных источников конституционного права, таких как договоры и соглашения, конституционные обычаи и прецеденты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
Понятие и виды источников конституционного права Российской
Федерации ………………………………………………………………………………………5
Основной источник конституционного права Конституция Российской Федерации…………………………………………………………………………………….7
Законы, договоры соглашения, декларации, судебные прецеденты
и конституционно-правовой обычай как источники конституционного права..12
Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права.…………………………………………………………………………………………….20
Решение конституционного суда как самостоятельный источник права……………………………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………………33
Список нормативно-правовых актов и литературы использованной при написании данной работы…………………………………………………………………….36
Электронные информационные источники……………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Готовый по конституционному праву.docx

— 101.47 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем необходимо учитывать, что  конституционные суды принимают  различные решения:

     - о толковании конституций, признании нормативных актов или их частей соответствующими или несоответствующими конституциям, по результатам рассмотрения споров,

     - о компетенции между органами государственной власти и т.д.

     Источником  права является и правовая позиция  конституционного суда. Причем правовая позиция не обладает той же юридической  силой, что и постановление конституционного суда о толковании конституции или  признании нормативного акта, не соответствующего конституции.

     Она обязательна, но ее неисполнение не влечет тех же последствий, что и при  неисполнении решений суда.

     На  основании статьи 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2010 года) (редакция, действующая с 9 февраля 2011 года) органы власти и должностные лица обязаны принимать меры, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан несоответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения или дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечению двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не будут приняты настоящим пунктом меры в связи решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.

     Ответственность за неисполнение правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в этом законе не предусмотрена. Не предусмотрена  она и в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ. В связи с этим правовые позиции конституционных судов реализуются с большим опозданием. В соответствии со ст.  77 Конституции Республики Коми, принятой 17 февраля 1994 года законы и иные нормативные акты принимаются Государственным Советом на сессиях, если за них проголосовало большинство от числа избранных депутатов.

     12 апреля 1995 года Конституционный  Суд Российской Федерации в  постановлении по делу о толковании  статей 103 (ч. 3), 105 (части 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции  Российской Федерации высказал  правовую позицию, заключающуюся  в том, что акты парламента  должны воплощать интересы большинства  в обществе, а не только парламентского  большинства. Это может обеспечиваться только в том случае, если за закон проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Принятие большинством от данного числа решения во всех случаях учитывают волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса, вследствие чего наличие вакантных мандатов депутатов не может сказаться на итогах голосования.

     Только  через четыре с половиной года в ст.77 Конституции Республики Коми были внесены изменения. В новой  редакции законы принимаются большинством голосов от установленного Конституцией числа депутатов. Представляется, что  это было сделано не потому, что  существует правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, а в связи  с появлением соответствующей нормы  в Федеральном законе «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации». По-видимому, федеральный законодатель учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Поставленные цели перед курсовой работой были достигнуты в полном объеме. В результате проведенной работы дана полная характеристика понятию, видам и правовым основам источников конституционного права Российской Федерации как отрасли права.

     Из  написанной курсовой работы видно, что источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера. Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены и изменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.

     Конституция Российской Федерации является главным  законом, основным источником отрасли конституционного права. Конституция Российской Федерации  находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов.

     Она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

     На  федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам:  

     - законодательные акты Российской Федерации,

     - подзаконные акты Российской Федерации,

     - судебные решения.  

     Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная  власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных  министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают, издают, законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли.

     К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся:  

     - Конституции республик,

     - Уставы других субъектов Федерации. 

       Формами установления правовых  норм, действующих только на территории данного субъекта, являются:

     - законы,

     - постановления,

     - иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

     Кроме того, к источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, уставы (Положения).

     Конституционный Суд Российской Федерации формально  не относится к числу правотворческих  органов, но таковым является: любые  акты, признанные Конституционным Судом  Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.

     Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого  права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые  перегородки между институтами - наоборот, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно - правового  регулирования.

     Система права, наводит своеобразный порядок  в многоэтажном и многоквартирном  здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними.

     И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит  на одном фундаменте, каковым выступают  единые принципы конституционного права:

      - суверенитет народа,

      - естественное право,

      - приоритет охраны прав и свобод,

      - разделение властей,

      - независимое правосудие,

      - правовое государство.

     В заключение данной темы нужно отметить, что необходимо знать источники Конституционного права в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей и определения своего места в обществе.

     Актуальность  данного вопроса никогда не потеряет своей значимости с тем, что изучение основных источников Конституционного права не только помогает проследить основные тенденции его развития, но и избежать многих проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  нормативно-правовых актов и литературы использованной при написании данной работы 
 

     
  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном  референдуме 12.12.1993г. // Официальное  издание (с учетом поправок, внесенных  Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ),
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: ИНФРА-М. - 2005. - С. 82,
  3. Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1999. С.14,
  4. Саммигулин, В.К. Основы российского конституционного права: Учебное пособие. — Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2005. - С. 82,
  5. Конституция РФ с комментариями. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Инфра, М., 2000,
  6. ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,
  7. Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и будущего.// Правоведение. – 2001 г. – С. 53,
  8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2004 г. С. 62,
  9. Кечекьян С.Ф. О понятии источника права /С.Ф. Кечекьян // Ученые записки МГУ. Вып. 116. – М., 1946. – Кн. 2,
  10. Allen C.K. Law in the making. Oxford univ. press. 1958. Р. 1,
  11. Пучков О.А. Формы (источники) права. Правотворчество / О.А. Пучков // Теория государства и права. Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. – М.: «Инфра М – Норма», 1997. – С. 288,
  12. Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применят право (О правоприменительной природе судебных органов) /В.С.Нерсесянц // Судебная практика как источник права. – М., 1997. – С. 34-41,
  13. Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов / С.А. Авакьян // Юридическая природа актов конституционных судов Республики Болгария и Российской Федерации. – София, 2004. – С. 62-63,
  14. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации / В.А. Кряжков, А.В. Лазарев. – М.: БЕК, 1998. – С. 227,
  15. Бержель Ж-Л. Общая теория права/ Ж-Л. Бержель. – М.: 2000. – С. 98,
  16. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки / В.Д. Зорькин. – М.: Норма, 2007. – С. 116-117,
  17. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Под ред. Авакьяна. – М.: Норма, 2000. – С. 569,
  18. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 1994. – С. 124,
  19. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд / Б.С. Эбзеев. – М.: «Закон и право», 1997. – С. 119-120,
  20. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России / Н.В. Витрук. – М., 2001. – С. 108,
  21. Лазарев В.В. Техника учета решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.В. Лазарев // Журнал российского права. – 1997. – № 11. – С. 48,
  22. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Государство и право. – 1996. – № 10. – С. 17,
 
 

Электронные информационные источники 

  • base.garant.ru,
  • constitution.garant.ru,
  • politika.su,
  • government.consultant.ru
  • Консультант плюс.

Информация о работе Источники конституционного права России и их виды