Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права России и их виды.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
Провести юридический анализ иных источников конституционного права, таких как договоры и соглашения, конституционные обычаи и прецеденты.
Введение………………………………………………………………………………………2
Понятие и виды источников конституционного права Российской
Федерации ………………………………………………………………………………………5
Основной источник конституционного права Конституция Российской Федерации…………………………………………………………………………………….7
Законы, договоры соглашения, декларации, судебные прецеденты
и конституционно-правовой обычай как источники конституционного права..12
Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права.…………………………………………………………………………………………….20
Решение конституционного суда как самостоятельный источник права……………………………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………………33
Список нормативно-правовых актов и литературы использованной при написании данной работы…………………………………………………………………….36
Электронные информационные источники……………………………………..37
-
нормативные акты, как правило,
определенным образом
-
нормативные акты позволяют
-
нормативные акты
Закрепление Конституцией Российской Федерации 1993 года, наряду с законами и другими нормативными правовыми актами, в качестве источников права международных договоров, а также общепризнанных принципов и норм международного права дало толчок к переосмыслению практически всех общетеоретических понятий, в том числе и системы источников права.
Перед правовой наукой встала задача теоретически объяснить важность включения в систему источников современного российского права таких их видов, как акты высшей судебной власти и построить целостную систему источников современного российского права, включающую в себя наряду с общефедеральными источниками права источники, создаваемые на других уровнях – региональном, муниципальном, корпоративном (локальном).
В
правовой науке по-разному
В
Российской Федерации созданы органы
конституционной юстиции, чьи решения
общеобязательны и имеют
Однако наше законодательство не позволяет признавать разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики в качестве источников права. Несмотря на то, что разъяснения этих судов и оказывают значительное влияние на последующие судебные решения и в какой-то мере приобретают прецедентное значение, они не содержат правовых норм. Решения судов общей и арбитражной юрисдикции являются правоприменительными актами. В силу статьи 118 Конституции Российской Федерации Суды общей и арбитражной юрисдикции, в том числе Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, при рассмотрении конкретного дела принимают решение в соответствии с законом. Если суд при рассмотрении дела придет к выводу о несоответствии применяемого им закона Конституции Российской Федерации, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
Предполагаем, что если бы разъяснения Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда являлись источниками права, то в статьи 125 Конституции Российской Федерации имелась норма, дающая право Конституционному Суду Российской Федерации проверять их на соответствии Конституции Российской Федерации. Иную юридическую силу имеют решения органов конституционной юстиции. На основании ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.), решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу:
- признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации,
- не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации,
- не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными,
- не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Схожие нормы содержатся во всех законах о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.
Решения
органов конституционной
1. Общеобязательность решений конституционного (уставного) суда на всей территории субъекта Федерации (она отличается от обязательного исполнения решения других судов, т.к. носит общий характер);
2. Окончательность решения конституционного (уставного) суда, которое является окончательным и обжалованию не подлежит;
3. Непосредственность действия решения конституционного (уставного) суда, которое не требует его утверждения каким-либо нормативным правовым актом;
4. Непреодолимость решения конституционного (уставного) суда (юридическая сила решения не может быть преодолена повторным принятием того же акта).
Однако
в правовой науке нет единого
взгляда на юридическую природу
решений органов
Противоположную позицию занимает профессор С.А. Авакьян. Он считает, «что выполнение каким-либо субъектом права задач право применения отнюдь не исключает и его правотворческой деятельности. Наоборот, очень многие из них, применяя нормы, созданные другими субъектами права, в то же время для их реализации создают новые правовые нормы, причем в форме своих нормативных актов. В частности, правительство, осуществляя генеральную функцию исполнительной власти – организация применения законов, для этой цели использует и свое правотворчество. По отношению к соответствующему закону это вполне можно назвать право применением, хотя известная условность понятийного аппарата в данном случае очевидна» 16.
Профессор В.А. Кряжков пытается примирить авторов различных позиций о правовой природе решений конституционных судов. По его мнению, «решения Конституционного Суда занимают специфическое место в системе правовых актов. Они не могут быть отнесены ни к правоприменительным, ни к нормоустанавливающим актам, в них сочетаются качества того и другого» 17.
Конституционные суды осуществляют правотворческую функцию, но с определенными особенностями:
1)
правотворчество является не
главной целью суда, а «дополнительным
продуктом функционирования
2) оно осуществляется на основе конституции и не должно ей противоречить;
3)
оно связано чаще всего с
толкованием права и
4) существуют пределы судебного правотворчества;
5) сами правоположения вырабатываются судом на основе правовых принципов и юридических норм;
6) они не могут сами по себе отменить или изменить закон.
В
настоящее время в науке
На Западе традиционно признавалась множественность источников права. Так профессор Жан-Луи Бержель считает: «хотя значимость и авторитет этих источников варьируется, что зависит как от конкретной юридической системы, так и от эпохи и страны, из всех них можно выделить закон, обычай, судебную практику и толкование законов (или учений). Принято выделять также «источники письменные», например, закон и «источники неписаные», например, обычай, или «источники прямые», например, толкование закона и судебная практика…»18.
Профессор В.Д. Зорькин отмечает: «В российской юриспруденции существует взгляд на решения Конституционного Суда как на решения прецедентного характера. Действительно, некоторые существенные свойства решений Конституционного Суда, содержащих правовые позиции, сближают их с прецедентами. Так, его решения распространяются не только на конкретный случай, но и на все аналогичные случаи и имеют официальный характер, делающий их реализацию обязательной на всей территории страны. Поскольку можно говорить о самостоятельной правотворческой функции Конституционного Суда следует признать, что его решения приобретают прецедентный характер и становятся источниками права»19.
Безусловно отдельные свойства судебного прецедента характерны для решений конституционного суда. Но между ними есть и существенные различия.
Судебный прецедент – «решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами»20. Судебное решение, становящееся прецедентом, обязательным, как правило, для судов, рассматривающих аналогичные дела, т.е. обладающих одинаковой подсудностью. Причем небольшая непохожесть в фабуле дела может повлечь принятие иного решения. На федеральном уровне в Российской Федерации функционирует один Конституционный Суд и он не намерен выносить одинаковые решения. Однажды высказанная позиция Конституционного Суда служит основанием для отказа в принятии к производству похожих дел. К тому же в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Такое
различие в правовой природе и
юридической силе решений Конституционного
Суда Российской Федерации и судебного
прецедента объясняется особым статусом
Конституционного Суда. Профессор В.Е.
Чиркин предлагает не включать этот Суд
в судебную власть, а отнести его
к специальной ветви –
Информация о работе Источники конституционного права России и их виды