Источники конституционного права России и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права России и их виды.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
Провести юридический анализ иных источников конституционного права, таких как договоры и соглашения, конституционные обычаи и прецеденты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
Понятие и виды источников конституционного права Российской
Федерации ………………………………………………………………………………………5
Основной источник конституционного права Конституция Российской Федерации…………………………………………………………………………………….7
Законы, договоры соглашения, декларации, судебные прецеденты
и конституционно-правовой обычай как источники конституционного права..12
Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права.…………………………………………………………………………………………….20
Решение конституционного суда как самостоятельный источник права……………………………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………………33
Список нормативно-правовых актов и литературы использованной при написании данной работы…………………………………………………………………….36
Электронные информационные источники……………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Готовый по конституционному праву.docx

— 101.47 Кб (Скачать)

Важным  источником конституционного права  остается Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, 10 апреля 1992 включен в качестве составной части в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации, которым были закреплены основы взаимоотношений РФ и ее субъектов. Другой пример: Договор между РФ и Республикой Татарстан 1994 года, которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно - правовые нормы.

     Особое  место среди источников конституционного права занимают Декларации:

     - Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (фактическая дата подписания декларации 11 июня),

     - Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (с изменениями на 11 декабря 2002 года),

     - Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года9. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»

     Такого  рода Декларации имеют конституционно – правовое значение. В них формулируются  принципы, обязательные для всего  конституционно - правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

     Судебные прецеденты - занимают значительное место в конституционном праве зарубежных стран. Ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод.

     Судебный  прецедент - является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В странах же континентальной правовой системы, к которым относится и Россия, судебный прецедент в качестве источника права не рассматривается. Однако здесь необходимо иметь в виду следующее. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране источником права, по общему правилу, не являются. Но относительно недавно в судебной системе Российской Федерации появились такие судебные органы, как Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Правовая природа решений этих судебных органов принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права.

     Конституционно-правовой обычай - исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай. Прежде всего, в сфере функционирования публичной власти, например:

      - внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ в Государственную Думу (только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп),

     - помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса,

     -  назначение Советом Федерации  судьи Конституционного Суда  Российской Федерации учитывать  согласие уже действующих судей  Конституционного Суда Российской  Федерации по представленной  кандидатуре.

     Некоторые конституционалисты (М. В. Баглай, А. Е. Козлов и др.) в качестве самостоятельного источника конституционного права рассматривают естественное право как совокупность естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека (все рассмотренные выше источники при таком подходе объединяются в позитивное право). Такой подход, безусловно, имеет право на существование. Однако всякое право должно быть реализуемо и защищаемо, а реализация и, особенно, защита прав и свобод возможны при позитивном закреплении этих прав и свобод (в нормативном акте, судебном решении, договоре и пр.). Практически все общепризнанные (естественные) права и свободы человека в Российской Федерации закреплены позитивно, на уровне Основного Закона, в том числе благодаря формулировкам части 4 статьи 15 и статьи 55 Конституции РФ.

     Исходя, из вышеуказанного можно сказать, что:

     - источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера,

     - юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы,

      - существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права,

      - нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды,

      - закрепление конституционно-правовой нормы в нормативном правовом акте подчинено объективным реалиям и сложившимся на данный момент общественным отношениям, что придает норме высокий уровень юридической значимости,

      - закрепление конституционно-правовой нормы в законе зависит от размера территории, на которую распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.

     4. Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права. 

     Указы Президента РФ - следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, являются:

     - Указы Президента РФ от 28.12.2001 (в ред. Указов Президента РФ от 16.03.2007 N 359, от 19.05.2009 N 567) № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»,

     - Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325,

     - Указ Президента Российской Федерации  от 13.05.2000 № 849 (В ред. от 21.06.2000 N 1149,от 09.09.2000 N 1624, от 30.01.2001 N 97,от 06.04.2004 N 490, 
от 05.10.2004 N 1272) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»,

     - Указ Президента Российской Федерации  от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».

     Постановления Правительства РФ - к источникам конституционного права относятся также Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению10 в РФ (статья 115 Конституции). Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы.

     Постановления Правительства России являются обязательными  для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (статья 71 Конституции РФ) и совместному ведению её субъектов (статья 72 Конституции РФ).11

     Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы.

     Ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила) - изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить, в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ) могут быть, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания.

     Акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь, прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

     Регламенты  регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

      - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (изменения Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3999-5 ГД)

      - Положение об Администрации Президента Российской Федерации 
(утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. N 1412) 
(с изменениями от 15 апреля, 30 июня, 30 октября 1997 г., 11 августа 1998 г., 14 ноября 1999 года, 27 июня, 17 августа 2000 года.).

     Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой  для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов.

     Нормативно правовые акты субъектов РФ - прежде всего акты органов исполнительной власти регионов:

     президентов республик, губернаторов и глав администраций  иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.).

     Акты органов местного самоуправления - принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

     Отнесение к источникам конституционного права  России иных форм права является небесспорным и дискуссионным. 

      5. Решение конституционного суда как самостоятельный источник права. 

     До  недавнего времени отечественная  правовая наука мало внимания уделяла  понятию «источник права». Профессор  С.Ф. Кечекьян отмечал, что это понятие «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» – это не более чем образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понятие того, что обозначается этим выражением»12. Единственное, в чем специалисты сходились во мнении, определяя понятие «источник права», так это то, что под этой категорией следует понимать не причины, порождающие юридические правила, а способы формирования юридических норм, формы изложения права.

     Английский  правовед К. Эллен определяет источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и, прежде всего, обязательными13.

     В условиях советской правовой системы  единственным источником права признавался  нормативный акт. Поэтому понятие  «система источников права» обычно заменяло понятие «система законодательства». Этатическая теория права во взаимоотношении понятий «государства» и «права» приоритет отдавала «государству». Право рассматривалось лишь как способ формирования государственной воли.

     Безусловно, нормативный акт – доминирующий источник права. По мнению О.А. Пучкова, он имеет следующие неоспоримые преимущества:

     - нормативный акт может быть  издан оперативно, в любой части  изменен, что позволяет относительно  быстро реагировать на социальные  процессы;

Информация о работе Источники конституционного права России и их виды