Источники конституционного права России и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права России и их виды.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
Провести юридический анализ иных источников конституционного права, таких как договоры и соглашения, конституционные обычаи и прецеденты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
Понятие и виды источников конституционного права Российской
Федерации ………………………………………………………………………………………5
Основной источник конституционного права Конституция Российской Федерации…………………………………………………………………………………….7
Законы, договоры соглашения, декларации, судебные прецеденты
и конституционно-правовой обычай как источники конституционного права..12
Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права.…………………………………………………………………………………………….20
Решение конституционного суда как самостоятельный источник права……………………………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………………33
Список нормативно-правовых актов и литературы использованной при написании данной работы…………………………………………………………………….36
Электронные информационные источники……………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Готовый по конституционному праву.docx

— 101.47 Кб (Скачать)

     Конституция Российской Федерации предусматривает  принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

     1) по юридической силе;

     2) по предметам ведения, которые  в них могут затрагиваться;

     3) по порядку принятия;

     4) по возможности применения Президентом  Российской Федерации в отношении  них отлагательного вето.

     Все конституции нового поколения провозглашают  своими основными задачами:

        -  учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина;

        - реализацию народного суверенитета (реализуемую через представительную систему).

      В содержании конституции выделяют два  элемента:

  1. Нормативно-юридический материал и правовое содержание, из которого состоят конституции (нормы, институты, принципы),
    1. Социальное содержание - предмет конституционного регулирования.

     В теории конституционного права под  предметом конституционного права  понимается круг регулируемых нормами  основного закона общественных отношений. В зависимости от характера проникновения  государства в различные сферы  общественных отношений принято  различать следующие модели конституционного регулирования: 3

      - либеральная конституционная модель присуща всем конституциям старого поколения, предметом регулирования которых являлось: закрепление прав и свобод личности (в основном гражданских и политических); организация государственной власти - структура, статус, полномочия высших органов государства, их взаимоотношения); государственно-территориальное устройство страны;

      - этатистская модель конституционного регулирования связана с неоправданным расширением круга отношений, регулируемых нормами основного закона;

      - либерально-этатистская модель характеризуется сочетанием двух предыдущих моделей и связана с возросшей ролью современного государства в экономике, социальной сфере, международных отношениях, в обеспечении научно-технического прогресса, предотвращении социального и экологического кризисов.

     Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения.

     Данное  определение позволяет понять, что  не вся государственно-правовая надстройка является предметом изучения конституционною  права России, а только та ее часть в которой представлены, «овеществлены» властеотношения. Причем она должна быть соразмерной господствующим в обществе общественным отношениям.

     Следовательно конституционное право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционною строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонационального общества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны одним смыслом, одним содержанием - волей многонациональном народа Российской Федерации, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

     Наука Конституционного права – составная  часть всей юридической науки, входящей в систему общественных наук.

     Это отраслевая наука, то есть предметом  ее является одноименная отрасль  российского права Конституционное  право.

     В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая  сила, порядок принятия, отмены и  опубликования.

     Значение  Конституции как основного источника  отрасли конституционного права  определяется и тем, что установленные  в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции  определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его  организации и жизнедеятельности.

     Конституция по сравнению с другими источниками  отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и  общественного значения. Его нормы  касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

     Придание  Конституции статуса закона прямого  действия означает, что она может  непосредственным образом, т.е. без  привлечения других законов, правовых актов, применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела.

       Благодаря принципу прямого действия  Конституции России в ряде  случаев для истцов, возбуждающих  судебное дело, ответчиков по  делу, обвинителей и судей достаточно  использовать только один свод  положений закона в виде Конституции.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Законы, договоры, соглашения, декларации, судебные прецеденты  и конституционно-правовой обычай - как источники конституционного права.  

     К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся  федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.  

     Федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 года. По своей сути российские федеральные конституционные законы — это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Закон должен быть наиболее распространенной формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам5 — части 3 статьи 76 Конституции РФ, но и более сложным порядком их принятия.

       Для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето.

     Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим  права и свободы граждан, правомочия государства. Такие законы могут  приниматься только по вопросам, предусмотренным  Конституцией. Федеральные конституционные  законы не могут изменять Конституцию  и не являются частью Конституции. 

     Федеральные законы - это самый многочисленный вид источников содержащие конституционно – правовые нормы конституционного права. Конституцией, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией и здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

     - в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.),

     - приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статьи 71, 72 Конституции РФ).

     - федеральные законы равно как  и законы субъектов РФ как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.02.1997)). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).

     - все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений. Применительно к сфере конституционно-правового регулирования,  такая ситуация очевидна в избирательном законодательстве — пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».  Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона6.

      Из вышеизложенного виден приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами, важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

     Законы о поправках к Конституции РФ - эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в статье 136 Конституции РФ, а детализация — в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только к главам 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов.

     Источниками конституционного права являются также  законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции РФ «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство»7.

     Характеризуя  виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический  вид, обусловленный федеративным устройством  государства, как договоры и соглашения.8

     Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с  другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и  ее субъектами или между субъектами Федерации.

     Заключение  РФ договоров с другими государствами  регулируется Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (с изменениями от 1 декабря 2007 года).

     Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров  РФ, не требующие издания внутригосударственных  актов для применения, действуют  в РФ непосредственно. Для осуществления  иных положений международных договоров  РФ принимаются соответствующие  правовые акты. Законом устанавливаются  порядок ратификации международных  договоров, порядок присоединения  РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение  и приостановление действия международных  договоров. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Союзом России и Белоруссии и других объединений части государств СНГ и России. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей, Парламентским Собранием Союза России и Белоруссии и над национальными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.

Информация о работе Источники конституционного права России и их виды